После скандала с участием бывшего руководителя федерации прыжков в воду и олимпийского чемпиона Алексея Власенко, который уже около года находится под арестом в СИЗО по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, у организации появился новый президент. В декабре им стал Станислав Дружинин.
Три последних года менеджер возглавлял правление Федерации регби России, а с сентября 2021-го откликнулся на предложение помочь Российской федерации прыжков в воду в непростое для неё время, включившись в рабочий процесс с роли председателя исполкома – исполнительного директора федерации.
После состоявшихся выборов Дружинин дал большое интервью Metaratings.ru , в котором рассказал, с какими проблемами он столкнулся в начале работы, назвал бюджет на следующий год и отметил главные задачи в новой должности.
«У Федерации прыжков в воду есть свои особенности, но в целом я чувствую себя в своей тарелке»
– Вы трудитесь в федерации прыжков в воду около четырех месяцев. Сколько понадобилось времени, чтобы понять все процессы и особенности работы?
– Конечно, пришлось быстро включаться в процесс. Времени на раскачку не было. Помогает опыт работы в общероссийской спортивной федерации, в которую входило 77 региональных организаций. В чемпионате страны играло десять профессиональных клубов и действует несколько всероссийских спортивных лиг. Соответственно, есть понимание специфики работы спортивной организации, принципов сотрудничества с министерством спорта и Олимпийским комитетом России, региональными министерствами.
Считаю, что благодаря поддержке со стороны членов президиума нашей федерации мне удалось освоиться за достаточно короткий период времени. Наверное, масштабы федераций несколько разные, но проблемы и задачи схожие. У федерации прыжков в воду есть свои особенности, но в целом я чувствую себя в своей тарелке.
– Почему на вас обратили внимание из федерации прыжков в воду?
– Федерация регби России добилась хороших результатов по многим показателям буквально за три года, была выстроена достаточно успешная система. Это было заметно в спортивном мире. К тому же, по известным причинам, федерация прыжков в воду продолжительное время находилась без руководителя. Стоит признать, что наступал критический момент.
Так совпало, что появилось предложение, и я посчитал это отличной возможностью, чтобы реализовать себя в качестве руководителя федерации. В регби я руководил исполнительным органом – правлением, но самую большую работу там проводит президент федерации Игорь Юрьевич Артемьев. Теперь у меня есть возможность развить свой потенциал на аналогичной должности. Так что я с большим воодушевлением принял предложение.
– Было сожаление от ухода из Федерации регби?
– Нет. Повторюсь, там была выстроена достаточно работающая на перспективу система, и мы многого добились: игра стала значительно популярнее, повысилось качество проведения соревнований, открылись академии регби, с игрой стали знакомить в школах. Но с первого дня работы здесь я понял, что такой красивый вид спорта, как прыжки в воду, мне ближе и понятней. Перед нами много интересных задач, и я уверен, что прыжки в воду привлекут внимание большего количества людей и станут сверхпопулярными в стране. Уже сейчас могу сказать, что мы готовы показать хорошие результаты на Олимпиаде-2024.
– В России в большинстве спортивных федераций на руководящих постах люди, которые были легендами своих видов спорта. Вы – один из немногих, кто стал исключением. Какие-то сложности в связи с этим есть?
– Абсолютно никаких. Все относятся ко мне как к человеку, который профессионально подходит к решению задач, понимает специфику спорта и работу федерации как организации. Особенно рад тому, как меня поддерживают наши уважаемые олимпийские чемпионы и члены президиума федерации Дмитрий Саутин, Елена Вайцеховская, Глеб Гальперин и главный тренер сборной Светлана Моисеева. Они понимают спортивные составляющие и занимаются ими, я – спортивным менеджментом, то есть управлением в спорте. Так что мы отлично дополняем друг друга.
– Что такое управленческая работа в спортивной федерации?
– Необходимо организовать несколько процессов, от административно-правовых до работы со спонсорами, правильно выстроить работу с органами государственной и муниципальной власти, регионами, чтобы мы могли постоянно улучшать нашу инфраструктуру. Важно корректно представлять наши интересы за рубежом в международных федерациях. Поэтому мы ценим наш симбиоз, из которого получится хороший результат.
Есть много положительных примеров, когда легенды своего вида спорта переходят в родные им федерации и проявляют таланты в административной деятельности. Например, Михаил Мамиашвили – прославленный борец, который сейчас успешно руководит Федерацией спортивной борьбы России. Однако есть примеры, когда даже у самых именитых спортсменов возникают проблемы со спортивным менеджментом. Так что я не вижу ничего странного, если в федерациях работают люди, которые не добивались спортивных успехов. Кстати, среди тренеров, в том числе выдающихся, достаточно тех, кто не был спортивной звездой. Это тоже факт.
«Бюджет федерации на следующий год составит 150 млн рублей. Это на 30% больше, чем годом ранее»
– Федерация потеряла спонсоров после возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента Алексея Власенко. Удалось ли исправить положение?
– С частью спонсоров, которые раньше поддерживали федерацию прыжков в воду, удалось договориться об их возвращении. К сожалению, их осталось немного. Ведем дальнейшие переговоры. Идет целенаправленная работа по повышению маркетинговой привлекательности для спонсоров как наших сборных, так и наших соревнований. Главное – сейчас мы находимся в стабильном финансовом состоянии и у нас достаточно средств для реализации намеченных планов.
Очень сложными были первые недели, когда я только возглавил исполком федерации. Буквально на грани срыва была поездка сборной на юниорский чемпионат мира . Справились! На сегодня большинство партнёров оказывают нам помощь через пожертвования, без рекламного пакета. Мы очень благодарны нашим спонсорам из Zasport, вместе с которыми сделали красивый календарь на следующий год. Уверен, что мы постепенно станем привлекательными и для других коммерческих организаций.
– Две недели назад у нас выходило интервью с Шамилем Тарпищевым, и он сказал, что годовой бюджет Федерации тенниса составляет 7 млн долларов или около 515 млн рублей. Какой бюджет у Всероссийской федерации прыжков воду?
– Наш бюджет на следующий год, и это не секрет, составляет примерно 150 млн рублей. Мы его утвердили на президиуме федерации 10 декабря. Но, как я сказал, нам необходимо наращивать своё присутствие в регионах, а значит, придётся с каждым годом увеличивать бюджеты для новых кадров и для повышения зарплат тренерам. Мы к этому готовы и ставим себе такие задачи.
Необходимо премировать тренеров, поощрять спортсменов за хорошие результаты. Плюс есть потребность в закупке нового оборудования, трамплины изнашиваются и требуют замены. Моя задача как руководителя федерации создать и обеспечить все условия для нормального развития нашего вида спорта.
– Сравните бюджет в 150 миллионов рублей с прошлым годом?
– Бюджет увеличился примерно на 30%.
«Есть идеи о прыжках с вертолёта в Байкал, с Крымского моста, с ледника в Арктике»
– Вы анонсировали идею прыжков с разводного моста в Санкт-Петербурге. Появились ли какие-то договоренности по этому поводу и есть ли другие задумки прыжков в необычных местах?
– Мы уже обсуждали эти идеи с федеральными телеканалами. Вернёмся к ним в новом году. Комитет Госдумы по туризму тоже в курсе наших планов, и определённую поддержку нашим замыслам мы получили. Такие проекты выгодны для всех сторон. Мы показываем наш вид спорта, привлекаем к нему широкое внимание, параллельно развивается внутренний событийный туризм.
Если говорить о других задумках, то есть идеи о прыжках с вертолёта в Байкал, с Крымского моста, с ледника в Арктике. Как понимаете, именно необычные, нестандартные события привлекают массовое внимание, телевидение, блогеров, зрителей.
– А традиционные соревнования ожидаются на основном «Матч ТВ» и других каналах холдинга?
– Безусловно. Наши внутрироссийские и международные соревнования обязательно будут на федеральных телеканалах, уже есть предварительные договорённости на следующий год. Но это только начало. Мы готовим масштабный медиаплан нашей федерации до 2030 года.
– Что из прыжков в воду мы точно увидим на федеральных телеканалах в 2022 году, кроме чемпионата мира в Японии?
– В марте стартует открытый турнир по прыжкам в воду LEN, где будут спортсмены стран СНГ, Балтии и Грузии. Есть заявки и от других европейских государств. Турнир учредила наша федерация, договорились с Международной европейской федерацией. Проведём его в Саранске, Мордовии на современном объекте. Это будет первый евразийский турнир, который планируем проводит ежегодно. Также будет чемпионат России на открытом бассейне в Пензе и Кубок России в Саратове, этап Мировой серии в Казани. Это минимум, который мы точно сможем посмотреть в прямых эфирах.
– Вы описали интересные кейсы по хай-дайвингу. С ним в мире плотно ассоциируется Red Bull. Есть ли возможность у федерации привлечь этого гиганта в качестве спонсора выступлений?
– Пока мы не сформировали до конца работу в этом направлении, говорить преждевременно. Конкретных предложений по Red Bull ещё не было. У нас большие ожидания от хай-дайвинга. В России мы неоднократно проводили соревнования, в этом году представители более 15 стран были на турнире в Москве на Гребном канале. Проводили такие соревнования и в Казани, и в Крыму. Думаю, мы выделим хай-дайвинг в отдельный серьёзный блок, тем более есть перспективы его попадания в программу Олимпийских игр.
Как вице-президент Всероссийской федерации пляжных видов спорта, обсуждал недавно вопрос включения хай-дайвинга в программу Всемирных пляжных игр с президентом федерации Ильей Володарским. Сейчас направлены соответствующие письма о включении нас в программу. Мы рассчитываем оказаться на Летних играх в Казани, к тому же к 2025 году в столице Татарстана ожидается появление 27-метровой крытой вышки (она будет первой подобной в стране, – Прим. Metaratings.ru ), на которой можно будет проводить эти соревнования.
«Мы обязательно перезапустим шоу «Вышка», но раньше 2025 года это не получится сделать»
– Задача популяризовать прыжки в воду вами считается более сложной, чем регби? Все-таки регби – один из главных видов спорта во многих странах, чего не сказать о прыжках в воду.
– Прыжки в воду – это классический олимпийский вид спорта. Он, наверное, знаком каждому человеку с самого детства. Уверен, что большинство людей и в России, и в мире видели соревнования по прыжкам в воду! Да, регби входит, наверное, в пятёрку самых популярных командных видов спорта в мире. Подчеркиваю, командных. По популярности финал чемпионата мира по регби даже опережает трансляции Олимпийских игр и уступает только футбольному чемпионату мира. У нас другая история и другая основа для популяризации прыжков в воду и его продвижения. Да, командные виды спорта собирают больше зрителей, но у нас в стране есть отличный пример, как художественная гимнастика за небольшой отрезок в истории стала сверхпопулярной.
Моя дочка занимается в Центре гимнастики Ирины Винер уже несколько лет, каждый день ходит на 6-часовые тренировки и получает от этого большое удовольствие! Мы хотим похожего развития для прыжков в воду, чтобы со временем появились и платные группы, когда желающих прыгать будет очень-очень много. Это реально, просто надо работать над имиджевой составляющей, и тогда дети и их родители поймут, что прыжки в воду – это круто. Для этого надо вкладываться и в спортивные комплексы, и в инфраструктуру для качественного занятия прыжками в воду, и в тренерские кадры.
– Есть и другой путь. И без того популярное фигурное катание получило ещё больше фанатов после запуска различных ледовых шоу, в которых участвуют звёзды шоу-бизнеса. У прыжков в воду был подобный ТВ-проект «Вышка». Есть мысли вернуться к нему?
– Да, мы все прекрасно помним эту программу. Проблема в том, что она снималась в бассейне «Олимпийского», а его больше нет. Дождёмся, когда достроят «Олимпийский», потому что в Москве нет возможности делать такого рода шоу на других площадках. Мы обязательно перезапустим «Вышку», но раньше 2025 года это вряд ли получится.
«За Уралом нет ни одного бассейна, где есть достойная инфраструктура для прыжков в воду»
– Мы недавно общались с главным тренером сборной Светланой Моисеевой, и она сказала, что уже вовсю идёт подготовка к Олимпийским играм-2024. Глобально, что нам надо сделать, чтобы если не в Париже, то в обозримом будущем догнать китайцев?
– Это больной для всех нас вопрос, потому что мы всегда были впереди планеты всей. К сожалению, был период, когда некоторые наши тренеры переехали за рубеж и успешно тренировали наших же конкурентов. Так произошло не только в прыжках в воду, но и в фигурном катании, художественной гимнастике, других видах спорта. Сейчас наша задача – найти и поддержать собственные талантливые кадры, на которые мы сможем сделать ставки. В целом, мы и так в мировой элите и конкурируем с Китаем, просто надо активнее работать с резервом, думать над открытием школ-интернатов, где перспективные спортсмены смогут в постоянном режиме жить и тренироваться.
Мы уже подписали несколько соглашений со спортивными университетами об открытии специальных отделений на кафедрах, где студенты будут в особом режиме обучаться прыжкам. То есть хочу сказать, что для более плотной конкуренции с Китаем нам надо выстроить всю пирамиду, всю систему, чтобы с самого детства человек чётко понимал свою цель и возможности в прыжках в воду. Обязательно должны будут появляться новые регионы на карте нашей федерации, потому что за Уралом нет ни одного бассейна, где есть достойная инфраструктура для прыжков в воду. Это определённо надо исправлять.
– Кто первые на очереди?
– Если говорить о близлежащих к Уралу местах, то мы уже договариваемся с Башкортостаном об открытии федерации, потому что там есть необходимые бассейны с вышками. Вовсю идут переговоры с Ульяновской областью. В Краснодарском крае будут построены бассейны, и в следующем году мы открываем там федерацию и секции; у Ростовской области в планах два бассейна. Есть предварительные договоренности по Приморью и Дальнему Востоку. Мы занимаемся тем, чтобы помочь каждому региону.
– На себе уже пробовали весь адреналин прыжка с вышки?
– Когда-то прыгал солдатиком с вышек. Всегда любил смотреть, как ребята прыгают, когда занимался плаванием, сам иногда это делал. В планах попросить тренера научить меня азам и через какое-то время подойти к 10-метровой, потому что с неё ещё никогда не прыгал. Слушайте: когда наши спортсмены принесут золото на Играх в Париже, я готов прыгнуть с 10 метров!