Давид Белявский два года назад стал одной из главных звёзд российской сборной на Олимпиаде в Токио. Вместе с Никитой Нагорным, Артуром Далалояном и Денисом Аблязиным он принёс стране первое за 25 лет золото в командных соревнованиях по спортивной гимнастике. Уже полтора года Давид вместе с другими топовыми гимнастами вынужден выступать только внутри страны – сейчас он готовится к Кубку России, который пройдёт в Сочи с 30 августа по 3 сентября.

В интервью Metaratings.ru обладатель трёх олимпийских медалей (в том числе личной бронзы на брусьях), чемпион мира и семикратный чемпион Европы рассказал, в какой точке находится его карьера сейчас. Из нашего разговора вы узнаете:
- откуда Давид черпает мотивацию без международных стартов;
- что думает о допуске россиян со стороны Международной федерации гимнастики;
- как реагируют иностранные гимнасты на турниры без россиян;
- чем российские турниры уступают международным;
- почему не собирается менять спортивное гражданство.
«Если я сделал всё от себя зависящее и занял даже десятое место, то это нормальный для меня результат»
– В какой форме вы подходите к Кубку России?
– Подготовка идёт по плану. Мы готовимся на нашей базе «Озеро Круглое». Сейчас у меня средний уровень, не совсем готов. У нас есть ещё пара недель, как раз для набора формы.
– Подойдёте к своей лучшей форме?
– Лучшая форма всегда на Олимпийских играх. Буду в хорошей форме, я надеюсь.
– Кубок России – сейчас один из главных стартов в России, где выступают лидеры сборной. Уровень соревнований соответствует уровню чемпионата Европы?
– Понятно, конечно, что на чемпионате Европы другие лица и соревнования, другая конкуренция. Тут мы друг друга знаем, но всё равно соревнуемся между собой. У нас сильная команда, но, конечно, хотелось бы конкурировать и со спортсменами из других стран.
– Год назад вы проиграли в Никите Нагорному и Даниелу Маринову в многоборье. Есть ли сейчас цель занять первое место?
– Я больше оцениваю результат по тому, удалось ли мне сделать все элементы. Если не удалось, значит, это были неудачные соревнования. Если я сделал всё от себя зависящее и занял, к примеру, третье-пятое или даже десятое место, то это нормальный для меня результат.
– В прошлом году старший тренер сборной России Валентина Родионенко говорила, что вы не победили из-за тяжёлой программы. Согласны с этим? С той же программой подходите к Кубку России?
– Программа у меня такая же, считаю её обычной. На том Кубке России не было каких-то исключений. В то же время, не могу сказать, что ребята делали какие-то слабые комбинации. Не знаю, почему было такое высказывание. Может быть, Никита где-то убрал пару элементов, но Маринов точно сделал всю свою программу.
– 18-летний Маринов в прошлом году стал открытием для российских болельщиков. Вы как ветеран сборной России какие перспективы видите у него?
– Для успешных выступлений на международной арене ему всё равно чуть-чуть не хватает. Ему нужно подработать, усилить некоторые снаряды, потому что занимать первые места на мировом уровне достаточно сложно. Там есть сильные китайцы и японцы, работы ещё много предстоит ему. В целом, он молодой 18-летний парень, думаю, у него все перспективы есть, у него может быть хорошее будущее.
– В каких компонентах ему не хватает уровня?
– Коня можно усилить и добавить в вольных. Базовую стоимость везде нужно увеличивать в каждом снаряде для того, чтобы хорошо бороться в многоборье. У него хорошо получаются опорный прыжок и брусья.
«Я не теряю свою мотивацию без международных стартов – это моя работа»
– Как ведущим спортсменам России не терять мотивацию на внутренних стартах?
– На внутренних стартах мы делаем просто свою работу и относимся к этому именно так. Любая работа требует мотивации. Я не теряю свою мотивацию. Занимаюсь любимым делом, для меня это совсем не сложно.
– Следите за чемпионатами мира и Европы?
– Да, конечно. Смотрим за нашими друзьями, соперниками. Конечно, интересно, что происходит в мире спортивной гимнастики.
– Зрелищность турниров падает без россиян?
– Мы же не видим свои выступления, когда выступаем, надо спрашивать у болельщиков. Конечно, мы всегда составляли конкуренцию на своих стартах.
– Общаетесь с иностранцами сейчас? Что они вообще говорят?
– Некоторые прямо ждут, когда мы вернёмся. Никита Нагорный недавно общался с ребятами из Турции, они хотят, чтобы нас быстрее допустили. Разные мнения: кто-то хочет, кто-то – нет. Кому нужна лишняя конкуренция? Кто-то, наоборот, нас ждёт и хочет конкуренции на соревнованиях.
– В одном интервью вы говорили, что любите подсказывать и можете что-то посоветовать молодым спортсменам, когда видите их ошибку. Сможем ли мы увидеть вас в качестве тренера после завершения карьеры?
– Вполне реально. Ничего такого в этом не вижу. Если у меня путь пойдёт по тренерской деятельности, то я это легко приму.

– Не задумывались вообще сейчас об окончании карьеры?
– Пока нет. Пока есть силы и желание, поэтому я в спорте. Сколько ещё буду в спорте – зависит от моего здоровья и конкурентоспособности в нашей сборной. Если не смогу тянуть, то пойму это и скажу, что всё. Определённой возрастной отметки нет.
«Нас допустили, но по факту сделали нереальные условия для участия»
– Недавно Международная федерация гимнастики допустила россиян до международных стартов. Такое решение стало для вас сюрпризом?
– Нет, не стало. Они вроде бы сказали, что нас допускают, но там такие условия.... Там спортсмен сам должен оплачивать свои поездки, а не федерация или министерство спорта, за всё должен платить сам. И командой мы всё равно не сможем поехать, они нам оставили только снаряды – и всё.
Можем поехать только лично: пройти личный отбор по этапам Кубка Мира и только по снарядам. Мы не сможем бороться в многоборье и в командных первенствах.
– Кто-то на такое согласится?
– Кто-то может и согласится, некоторые уже уехали куда-то в другие страны. Они уже там готовятся ездить на соревнования. Думаю, что большинство откажется.
– Получается, они всё равно не допустили нас?
– Они сделали такие условия... Говорят, что как бы нас допустили, но по факту создали нереальные условия.
– В том, что они допустили нас, есть какой-то позитивный знак к тому, чтобы мы выступили на Олимпиаде?
– Международная федерация спортивной гимнастики допустила нас, но должно быть подтверждение от МОК. Но от МОК ещё не было потверждения, что нас допускают, допустила только FIG (Международная федерация гимнастики, – прим. Metaratings.ru).
Возможно, всё ещё решится. Надо узнать полностью критерии. Где будем выступать? Как будем выступать? Сколько человек будет выступать? У них же списки были, что атлеты из ЦСКА и «Динамо» выступать не могут.
«Я уже выступал под нейтральным статусом, больше не хочу»
– Одно из требований, которое идёт со стороны политиков для многих российских спортсменов, – не выступать без флага. Как относитесь к такому?
– Я не знаю. У политиков своё видение на этот счёт.
– Можно ли их понять?
– Понять-то можно. Кто-то говорит, что можно без флага выступать. Их как понимать? Это двоякая ситуация.
– Стоит выступать в нейтральном статусе?
– Я уже выступал под нейтральным статусом, но больше не хочу – лучше с флагом.
– Почему не хотели бы так выступать?
– Я же видел, какое отношение на последней Олимпиаде. Я прошёл через это. За карьеру выступали по-разному, но с флагом намного лучше.

– А если сейчас будет возможность поехать без флага, не поедете?
– Я не это имею виду, а то, что с флагом выступать лучше, чем без. Гимн не играет после выступлений.
– Федерация сумела компенсировать потерю от заработков без международных соревнований?
– Наша федерация нас хорошо поддерживает. В этом плане нет никаких проблем.
– Удалось ли заменить международные старты на внутренние?
– Финансово полностью удалось заменить, а по конкурентоспособности – нет. Мы соревнуемся друг с другом, а сами друг друга каждый день в зале видим. Это уже не так интересно, как могло бы быть.
– Скучаете по международным соревнованиям?
– Конечно. Я вообще не задумываюсь об этом, но, когда идут какие-то международные соревнования, тот же чемпионат Европы или мира, то смотришь и думаешь, что мы могли быть там и составить конкуренцию всем спортсменам, которые там есть.
«Я не рассматриваю вариант со сменой гражданства»
– Как относитесь к тем, кто меняет своё гражданство?
– Это их дело. Кто-то захотел – уехал, кто-то нет. Я бы так не сделал.
– Вы не рассматривали такой вариант?
– Я же тут. И логично, что не рассматриваю такой вариант.
– Стоит ли удерживать спортсменов, которые хотят сменить своё гражданство?
– У всех разные ситуации. Может, у кого-то родные давно хотели уехать, такое случилось, и они поехали.
– Если мы говорим про молодых спортсменов, то какой мотив у них оставаться?
– А какой у них мотив уходить?
– Международные старты и Олимпиада.
– Большую часть спортсмен готовился в России, все тренеры и специалисты готовили его тут. Сейчас взять и уехать? Ну, может быть такое. Но зачем?
– Многие едут, чтобы участвовать на Олимпиаде.
– Вы же знаете, как происходит процесс смены гражданства? И когда можно выступать на Олимпийских играх после смены гражданства? Это, во-первых, тяжёлый процесс, во-вторых, по-моему, должно пройти три года после смены гражданства, чтобы начать выступать. Они не смогут выступить на Олимпиаде в Париже 2024 году. К 2028 году уже может всё и поменяется, тогда смысл уезжать?
– Верите ли вы, что мы поедем в Париж?
– Судя по тому, что я читал и смотрел – нет. Я думаю, сейчас нет никакой надежды, что мы выступим в Париже следующим летом.
– Без участия россиян Олимпиада потеряет в зрелищности?
– Не знаю, вполне возможно, что в некоторых видах потеряет, где были наши сильнейшие спортсмены. Не будет той конкуренции, которая была раньше. Где-то потеряет точно, а в каких-то видах спорта нашего отсутствия даже не заметят.
– Многие спортсмены после отстранения начали участвовать в разных шоу. Вы бы не хотели себя где-то попробовать?
– Да я где-то сам иногда балуюсь, пробую себя, ролики в соцсетях снимаю. Мы как-то играли матчи в поддержку разных фондов. Если зовут куда-то, то я с удовольствием пробую.