«Сочи» стал главным открытием прошедшего сезона, заняв второе место в РПЛ, а основной причиной такого успеха все признали работу штаба Владимира Федотова. Её очень высоко оценили и в ЦСКА, поэтому руководству сочинцев пришлось оперативно искать новых тренеров, которые выжмут максимум из не самого звёздного состава РПЛ.
В итоге перед началом сезона в команду перебрались Вадим Гаранин, Александр Аверьянов, Дмитрий Мантуш и Илья Гердт. Весной их работа впечатлила всю страну: «Енисей» спуртанул в Олимп-ФНЛ и почти добрался до стыковых матчей, а в БЕТСИТИ Кубке России команда на выезде разнесла «Локомотив» (4:0) и «Рубин» (3:1).
Первое большое интервью в новом клубе Вадим Гаранин дал Metaratings.ru . Знакомимся с тренером сочинцев, который не имеет нужной для работы главным тренером в РПЛ лицензии, но за полгода проделал путь из второй лиги, где работал с «Тверью», во вторую команду России.
«Не хочу, чтобы меня сравнивали с Моуриньо»
— Ещё два года назад вы работали во второй лиге, а теперь тренируете вторую команду страны. Можете дать универсальный совет тренерам из низших лиг, как добиться успеха и дальнейшего повышения до клуба-медалиста РПЛ?
— В «Енисее» и сейчас в «Сочи» я не главный тренер. У нас есть штаб, и в ближайшее время главный тренер появится.
Что же касается совета, то я не могу его дать. Я не учитель, не педагог, чтобы говорить людям, как работать. Каждый человек, каждый тренер разный: кто-то хочет играть с мячом, кто-то — вертикально, кто-то видит одни детали, кто-то — другие. Найти тренеров с одними принципами игры очень сложно, всё индивидуально. Так что я не вправе, наверное, учить людей.
— А если говорить не с тренерской точки зрения, а с «человеческой»? Просто таких историй, как ваша, в российском футболе мало. Могу с ходу, например, только Ивана Сергеева вспомнить.
— Знаете, здесь важно не то, что мы так быстро попали туда. Важно надолго остаться в клубе. Для нас этот вопрос – главный.
— Вы служили в армии на границе под Архангельском. Это тоже своеобразная школа жизни, она как-то помогла вам в тренерской работе? Может, как-то справляться со стрессами?
— В армии я быстрее мужиком стал. Ни на дискотеках, ни в клубах, а там, где есть боевое оружие. Просто эта сила дает мне возможность уверенно реагировать на какие-то моменты. Я не жалею, что там был. Там было очень и очень тяжело. И ко многим моментам я бы относился менее спокойно, не пройдя этот этап.
— Вы не могли бы вспомнить ситуации, которые больше всего на вас повлияли?
— Любой человек всегда жаждет, чтобы о нем говорили только хорошее, чтобы его хвалили. Но такого не бывает, и это, наверное, правильно, ведь идеальных людей нет. Бывает, дилетанты начинают умничать и обсуждать работу разных людей, это я глобально говорю. Я сейчас спокойно к этому отношусь. Меня родители учили быть нормальным человеком, и мне стыдно лить на кого-то помои, обсуждать «за глаза».
Моя жена сейчас задает вопросы: «А вот этот тренер хороший? А этот?» Я ей говорю: «Как я могу ответить на твой вопрос, не находясь внутри?» Если бы я видел тренировочные процессы, видел отношения в команде, то мог бы ответить. Но как я могу сформировать свое мнение, если не знаю, что происходит внутри? А когда меня обсуждают, то я спокойно к этому отношусь. Я стал сильнее.
— То есть, если вас назовут «русским Моуриньо», это будет неправдой? Ведь Жозе любит трэш-ток, а вы не такой.
— Я не хочу, чтобы меня сравнивали с Моуриньо. Я вообще не хочу проводить параллели, каждый человек в любой отрасли индивидуален. Не может быть двух Моуриньо, двух Клоппов, двух Гвардиол. У людей могут быть похожие идеи, но все они разные. Так что я не сторонник таких сравнений.
«Нельзя делить тренеров на плохих иностранцев и хороших россиян»
— Просто в нашем футболе любят такие сравнения. Например, Леонид Федун еще в 2015 году называл Дениса Давыдова «русским Месси». А сейчас он в «Знамени Труда» выступает.
— Денис был у нас в «Твери». Он произвел на меня приятное впечатление, у него приятные человеческие качества, желание вернуться на серьезный уровень. И футбольные качества очень неплохие. В академиях очень много ярких игроков, но на выходе их почему-то нет. Хочется, чтобы у нас были все-таки свои Давыдовы, Петровы, Ивановы, чтобы о них говорили так же, как о Месси, Хави, Иньесте, Левандовском.
— А почему так? У нас много талантливых футболистов, но далеко не каждому удается выступать на уровне топовых российских команд.
— Это очень серьезная тема. Мне во многих интервью приходится об этом говорить. У многих академий есть выбор: либо мы кого-то готовим, либо мы выигрываем медали, но в итоге футболистов желаемого уровня на выходе не так много. Мне лично хочется, чтобы они выигрывали медали через развитие своих футболистов.
— Грубо говоря, на молодежном уровне бьются за результат, а не за развитие?
— Жизнь меняется. Сейчас много молодых тренеров, и во многих академиях начинают делать акцент на развитие игроков. Но нельзя отделять развитие от результатов, так как они имеют большое значение для детей, родителей, да и для самих академий.
Глобально, первый ты или третий — не должно быть суперважно. В команде, которая занимает третье место, через год-два могут появиться игроки, которые своими усилиями попадут сперва в молодежную, а потом и в главную команду. Надеюсь, что рано или поздно результат будет идти вместе с развитием.
— В последнее время в топ-команды РПЛ зовут далеко не самых известных и титулованных иностранцев: Ваноли и Абаскаль в «Спартаке», Комппер в «Локомотиве». Плюс есть круговорот таких тренеров, как Божович. Как вы считаете, нашим командам стоит больше доверять российским специалистам?
— Когда я впервые пришел в «Арсенал», у меня все сложилось благодаря людям, помогавшим перейти из детско-юношеского футбола. Я видел, как работал Божович и его штаб, и они оставили приятное впечатление. Миодраг — сильный тренер со своей идеей, я видел, как он общается с футболистами, какой был микроклимат внутри.
Это я к тому, что нельзя делить на «плохих иностранцев» и «хороших россиян». Что у нас, что за границей есть как сильные профессионалы, так и люди, которые приходят благодаря, возможно, нефутбольным моментам. Конечно хотелось бы, чтобы нашим ребятам давали возможность работать, но мы должны понимать: чтобы эта возможность была, нужно и самим что-то показать.
Не должно быть ситуации, например, «Я — русский Гаранин, так что возьмите меня тренером, условно, сборной России». Нет, я должен соответствовать каким-то критериям, у меня должны быть знания, понимание и умения, а также и определенный результат через определенную модель игры.
«Нет цели, что мы должны занять первое место, но в «Сочи» все максималисты»
— «Сочи» сенсационно стал вторым. Повторить, тем более превзойти такой результат будет крайне непросто. Какие задачи перед вами поставили на следующий сезон и каким результатам вы лично были бы удовлетворены?
— Во-первых, клуб проводит колоссальную работу. Вы сказали, что все удивлены, но после знакомства с организацией, командой, с руководством, условиями, селекционным отделом для нас этот результат не стал неожиданным. Вообще все люди, имеющие отношение к клубу, полностью заслужили свое второе место в прошлом сезоне.
Я думаю, что никто в клубе не хочет показать результат хуже, чем в прошлом сезоне. Все хотят, возможно, даже еще один шаг наверх сделать, но глобальных целей, что мы должны занять первое место, нет. Но и футболисты, и руководство, и тренерский штаб — максималисты.
Знаете, при таких конкурентах в чемпионате одна деталь в сезоне может поднять тебя на первое место, а другая – опустить тебя ниже. Все, как говорится, «на тоненького». Так что будем стараться, чтобы вот это «тоненькое» сыграло за нас.
— Добиваться амбициозных задач непросто, так как команду могут покинуть несколько ведущих игроков. Есть слухи про уход Заики, Родригао, Терехова, Кассьерры. Вы готовы к тому, что команду придется перестраивать за очень короткое время?
— Мы готовы трудиться. Учитывая, как руководство «Сочи» любит свое детище, уверен, что мы слабее не станем. Если кто-то и уйдет, то придут ребята не слабее. Но мы надеемся, что потери будут минимальны, если они будут.
— Уход Кассьерры кажется уже свершившимся фактом. Он один из лучших, если не лучший форвард сезона.
— Безусловно, заменить его будет сложно. Но мы не первые и не последние. Уход игроков и тренеров — это часть футбола. Да, Кассьерра — это потеря, но незаменимых людей нет. Будем искать возможность его заменить, может, даже не приобретением новых игроков, а нахождением ресурсов внутри.
— Бывший скаут «Зенита» Антон Евменов говорил: «Нельзя Гарая заменить Новосельцевым». Вы согласны с такими словами?
— Если брать этих двух футболистов, то да. Но плакаться и жалеть об уходе игроков мы не будем. Это часть футбола, бизнеса, современных реалий, от которых мы никуда не денемся. У меня только один выход — работать и трудиться.
Селекционная работа была проделана очень серьёзная. Приехали очень сильные футболисты – Кассьерра, Родриго, Ангбан, хоть он и немного играл. Наверное, у предыдущего тренерского штаба были игроки, заслужившие футбольные преференции своим трудом, и Викториену было тяжело зайти в состав сразу.
Селекционная работа в нашем клубе очень хорошая. Будем надеяться, что вы это увидите.
«Потери иностранцев не дают возможности опустить руки и сказать, что всё плохо»
– Ангбан в интервью Metaratings.ru говорил, что в случае бана российских клубов в еврокубках многие иностранцы покинут РПЛ. Возможно ли качественно заменить легионеров, составляющих половину основного состава, на российских игроков?
– На уровне РПЛ заменить лидеров, глобально, очень сложно, но возможно не рассыпаться. В команде 25 человек. Не может быть, что 10 из них – топовые, а 12 – сладкие булки, которые не понимают, куда бежать и с какой силой отдавать. Не хочется проводить параллели, но, мне кажется, не должно возникнуть пропасти. Молодые ребята сейчас появляются и видят, что такое футбол. Понимают, что можно зарабатывать очень хорошие материальные блага, занимаясь любимым делом – это вообще счастье.
Вижу, как в «Сочи» опытные футболисты себя готовят – за сколько приезжают, что делают перед тренировкой, как относятся к питанию, восстановлению, раскатке, заминке, преактивации.
Молодые это видят – и пытаются всё это делать. С ними можно выстраивать неплохие команды. Например, «Крылья», которые играют в футбол и смотрятся очень современно, не имея много иностранцев.
– Они все вместе варились в «Чертаново» много лет.
– Какая разница? Вариться где-то можно сколько угодно, но они сделали шаг на самый высокий уровень и оказались к нему готовы. Это работа тренера, самих ребят. Семейная обстановка внутри команды, отношение руководства к футболистам, тренерскому штабу, медицинскому и административному департаменту – всё это должно быть одним целым.
Не уверен, что большая потеря иностранных футболистов даёт возможность опустить руки, сказать, что всё плохо, и задаваться вопросом, как мы дальше будем жить. Может, я нахожусь, как люблю говорить, в мире волшебных пузырьков, но у меня такое понимание.
«У нас нет морального права выдёргивать игроков из «Енисея»
– Вы не могли участвовать в голосовании за лучшего тренера РПЛ, где Семак и Федотов набрали одинаковое количество баллов. Назовёте свою тройку?
– Я не следил за баллами, но Сергей Богданович доказывает всё своей работой. Кто-то скажет, что это легко с очень сильными футболистами, но вообще нелегко этих звёздочек организовать, объединить. В Лиге чемпионов не всё получалось, но «Зенит» во многих играх показывал хороший футбол, а в последней игре Лиги Европы с «Бетисом» вообще на поле была одна команда – такого от российских клубов мы не видели давно. Это показатель тренерского мастерства Семака. Я не пытаюсь быть хорошим для «Зенита», просто это реалии.
Тренерский штаб «Сочи» тоже проделал чумовую в хорошем смысле работу. Мне импонируют «Крылья». У них чуть больший акцент сделан на определённые агрессивные принципы игры, ребята попали в РПЛ и сразу заиграли в такой футбол.
При Карпине интереснее стало смотреть за сборной. Мы хотим видеть агрессию, высокий прессинг, желание доминировать. Сама идея есть. Он вернулся в «Ростов» в тяжёлой ситуации: команда была внизу, ушли иностранцы, стали играть наши молодые ребята, на которых никто не обращал внимания. «Локомотив» их отдал за бесперспективностью. Но мне не хотелось бы расставлять тренеров по местам – по ним может расставить таблица. Для меня и моей команды очень важно, что у всех этих команд есть идея и они пытаются играть в футбол.
– После ухода Федотова в ЦСКА пошли слухи о переходе в команду футболистов «Сочи». А вы хотите приобрести каких-то футболистов из «Енисея»?
– Я не думаю, что Владимир Валентинович Федотов ушёл и начал говорить футболистам, что заберёт их. Слухи основываются на том, что футболисты уважают тренера и готовы идти за ним. У нас такая ситуация была в «Твери», когда мы уходили в «Енисей». У нас команда была единым целым. И предложи мы любому переход – они бы собрали вещи и пешком пошли бы до Красноярска. Здесь может быть такая же ситуация. Возможно, если бы поступило предложение, ключевым фактором для игроков был бы не клуб ЦСКА, а сам тренер.
Сейчас мы решили, что будет не совсем правильно забирать ребят из клуба, который отнёсся к нам как к очень близким людям, помогал во всём. Наверное, мы немного подвели «Енисей» своим уходом. Некоторых футболистов уже забрали. Продолжать выдёргивать игроков и оставлять выжженную землю мы в этой ситуации не имеем морального права.
«В матче со «Спартаком» судьи раз 15 досматривали эпизод. Все хватались за голову, что Николсон не забил, а судья поднимал офсайд»
– «Енисей» под вашим руководством был одной из самых безбашенных в хорошем смысле команд в Олимп-ФНЛ. При этом вы не отступали от своих принципов даже в БЕТСИТИ Кубке России против «Локомотива», «Рубина». С «Сочи» вы будете тоже проповедовать атакующий футбол?
– Я понимаю, о чём вы говорите, но для тренера описание «безбашенный» звучит немного грустно. Это не то, чего мы хотим. Мы стремимся к структурности, хотим организованности в атаке и обороне. Если я буду говорить, что за пять месяцев у нас получилось создать атакующую команду, но не вышло подготовить более слаженную оборону из-за короткого времени, то покривлю душой.
И за это время можно было организовать игру в оборону, но получилось это у нас не до конца. Наверное, причина в агрессивном стиле игры с прессингом. Футболистам нужно больше времени, чтобы понимать, когда мяч закрытый, а когда открытый. Не только времени не хватило нам, но и каких-то своих тренерских моментов тоже. Глубже надо было делать, стремиться к такой работе.
Теперь о «Сочи». Мы футбол видим так, что хотим играть в атаку. Но это не значит, что с шашками наголо понесёмся «рубить соперников как капусту». Это структура, организация игры. Тяжелейший труд, который нужно кропотливо выстраивать через тренировочный процесс. Он проходит на поле, в теории и на индивидуальных встречах.
Да, мы хотим такой атакующий футбол, к тому же у «Сочи» очень играющая команда. Нам достаточно легко доводить до ребят свою идею, потому что они играли в футбол в последние два сезона. Акцент будет сделан на детальках, потому что они у каждого тренерского штаба могут быть разные. Мы на них останавливаем внимание, но в целом команда продолжит играть так же в атаку, как и раньше.
В обороне, безусловно, мы понимаем, что допускали дырки, если говорить о «Енисее». Когда пересматривали матч со «Спартаком», заметили, что было 6-7 моментов у наших ворот, где мы проваливались. При этом было ещё моментов 15, в которых по новым правилам судьи досматривали эпизод до конца, а потом зажигали офсайд. Все хватались за голову, что, например, Николсон не забил очередной момент, а судья после эпизода поднимал флажок. Нам хочется дальше укреплять моменты, когда атакующие игроки соперника чаще попадали в созданные нами офсайды.
Я сейчас ни в коем случае не провожу параллели, но есть «Манчестер Сити», играющий в доминирующий и атакующий футбол. Безусловно, очень много соперников подстраиваются под их стиль и при этом создают моменты. Невозможно 90 минут держать баланс и не дать сопернику создать ни одного момента, играя высоко с мячом.
Мы хотим сделать так, чтобы наши футболисты ментально были готовы к доминированию на поле. Если наша команда играет сильнее, чем соперник, значит, что в нашей команде сильнее футболисты. Задача не просто купить сильного футболиста, а сделать так, чтобы наши футболисты добавляли в наших требованиях, упражнения, идеях. Если у нас это получается, то наши футболисты делают правильную работу.
– Вы сказали, что дело в футболистах. Но ведь от тренера тоже многое зависит? Ваш предшественник Владимир Федотов с ограниченным ресурсом довёл команду до второго места.
– От тренера зависит огромное количество всего. Но жизнь клуба – это комплексная работа от президента до персонала. Один в поле не воин. Всегда нужны единомышленники, потому что сильный и замечательный президент тоже ничего не сделает со слабыми помощниками. В таком комплексе стоит убрать один винтик, и всё может испортиться. Поэтому очень хочется, чтобы все были на своих местах.
***
25 июня Гаранину и его команде предстоит бросить вызов чемпиону. «Зенит», по мнению экспертов букмекерской компании PARI , явный фаворит матча Кубка PARI Премьер с коэффициентом на победу ( 1,60 ), но те, кто верит в «Сочи», могут неплохо увеличить свою ставку: ничья в основное время оценивается 3,90 , а победа «Сочи» – в 5,80 .