Сборная Казахстана в последнее время сильно удивляет. Сначала команда выиграла свою группу в Лиге наций, а в этом году уверенно выступает в отборе к чемпионату Европы-2024, который следующим летом пройдёт в Германии. Важную роль в команде Магомеда Адиева играет защитник Лев Скворцов. 23-летний футболист дебютировал за сборную, выйдя на замену в первом тайме удивительного матча с Данией, который Казахстан перевернул с 0:2 на 3:2. Победный мяч в Северной Ирландии сборная тоже забила после появления Льва на поле.
Но прорывным год для него получился не только из-за побед сборной. Во второй части прошлого сезона Скворцов перебрался из Казахстана в Россию и впервые сыграл на уровне Премьер-Лиги вместе с «Химками». Команда в итоге не удержалась в элите, но в новом сезоне Скворцов решил остаться в Подмосковье и помочь команде вернуться, несмотря на предложения от других клубов РПЛ.
В интервью Metaratings.ru бывший футболист «Астаны», «Атырау» и «Турана» рассказал:
- какие клубы РПЛ его звали перед этим сезоном и почему он отказался от предложения из Европы;
- в чём сильные качества Андрея Талалаева;
- были ли в «Химках» скандалы, когда командой руководил Спартак Гогниев;
- сможет ли сборная Казахстана впервые сыграть на чемпионате Европы;
- хочет ли сыграть в товарищеском матче против сборной России.
«Уверен, что «Химкам» будет по силам вернуться, и я смогу ещё раз показать себя на уровне РПЛ»
– У тебя получилось напряжённое начало лета. После сезона с «Химками» прошли матчи с твоим участием за сборную Казахстана. Успел восстановиться?
– Да, всё нормально. Я прилетел домой, неделю отдохнул. Успели с семьей съездить на рыбалку. С детства ездим на рыбалку, можно назвать это хобби. Однажды даже поймал сазана на 5-6 килограммов. Потом прилетел на сборы команды в Саранск.
– Удачный улов получился и со сборной: два матча, две победы. Как всё проходило?
– Перед матчем с Северной Ирландией тренер настраивал нас и говорил, что уже прошло время, когда команда выходит на поле и боится играть против серьезного соперника. Сейчас мы показываем хорошие результаты и выходим на матчи, не смотря на уровень и статус противника. Мы делаем свое дело и выполняем тренерскую установку – вместе с этим приходит положительный результат.
– Твой агент Дмитрий Селюк рассказывал, что Андрей Талалаев и Туфан Садыгов лично были заинтересованы в том, чтобы ты остался в «Химках». Почему принял решение не бросать команду?
– Мы долго разговаривали в конце сезона, когда «Химки» еще были в Премьер-Лиге. В итоге сошлись во взглядах. Я, в свою очередь, сказал, что останусь на следующий сезон. Мне очень нравится здесь работать, клуб возглавляет отличный тренер. Мне всегда давали шанс, и я отыграл практически все игры по 90 минут.
Были другие предложения, в том числе из заграничных клубов, но, поговорив с руководством, я пришел к выводу, что подписать контракт с «Химками» – это наилучший вариант. Я хорошо знаю тренера, ко мне здесь отлично относятся. Будем возвращать «Химки» вместе.
– Есть ощущение, что «Химки» – главный фаворит на возвращение в Российскую Премьер-Лигу, несмотря на неудачный старт сезона?
– Да, конечно. Сейчас формируется новая команда, больше 10 игроков покинули клуб, но состав пополнили не менее сильные ребята. Думаю, что нам будет по силам вернуться в Премьер-Лигу.
– Ты уверенно провел свой дебютный сезон в России, хотя приехал только во второй его части. Не обидно опускаться в Первую лигу при таком уровне игры?
– Конечно, было неприятно вылетать в Первую лигу. Мы до последнего верили, что сможем исправить ситуацию, но не получилось. Тем не менее, я уверен, что мы вернемся обратно, и я смогу ещё раз показать себя на уровне РПЛ.
«В истории с Гогниевым журналисты не знали и половины от того, что происходило на самом деле»
– Слышал, что клуб предлагал тебе трехлетний контракт, но ты решил остановиться на однолетнем. Почему принял такое решение?
– Да, всё верно. Мы сошлись на этом с тренером и президентом клуба. Если мы выйдем в Премьер-Лигу, то при определенных условиях контракт будет продлен. Мы с руководством отлично знаем друг друга, так что подписание нового соглашения не доставит трудностей.
– Ты работаешь с Андреем Талалаевым несколько месяцев, можешь отметить сильные качества тренера?
– У Андрея Викторовича очень интересно проходят тренировки. При нем невозможно расслабиться, он постоянно наблюдает за игроками. Андрей Викторович анализирует каждую деталь: как ты держишь корпус, с какой ноги начинаешь разбегаться. Его можно назвать «фанатиком» своей работы. Думаю, что это важно для развития футболиста. Это стало одной из немаловажных причин, по которой я остался в клубе.
– Спартак Гогниев тоже относится к тренерской деятельности с особым фанатизмом. Ты застал его в «Химках» на пару месяцев, каким он тебе запомнился?
– Каждый тренер помогает по-своему. Какие-то положительные моменты я от него перенял тоже. Спартак Артурович проводил отличные тренировки, давал хорошие упражнения. Мне кажется, он не смог донести до команды свои мысли, не все ребята восприняли его представления об игре. В целом, он – отличный тренер со своим видением футбола.
– Когда ты перешел в «Химки», в клубе была напряженная обстановка. В СМИ сообщалось, что у Спартака Артуровича постоянно возникали скандалы с игроками. Насколько тяжело было адаптироваться в такой атмосфере?
– Я стараюсь не читать, что пишут в СМИ.
В той истории журналисты не знали и половины от того, что происходило на самом деле. Особо не обращал внимания на недопонимания тренера с некоторыми игроками. Футболист с тренером должны лично уладить конфликт – так это и происходило. Это нормальное явление для футбола.
«Европейские скауты начали следить за нами, к Зайнутдинову проявляет интерес «Бешикташ»
– Ты сказал, что у тебя были и другие варианты летом. Из каких стран был интерес? Слышал, что в РПЛ за тобой следили в «Ахмате» и «Оренбурге».
– Да, это правда, из «Ахмата», «Оренбурга» и ещё нескольких команд был интерес. Ещё было внимание от клубов из Словакии и Казахстана. Всё общение проходило через моего агента Дмитрия Селюка. На тот момент я находился в расположении сборной, так что всё мое внимание было направлено на подготовку к матчам.
Конечно, в Казахстан пока что возвращаться не хочется, потому что только в этом году уехал, есть желание доказать самому себе, что способен играть за границей в хороших чемпионатах. Но, как я уже сказал, мы решили, что сейчас лучше всего остаться в «Химках».
– Как вы начали сотрудничество с Дмитрием Селюком?
– Мы начали сотрудничать еще два года назад, когда я играл в Астане. С Дмитрием меня познакомил мой друг Акмаль Бахтияров, они вместе работали. Дмитрий позвонил мне, мы сразу же сошлись во взглядах.
– Дмитрий Селюк крайне редко встречается с клиентами вживую, потому что живет в Испании. Насколько сложно поддерживать связь с агентом дистанционно?
– Это необычно, но никаких сложностей в этом нет, я быстро привык. Мы с Дмитрием практически каждый день на связи, созваниваемся после матчей, в обычные дни тоже разговариваем. Я близко общаюсь со своим агентом. Возможно, когда я буду в Европе или в самой Барселоне, то нам удастся наконец-то увидеться.
– Сейчас вы со сборной Казахстане катаетесь по Европе по работе. Как думаешь, насколько матчи за сборную повышают шанс привлечь скаутов иностранных клубов?
– Как только сборную возглавил Магомед Адиев, мы стали показывать отличные результаты. Скорее всего, европейские скауты начали с этих пор пристально следить за нашими игроками. «Бешикташ» обратил внимание на Зайнутдинова, например.
Думаю, скауты поменяли мнение о казахстанских футболистах, они видят, что мы способны играть на высоком уровне. У нашей сборной есть цель. Если мы ее добьемся, то внимания и подписаний станет еще больше. Выступать за свою сборную – огромная гордость, но теперь появляется дополнительная мотивация, ведь каждый хочет выступать за границей и попробовать свои силы в хорошем чемпионате.
– Есть ли ощущение, что после переезда в Россию интерес к тебе повысился?
– Разумеется, когда я играл в Казахстане, обо мне меньше писали, мало кто узнавал. После перехода в «Химки» у меня стали чаще брать интервью, упоминать в различных изданиях. Я стараюсь не зацикливаться на этом и делать свое дело. При этом всегда рад, когда у меня просят интервью, мало кому отказываю.
«На матч с Данией пришли 30 тысяч человек. Было очень классно, те эмоции будут со мной всю жизнь»
– Ощущаешь интерес к себе внутри Казахстана?
– После выступлений сборной в социальных сетях постоянно отмечают в публикациях, пишут в личные сообщения. Это, конечно, приятно, но я стараюсь не обращать внимания. Хочется добиваться еще больших высот.
– У тебя получился дебют мечты. Ты вышел на замену в матче с Данией при счёте 0:1, но при тебе Казахстан перевернул игру и со счёта 0:2 обыграл датчан. Наверное, поминутно помнишь тот день?
– Тогда у меня заболел голеностоп, и я пошел к доктору, когда остальные ребята уже вышли на разминку. Когда надевал бутсы в пустой раздевалке, ко мне подошел Магомед Мусаевич и сказал, что сегодня состоится мой дебют. Спросил, готов ли я, и добавил: «Выходи, ничего не бойся, играй и показывай свой уровень. Не бойся ошибаться – это нормально».
Через полчаса после начала игры Миша Габышев получил травму, и я вышел на поле. Когда выходил, не было мандража, чувствовал себя спокойно. Наверное, из-за того, что все произошло очень быстро. Эмоции после победы не описать словами – это было нечто.
– Насколько тяжело было играть со сборной Дании? У них в составе люди, которые стоят десятки миллионов евро.
– Да, у них очень сильная сборная. Первый тайм дался особенно тяжело, но в перерыве Магомед Мусаевич смог подобрать очень нужные слова. Мы вышли на поле с совершенно другим настроем и смогли забить три гола. Во время матча ты не смотришь на уровень соперника, а показываешь свою игру. Мы доказали сами себе, что против таких сильных соперников действительно можно прибавить и навязать свою игру.
– Как тот вечер прожила «Астана Арена»?
– Стадион был переполнен, пришли 30 тысяч человек. Было очень классно, все болели, а после матча никто не уходил. Те эмоции будут со мной всю жизнь. Одно удовольствие играть при такой поддержке, болельщики дали столько сил, что мы могли отбегать ещё две игры. Пока для меня это самый эмоциональный матч в карьере и одна из самых больших побед в жизни.
– Пока победа над Данией – самая значимая в истории сборной?
– Думаю, нет. Как сказал Магомед Мусаевич, это важная победа, но она бы стала значимее, если бы именно в той игре решался выход на чемпионат Европы. Верю, что самые значимые успехи у нас ещё впереди.
«Думаю, что сейчас у Адиева точно нет мыслей о подписании контракта с каким-то клубом»
– Вы успешно начали отбор, а год назад выиграли свою группу в Лиге наций. С чем связаны такие успешные выступления сборной?
– Лига наций по-особенному повлияла на команду. Успех в группе со Словакией, Белоруссией и Азербайджаном дал уверенности всем парням. Это очень важный фактор, при котором ты выходишь на поле и понимаешь, что всё зависит от тебя. Мы поверили, что способны побеждать кого угодно. И большая победа в этом лично нашего тренера.
– Способен ли Адиев стать тренером топ-клуба Российской Премьер-Лиги?
– У него всё для этого есть. Для всех важен результат, а Адиев добился многого и принес достаточно громких побед. Возможно, ему поступали предложения от топ-клубов из России, но мы этого не знаем. Думаю, он способен работать в топ-клубе РПЛ, но пока он с нами в сборной Казахстана.
– Вы с ребятами видите, что Адиев сконцентрирован на сборной Казахстана и не думает о переходе в другой клуб?
– Мы делаем свое дело, идем к исполнению общей мечты. Думаю, что сейчас у Адиева точно нет мыслей о подписании контракта с каким-то из клубов.
– Половина отборочного этапа позади. Есть ощущение, что сборной Казахстана по силам оказаться в Германии на чемпионате Европы следующим летом?
– У нас в команде отличный коллектив, нет завистливых людей, так что всё складывается максимально грамотно. В сентябре пройдут две очень важные игры дома с Финляндией и Северной Ирландией. Если в команде останется та же атмосфера и мы сможем показать хорошие результаты, то можно будет размышлять об этом. Не нужно ничего загадывать, будем стараться забирать максимум очков. На всё воля бога.
«Хотел бы сыграть за сборную своей страны против России»
– После отстранения сборной России от международных турниров российские болельщики стали следить и поддерживать все соседние страны. Чувствуешь ли ты интерес со стороны России?
– Конечно, после матча с Данией многие комментаторы и журналисты из России общались с нами, выражали поддержку. Мне лично хочется, чтобы Россия тоже поскорее начала участвовать в международных турнирах.
– Хотел бы сыграть в товарищеском матче против России?
– Безусловно. Сейчас мне в любой игре было бы интересно поучаствовать, тем более за сборную своей страны против России, если такой матч получится организовать.
– Как вы реагируете на то, что российские игроки находят способы играть за чужие сборные: ищут корни в других странах, получают гражданство?
– Каждый спортсмен решает, как ему быть. Если есть такая возможность, то почему бы и нет? Финальное решение принимает главный тренер, а игрокам остается его принять. В Казахстане у нас уже был недавно случай, когда Саша Зуев получил гражданство. Мы тепло приняли Саню в своей команде, а он сказал, что рад оказаться в таком хорошем коллективе.
– Это может пойти на пользу сборной?
– Конечно. Такие игроки могут дать много вариантов игры главному тренеру и усилить всю команду.
«Алип – очень сильный футболист. Думаю, ему по силам стать игроком основы «Зенита»
– За твоим соотечественником Зайнутдиновым очень пристально следят как в Казахстане, так и за границей. Как думаешь, насколько он готов к следующему шагу?
– Зайнутдинов – очень сильный футболист. Думаю, он готов играть в таком большом клубе, как «Бешикташ». Не знаю, как у него все сложится, но хочу пожелать ему удачи. Уверен, он со всем справится в любом европейском чемпионате.
– У казахстанских футболистов есть интересные привилегии: вы не считаетесь легионерами в Российской Премьер-Лиге, а теперь не будете являться ими и в Турции.
– Это большой плюс. В Турции очень сильный чемпионат, и даже если эта квота действует только на одного тюркского игрока в клубе – это очень классно. У нас появляется ещё один шанс показать себя.
–Твой соотечественник Нуралы Алип, как и Зайнутдинов, уже привлёк к себе внимание со стороны топ-клубов Турции. Играя вместе с ним в сборной, ты оценил его уровень? Он может стать регулярным игроком основы «Зенита»?
– Нурик – очень сильный футболист. Мы, кстати, вместе жили в сборной, приятный человек. Думаю, ему по силам стать игроком основы «Зенита», просто нужно дать шанс. Он уже получал его и смотрелся очень достойно всегда, когда тренеры ему доверяли. Я смотрел матчи с его участием, и «Зенит» в них смотрелся убедительно.
– Видишь ли ты для себя перспективу подняться из «Химок» в топ-клубы?
– Да, как раз к этому и стремлюсь. Именно это стало причиной, по которой я покинул Казахстан – мне хотелось играть в лиге с более высокой конкуренцией. Для этого надо много работать и прикладывать максимум усилий, несмотря ни на что. В России очень сильный чемпионат, но я уверен, что мне будет по силам со временем оказаться в числе лучших команд.
– У тебя складывается очень насыщенный год: дебют в РПЛ, первые матчи за сборную. Как ты проживаешь этот период?
– Год еще не закончен, но я очень счастлив. Я всегда стремлюсь показывать свой уровень. Делаю на тренировках всё, что от меня зависит, а потом выхожу на игры и стараюсь показывать достойный результат. Дай бог, дальше будет ещё лучше.