Олимпийский сезон в фигурном катании наконец подошёл к концу. Он получился беспрецедентно сложным и богатым на события, особенно для группы Этери Тутберидзе.
За хореографию в зале и современные танцы в ней с 2008 года отвечает Алексей Железняков. Самый ярый патриот «Хрустального» всегда остро переживает любые процессы, которые касаются учениц и тренерского штаба группы, и не подбирает выражений.
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru Железняков подвёл итоги сезона, заглянул в будущее и был при этом как всегда предельно прям и эмоционален. Хореограф чемпионок рассказал:
- почему чемпионат мира теперь смешон и неполноценен;
- сколько в лучшем случае России придётся провести в изоляции;
- будут ли российские фигуристы выступать за другие страны;
- из-за чего у нас нет шансов отстоять Валиеву и олимпийское золото в команде;
- какими потрясёнными с Олимпиады вернулись девочки и сама Тутберидзе;
- что дальше ждёт Щербакову, Валиеву, Трусову и Косторную.
«Наигранная радость иностранцев от отстранения русских вызывает отвращение»
— На днях завершился последний турнир сезона – Кубок Первого канала. Следили ли вы за этим турниром, как вам подобный формат шоу-состязания?
— Конечно, следил. Интересно, весело. Такие турниры нашим спортсменам необходимы сейчас, но всё же это не международный турнир, больше формат некого шоу-междусобойчика.
— Нужно ли придавать большое значение результатам, которые показали фигуристы на этом показательном турнире? Победа Щербаковой в произвольной над Валиевой, упрощённый контент Камилы – как к этому относиться?
— Всё имеет смысл. Тем более когда ты понимаешь, что этот турнир смотрят миллионы людей. Всем же нужно держать форму и не терять надежду на лучшее будущее.
— Пожалуй, главный итог этого турнира — слова Ани Щербаковой о возможном завершении карьеры. Как вы восприняли эти слова? Такой сценарий возможен?
— Любой сценарий возможен. Аня такой же человек, как и все — строит и имеет свои планы на жизнь. Если она решит завершить спортивную карьеру, то, думаю, все примут этот выбор. Аня всего добилась в спорте, у неё отличная карьера, и всё это далось большим трудом и прохождением через неимоверные трудности. Но мне бы хотелось, чтобы она ещё покаталась. Надеюсь, ещё поработаем.
— Параллельно с Кубком Первого канала проходил чемпионат мира. Зарубежные фигуристы, журналисты нисколько не скрывали своей радости от отсутствия россиян. Как вы восприняли их реакцию?
— К этому чемпионату серьёзно не относился изначально. Это как отрубить человеку ногу и сказать: «Беги, беги быстрее». Вся эта наигранная радость вызывает только отвращение. Мол, наконец-то этих русских нет, теперь мы самые сильные во Вселенной. Ну, смешно, честно. Реальных состязаний не состоялось. Всё это псевдочемпионат.
— То есть, все исторические достижения — первая в истории победа японцев в командном зачёте ЧМ, золото американцев в соревнованиях пар впервые за долгое время — нельзя воспринимать серьёзно?
— Так и есть. От чемпионата мира, на секундочку, отстранили самых сильных спортсменов, и что это за турнир такой после этого? Недоразумение и неполноценность.
«Думаю, Россия попала под раздачу минимум на два года»
— Насколько оправданы и обоснованы меры по отстранению наших спортсменов, предпринимаемые международными спортивными федерациями?
— Считаю, что спорт и искусство всегда должны быть вне политики, как и церковь. Должно же в этом жестоком мире, где правят балом большие дяди, хоть что-то остаться. Особенно обидно за паралимпийцев, это уже кощунство какое-то и свинство. Ребята этим живут и идут к цели всю свою очень нелёгкую жизнь. К сожалению, этот мир уже давно сошёл с ума.
— Изоляция очень сильно ударит по нашим фигуристам, по развитию вида спорта в целом?
— Смотря на сколько эта изоляция затянется. Если на год-два, то не особо сильно затронет. Если больше, то конечно. У спортсменов попросту начнёт пропадать стимул. Ведь международные старты — это то, к чему они стремятся. А играть, так сказать, на своём поле, среди своих, нет интереса в большом спорте. Очень надеюсь, что скоро всё образуется, и этот кошмар закончится.
— Ваш прогноз: как долго это будет длиться? Есть ли надежда, что уже в следующем сезоне всё вернётся на круги своя?
— Это очень сложный вопрос. Хочется, верить в лучшее, но, думаю, минимум на два года мы попали под раздачу. Тут одному Богу известно, что будет дальше. Главное, чтобы третья мировая война не началась. Тогда спорт уже не увидит человечество никогда, потому что человечества не станет. Не дай Бог, конечно.
«Все разжигают ненависть к русским людям. Думаете, федерации других стран будут рады взять наших спортсменов?»
— Альтернативы в виде Кубка Первого канала, собственной серии Гран-при с участием дружественных стран смогут ли нам в полной мере заменить чемпионаты мира, Европы?
— Кубок с привлечением других стран это, конечно, интересно, но всё же не то. У людей уже десятилетиями сложилось понятие статусности таких соревнований, как чемпионаты мира или Олимпиады, когда между собой соревнуется весь мир, а не несколько стран. Это, безусловно, подспорье для поддержки наших спортсменов, но всё же не то.
Считаю, что в регламенте Олимпийского комитета должен быть прописан закон, как в Женевской конвенции. Называться он должен «Спорт вне политики». Исходя из этого закона, не должна ни одна страна попадать под спортивные санкции по политическим мотивам.
Ещё раз: нельзя смешивать политику и спорт. Хоть бы спорт оставили в покое, но нет, нужно всё изгадить и замарать. Идёт информационная война с целью полной дискредитации России и русских людей. В итоге лжецы, лицемеры правят этим миром. Надеюсь, что в скором будущем всё в корне изменится.
— Нет ли в сложившейся непростой обстановке (особенно если отстранение затянется) опасений относительно увеличения оттока российских фигуристов в другие страны?
— А как вы сами думаете? На Россию ополчились все, разжигают лютую ненависть ко всему русскому и в первую очередь к русским людям. И после этого, думаете, федерации других стран будут рады видеть у себя наших спортсменов? Очень сомневаюсь.
Да и уважающий себя спортсмен вряд ли при таких условиях захочет идти выступать за другую страну. Особенно за ту, которая враждебно к нам настроена, а таких очень много благодаря западной пропаганде и истерии. Мы же для них теперь корень зла. Моё мнение: переходы если и будут, то исключительно в редких случаях.
«Нашу защиту по Валиевой теперь никто и слушать не станет, Запад не позволит признать русских победителями»
— Сейчас допинговая история Камилы Валиевой кажется событием из прошлой жизни, но в каком состоянии она была, когда только вернулась из Пекина?
— Конечно, я в душу залезть не могу, да и расспрашивать её лично после того, что она перенесла, согласитесь, как-то некорректно.
Поначалу видел некую подавленность, но родные, друзья и поддержка миллионов её вывели из этого состояния. Я думаю, сейчас она уже вспоминает это всё как страшный сон, но осадочек всё равно теперь на всю жизнь.
Слишком рано дали ребёнку понять, как этот мир жесток и несправедлив. Я думаю, она ментально повзрослела сразу лет на двадцать после такой суровой жизненной школы. Ками – чудесная девочка, у неё все будет хорошо.
— Что вообще это было? Как вы для себя объясняете допинговый скандал с участием Камилы Валиевой?
— У меня три варианта, исходя из логических размышлений и сопоставлений фактов: или это обыкновенная подстава (подлили, подсыпали в еду или напиток), или политика (откровенный заказ, провокация и фальсификация), или случайное попадание в организм (грязный продукт). Употребление Камилой допинга осознанно полностью исключаю.
Но как теперь что-либо доказать или опровергнуть? В свете последних событий нашу защиту никто и слушать не станет, к сожалению.
— На ваш взгляд, если виновные в этой истории найдутся, они должны быть наказаны?
— Если найдутся виновные в этой истории и это будет честно доказано, то их, конечно, нужно наказывать и очень серьёзно.
Но я теперь не верю в какую-либо честность и справедливость. Тут в игру уже давно вступила политика. Могут просто подставить любого и сделать козлом отпущения. Так что этот змеиный клубок ох как нелегко теперь распутать.
— То есть на позитивный исход истории, в том числе в виде сохранения золотых медалей в командном турнире, нам рассчитывать не стоит?
— К сожалению, я думаю, золота они нас будут лишать любым способом и в итоге нам его не видать. Опять же, большую роль в этом сыграет сегодняшняя политическая ситуация. Дать сейчас нам золото — это как признать русских победителями. Запад этого не допустит. Будут использованы все рычаги и методы, как бы грустно это ни звучало.
— Хватит ли Камилу Валиеву на ещё один олимпийский цикл?
— Нереально предугадать, фигурное катание очень непредсказуемый вид спорта. Четыре года для спортсмена в фигурке — это целая жизнь. Дай Бог, чтобы получилось! Камила очень трудолюбива и талантлива. Главное теперь не сломаться духом, не перегореть.
«Ане было не по себе от того, что она стала олимпийской чемпионкой при таких обстоятельствах»
— Можно ли назвать олимпийское золото Анны Щербаковой в каком-то смысле торжеством справедливости? Понятно, что каждая достойна, но Аня прошла длинный непростой путь.
— Конечно, можно так сказать. Аня достойна этой медали, ещё как достойна! Все девочки уникальны, все вошли в историю, но золотишко, к сожалению, одно. И Аня его по праву заслужила. Но кто знает, чтобы было бы, если бы Камилу тогда не надломили. Расклады вполне могли бы быть другими. Однако в сложившейся ситуации Анюта честно эту медаль завоевала.
— Не возникает ли ощущения, что Щербакову лишили возможности насладиться олимпийским триумфом? Во-первых, её победа померкла на фоне допинг-скандала Валиевой и перформанса Трусовой. Во-вторых, случились события после Игр.
— Да, у меня тоже полное ощущение, что праздник украли у всех девочек и болельщиков, не только у Анюты. Я думаю, ей было совсем не по себе от того, что она стала олимпийской чемпионкой при таких обстоятельствах. Праздник в итоге был совсем не праздником.
Все вернулись измученные, а на Этери вообще лица не было. На мой вопрос: «Как ты?» она ответила: «Такое ощущение, что из тюрьмы вернулась». Высосали начисто все соки из наших девчонок, вампирюги.
«Я бы оторвал руки и голову за беспардонство и свинство тому, кто заснял срыв Трусовой»
— Вы могли допустить, что Саша Трусова может вот так «взорваться» на Олимпиаде?
— От Саши я не ожидал такой реакции, но после того прессинга, который там испытывали наши девочки, я её более чем понимаю. Это срыв, просто нервный срыв. Не забывайте, что это подростки, в общем-то дети, которые находятся под огромным грузом ответственности перед всей страной. А вот тому, кто заснял это всё, наслаждаясь тем, какие кадры уловил, я бы оторвал руки и голову за беспардонство и свинство.
— Мне кажется, многие были убеждены, что для Трусовой, грубо говоря, результат – ничто, а прыжки – всё. Возникало чувство, что медали, титулы для неё — дело второстепенное, но Олимпиада показала, что это не так. Для вас стало открытием её тяга к победам? И замечали ли вы, что она грустит из-за отсутствия золотых медалей?
— Любой спортсмен мечтает повесить на себя золотую медаль ЧМ или ОИ. А если кто-то говорит, что ему не нужны эти медали, то он попросту лукавит. Саша в каком-то плане упёртая. Но, кстати, если бы не её упёртость, то она не вошла бы в историю как лучшая квадистка мира. Правда, с другой стороны, эта черта характера не сыграла ей в плюс. Все мы индивидуальны, со своим характером и заморочками, и я Сашу не осуждаю за её характер, она тот ещё боец. Но иногда стоит прислушаться к наставникам, они же хотят только лучшего.
— Каковы перспективы Трусовой и Щербаковой на дальнейшую карьеру? Обычно после Олимпиады постепенно завершается цикл одного поколения фигуристок.
— Перспективы у всех девочек без исключения туманны и размыты. Никто не знает, когда теперь мы сможем стартовать на международных соревнованиях — это раз. Два — у всех девочек переходный период, и кого куда понесёт, известно только богу и генам (смеётся). Три — серьёзные травмы никто не отменял, тьфу-тьфу три раза. Четыре — попробуй-ка не потеряй теперь стимул к спортивной карьере в связи со сложившимися обстоятельствами. В общем, ребята, очень всё сложно теперь, дай бог всем девочкам выстоять и достойно пронести этот крест.
Лучшие букмекеры для ставок на спорт
«Возрастной ценз поднимут, но мы им всё равно покажем кузькину мать!»
— Как вы в целом оцените этот олимпийский цикл для группы Этери Тутберидзе?
— Этот цикл был безумно тяжёлым. Эти переходы, эта пандемия, эта Олимпиада, которая все соки из команды высосала. За всю историю работы с Этери Георгиевной я такого ещё не видел.
Мне кажется, если бы не сильный характер Этери, она бы всё и всех уже давно послала бы и жила себе спокойной жизнью. Но эта женщина — скала. Вот с кем я в разведку пойду, так это точно с ней.
— Летом состоится конгресс ISU, на котором будет обсуждаться вопрос о поднятии возрастного ценза. Изменения в этом вопросе неизбежны?
— Да, я думаю, поднимут, но это их не спасёт. Пусть только пустят нас на международные старты – мы им покажем кузькину мать! Даже с поднятым цензом мы поднимем свой флаг!
— После таких драматичных картин, как на Олимпиаде, любые слова о прогрессе, конкуренции уступают место психологическому здоровью юных девушек, разве нет? Ваше мнение относительно этой темы не переменилось?
— Нет, моё мнение не переменилось. А теперь давайте представим, что под таким прессингом оказалась спортсменка 18/20/25 лет. Точно так же можно сломать человека и старшего возраста. Дело не в возрасте, а в окружающих обстоятельствах.
«Мне стало горько и обидно: Косторная такая талантливая, столько сил вложено — и опять уходит»
— Не слишком ли жёстким был ваш комментарий относительно перехода Алёны Косторной к Елене Буяновой?
— Мне так стало горько и обидно, такая девчонка талантливая, столько сил вложено – и тут опять такое. Я всегда рублю с плеча. Да, может и перегнул немного, но пусть мои слова её разозлят и сподвигнут отомстить хореографу Железнякову. Доказать мне, доказать самой себе в первую очередь, что она может. Я буду только рад, если мы увидим новую Алёну с наилучшей спортивной стороны.
— Вас вообще удивил этот трансфер? Или подобного сценария следовало ожидать?
— Этот трансфер меня удивил, я думал, что после первого раза больше такого не произойдёт, но чуть позже, после интервью, я узнал, что Этери Георгиевна приняла решение больше не сотрудничать с Алёной. Тогда всё сошлось: Этери просто так прощаться не станет.
— Удастся ли Косторной когда-нибудь хотя бы немного приблизиться к своей лучшей форме? Или поезд уже ушёл?
— Сложно ответить, обстоятельств много. Теперь трудиться нужно в три раза больше, так как Алёна уже совсем не девчушка-попрыгушка. Сформировавшимся девушкам ультра-си даются не так просто, как в юном возрасте. Но если возрастной ценз поднимут и Алёна наберёт достойную форму, есть все шансы стоять на пьедестале. Пусть у неё всё получится. Но это будет очень тернистый и трудный путь.