Российские спортсмены продолжают выступать на внутренней арене после отстранения от мирового спорта. В середине июля в Пензе прошёл чемпионат России по прыжкам в воду, в котором выступили почти все сильнейшие прыгуны в воду в стране.
Из топовых спортсменов не удалось поучаствовать в турнире только бронзовому призёру Олимпийских игр в Токио-2020 Виктору Минибаеву. После успешного прошлого сезона он взял паузу на восстановление, но всё равно продолжает держать себя в форме и прыгать.
В большом интервью Metaratings.ru семикратный чемпион Европы и пятикратный призёр чемпионатов мира, который сейчас не имеет возможности пополнить свою впечатляющую коллекцию международных наград, рассказал:
- когда примет решение по своей дальнейшей карьере;
- как получил серьёзные травмы перед Олимпиадой в Токио, но всё равно сумел выиграть бронзовую медаль;
- что происходит с мотивацией спортсменов после запрета на участие в международных стартах;
- почему не смог встретиться с Владимиром Путиным на встрече с олимпийцами и что сказал бы президенту при встрече.
«Ставлю себе время до конца года. Если будет тяжело возвращаться на прежний уровень, перейду к тренерской деятельности»
– В этом сезоне вы не соревнуетесь. Как себя сейчас чувствуете?
– Восстанавливаюсь от всех травм после олимпийского сезона, продолжаю прыгать, чтобы дальше готовиться к выступлениям.
– Мы с вами встретились на чемпионате России в Пензе, где каждый день полные трибуны. Не удивляет такое внимание к турниру?
– Пандемия ушла на второй план, поэтому люди приходят. Всё-таки прыжки в воду – достаточно интересный и красивый вид спорта. Почему бы не прийти?
– Чемпионат в полном объёме освещал «Матч ТВ». Спортсменам не мешает такое внимание?
– Молодых спортсменов масса камер, наверное, чуть-чуть отвлекает, потому что у них не было раньше такого опыта. Дополнительный стресс из-за этого присутствует, но в целом для нашего вида спорта это очень здорово. В моё время, когда я только начинал, нас вообще не снимали, а тут у ребят есть возможность показать себя на чемпионате России перед всей страной.
К тому же, уровень показа в Пензе получился очень высоким. Я смотрел несколько трансляций по телевизору, и картинка мне показалась весьма качественной.
– Даже удалось пригласить на трансляции Губерниева.
– Мы с ним хорошо общаемся. Знаю, что Дмитрий любит наш вид спорта, ему очень нравятся прыжки в воду. Думаю, он сам с удовольствием согласился отработать наш чемпионат. Приятно, что такой популярный комментатор работает на турнире, это может популяризировать прыжки в воду.
– Есть чувство сожаления, что не удалось принять участие в чемпионате?
– Конечно, расстроен, что сейчас я не совсем готов. Хочется выступать, но выступать плохо нет желания. Я должен был здесь прыгать микст, но все вместе решили не выступать, потому что кондиции пока не удалось набрать в полной мере.
– До конца сезона есть планы вернуться в спорт?
– Я себе ставлю время до конца года. Тогда мы сядем с тренером и всё подробно обсудим. Если будет к тому моменту очень тяжело возвращаться на прежний уровень, то перейду к тренерской деятельности.
– Видите себя тренером?
– Да, мне это очень интересно. Вы, наверное, могли заметить, что я ярко реагировал на запрыги Игоря Мялина (вице-чемпион России-2022 в командных прыжках – прим. Metaratings.ru). К этому старту я помогал ему готовиться как тренер. Он уже взрослый спортсмен, и рядом с ним я тоже учусь каким-то тренерским качествам.
«На сборах перед Олимпиадой защемило спину – было проблематично даже встать. А за день до вылета в Токио вылетело плечо»
– Главный тренер сборной Светлана Моисеева несколько раз мне говорила, что пока федерация не форсирует ваше возвращение. С ней вы часто обсуждали своё будущее?
– Эту тему не поднимаем. Я чаще советуюсь с ней как с тренером: как упражнения делать, что подсказывать спортсменам в определённых ситуациях. Больше говорим об этом, чем о моей спортивной карьере.
– Насколько непривычно жить в таком графике, когда вы свободны от стартов каждые несколько недель?
– У меня больше времени на семью, потому что мало езжу на сборы и соревнования. За весь год я был только на Кубке России и сейчас на чемпионате России. Провожу много времени с семьёй, навёрстываю за все года, когда мало времени уделял ей.
– А ровно год назад вы жили под диким прессингом во время Олимпиады и все месяцы подготовки к ней.
– Прошёл всего год, но это уже две разные жизни. Был непростой отрезок. Многие вспоминают коронавирус, но мне ковидные ограничения не мешали. За два года спортсмены успели привыкнуть, мне же больше вспоминаются проблемы со здоровьем.
Я подошёл в хорошей форме к чемпионату России, который смог выиграть. Дальше были восстановительные сборы в Сочи перед вылетом в Токио, но после одного упражнения у меня защемило спину. Две недели я кое-как ходил, даже встать было проблематично. Врачи делали снимки, но не могли понять, что со мной произошло. Хотя даже дыхание перебивало периодически.
Каким-то образом спину отпустило, уже пошла финальная подготовка к Олимпиаде. За день до вылета в Токио неудачно поставил руки на вход после прыжка, и у меня вылетело плечо.
– Как всё развивалось дальше?
– До Токио первую неделю в Японии мы провели в Канадзаве. Все ребята тренировалась в усиленном режиме, а я только накануне выезда в Токио прыгнул впервые с вышки. Но даже тогда было очень больно, поэтому всю пиковую форму после чемпионата России я растерял. К счастью, несмотря на всё, получилось удачное выступление с Сашей Бондарем (дуэт выиграл бронзовую медаль ОИ-2020 на 10-метровой вышке – прим. Metaratings.ru).
– Как себя настроить, когда накануне Олимпиады получаешь тяжёлую травму?
– Это всё приходит с опытом. В ранние годы, наверное, сложнее преодолевать себя, скатываешься на эмоции. Здесь я просто сквозь боль готовил себя к главному старту года. Психологи и тренеры даже не помогут в этой ситуации, только я сам настраивал себя на те запрыги.
– Вы с Бондарем дольше всех оставались в олимпийской деревне. Не трудно было с ежедневными тестами и различными ограничениями жить в таких условиях?
– Это уже мои третьи Олимпийские игры. Всегда так было, что в первые дни я прыгал синхрон, а в последние дни – индивидуальные прыжки. Я уже знал, что меня ожидает. Поэтому план подготовки был сформирован с учётом длительного пребывания там.
– В личном зачёте вы стали пятым, а Бондарь – четвёртым. Моисеева открыто говорила, что осталась недовольна судейством в Токио. У вас какие мысли?
– Со стороны виднее, я не смотрел. Но, думаю, где-то она права, потому что судьи могли нам поставить повыше баллы, а соперникам пониже.
«Если бы встретился с Путиным, поблагодарил бы его за то, что российский спорт – один из величайших в мире»
– У вас всё равно получилось приехать домой в статусе медалиста Олимпиады. Удалось монетизировать бронзу?
– Я не гонюсь за этим, специально не искал предложений. Несколько обращений было о сотрудничестве, на них я откликался. Приглашали на всевозможные открытия, встречи. В рекламе KIA снялся.
– После Олимпиады вы пропустили встречу олимпийцев с Владимиром Путиным. В СМИ была фраза, что вам неинтересно встречаться с президентом. Не жалеете, что упустили возможность с ним пересечься?
– Сразу скажу, что я не говорил именно так, что мне неинтересно встретиться с президентом. Это не мои слова. Я сказал, что на тот момент у меня уже были на руках путёвки на отдых, и деньги терять не хотелось.
– Как происходят приглашения спортсменов на такие мероприятия?
– Я узнал через тренера, она мне передала, что будет встреча с президентом в определённые даты. Я сразу объяснил, что у меня не получится, и все без каких-либо проблем восприняли это.
– Если бы удалось встретиться с Путиным, о чём бы с ним поговорили?
– Только слова благодарности. Думаю, он все прекрасно знает и без моих слов, ведь Владимир Владимирович сильно поддерживает спорт. Я бы только поблагодарил его за то, что российский спорт – один из величайших в мире.
– Параллельно с чемпионатом России шёл мировой чемпионат в Будапеште. Насколько грустно вам и вашим друзьям, что вы не смогли выступить на мировом первенстве?
– Мотивация пропадает, всё равно чемпионаты и кубки России не компенсируют международных стартов по миру. Все хотят выступать на главных турнирах мира и Европы, чтобы представлять свою страну и побеждать там. Некоторые ребята уже понимают, что впереди ничего, кроме внутренних соревнований, поэтому и к тренировкам не такое внимание, как перед чемпионатами мира или Олимпийскими играми.
– Некоторые депутаты и спортивные чиновники призывают полностью переориентироваться на внутренние турниры. Слышал мнения, что спортсменам не важно, где выступать – лишь бы платили. Согласны с таким настроем?
– Нет, есть же амбиции. Лично для меня не важно, сколько мне заплатят. Моя цель как спортсмена выступать на чемпионате мира и попытаться его выиграть.
– В дни чемпионата России обсуждалась тема, что Россия не попадёт на Олимпиаду в Париже, поскольку из-за отстранений спортсмены не смогут на неё квалифицироваться. Реально ли сохранить мотивацию в таких условиях?
– Даже не знаю, как ответить. Совсем молодым спортсменам, может, это пойдёт в плюс, потому что будет время набраться опыта и сил, даже если поставят больше внутренних стартов. Но для того же Евгения Кузнецова, например, это будет плохая новость. До следующей Олимпиады в Лос-Анджелесе он точно не допрыгает. Взрослые спортсмены превозмогают травмы, тратят кучу сил ради Олимпийских игр, а держать мировой уровень столько лет очень тяжело. Поэтому такие новости сильно давят на моральное состояние спортсменов.
– Для всего российского спорта отстранение хотя бы от одной Олимпиады – это проблема?
– Конечно. Но если реально нас отстранят, то, думаю, станет проблемой для всех, что такая великая страна, как Россия, не примет участие в Олимпийских играх.
«Если брать лучшие выступления по ходу прошлого сезона, то мы бы с Сашей Бондарем выиграли этот чемпионат мира»
– Как вам уровень чемпионата мира без России? Захаров сказал, что турнир потерял в качестве.
– Дело не только в этом. Многие именитые спортсмены завершили карьеры, кто-то взял паузу. В 10-метровой вышке серебро взял 15-летний японец. Были традиционно сильные китайцы, приехал олимпийский чемпион из Британии Мэтти Ли. В целом программы слабее были, чем раньше.
– В той форме, в которой вы были в прошлом году с Сашей Бондарем, вы бы смогли претендовать на победу в Будапеште?
– Если не брать Олимпиаду, а просто свои лучшие выступления по ходу прошлого сезона, то мы бы выиграли этот чемпионат мира в синхроне на 10 метрах. Мы набирали за 480 баллов, а в этот раз китайцы выиграли чемпионат с общей суммой в 460.
– Обиды нет?
– А смысл? Если постоянно о таких вещах думать, можно головой поехать.
– Бондарь сейчас неплохо выступает в новом дуэте с молодым Русланом Терновым. Следите за ними?
– Конечно, очень переживаю за них. Руслану надо набираться опыта с Сашей. Физически и технически Руслан готов, Саша ему помогает ему морально.
– Ревности нет, что партнёр начинает работу с другим спортсменом?
– У меня такого нет, я только рад, что ребята прыгают. Они с огромным отрывом выиграли чемпионат, показали красивые прыжки и набрали хорошую сумму баллов.
– Удаётся вообще дружить, когда приходится не только выступать в синхроне, но и соревноваться в личном зачёте?
– Лично у нас с Сашей давно сложились хорошие отношения, когда он ещё выступал за Украину на юниорских и молодёжных соревнованиях. Когда он приехал, сразу возникло предложение выступать в синхроне. Пришлось ждать, пока ему дали разрешение выступать за нашу сборную. И с первых прыжков у нас всё сошлось. Мы все годы дополняли друг друга. Саня – более спокойный человек, я же чуть поэнергичнее. Где-то он меня успокаивал, а иногда я его эмоционально заводил.
Но, конечно, все близкие отношения приходится немного отодвинуть, когда мы выходим в индивидуальных прыжках. Каждый хочет сделать друг друга.
– Вы сказали, что решение о дальнейшей карьере примете в конце года. Но уже сейчас можно подвести итоги: медали чемпионатов мира, Олимпиады, победы на чемпионате Европы. Довольны, как всё сложилось?
– Хотелось бы ещё выиграть чемпионат мира и Олимпийские игры. Единственные величины, которые мне не покорились. Но даже если не получится, то в целом всё получилось неплохо на спортивном пути. Считаю, что после себя какой-то след в российских прыжках в воду смог оставить, а это – самое важное.