Даниил Шишкарёв – лидер и капитан гандбольного ЦСКА, с которым «армейцы» в сезоне-2022/23 прервали 21-летнюю чемпионскую серию «Чеховских медведей». Ранее в составе подмосковного клуба Шишкарёв шесть раз завоёвывал золото. Реваншистских настроений в майке ЦСКА ветеран не испытывал, однако здорово помог команде, забросив 12 мячей в полуфинальных встречах против чеховцев. А в финале противостоять «армейцам» не смогли уже «Пермские медведи».
В интервью Metaratings.ru двукратный победитель Лиги чемпионов в составе «Вардара», сыгравший около полутора сотен матчей за сборную России, рассказал о:
- подготовке МГК ЦСКА к новому сезону;
- прерванной гегемонии «Чеховских медведей»;
- причинах снижения уровня мужского гандбола в России;
- сложностях адаптации китайских и важности белорусских гандболистов МГК ЦСКА;
- игре в чемпионатах Македонии и Венгрии;
- любви к футбольному и баскетбольному ЦСКА.
«Я с 14 лет болею за футбольный и баскетбольный ЦСКА, считаю себя армейцем»
– Даниил, как проходит подготовка к новому сезону, насколько тяжело даются нагрузки?
– Подготовка проходит в штатном режиме. На сборе в Кисловодске уклон был сделан на физическую составляющую. Потом две недели отрабатывали технико-тактические действия. После чего прилетели в Белоруссию, где уже провели две товарищеские игры и будем выступать в «Кубке Белгазпромбанка» в Бресте.
– Вам уже 35 лет, но вы по-прежнему в большом порядке. Поделитесь секретами спортивного долголетия.
– При должном отношении к себе, а это и диета, и работа тренажёрном зале, можно и до 40 лет выступать на высоком уровне. Есть гандболисты, которые это успешно доказывают. Оставим за скобками вратарей и возьмём исключительно полевых. Это 42-летний Ханс Линдберг из «Фюксе Берлин», из наших соотечественников Тимур Дибиров, которому 40 лет, а он всё ещё в деле. Возраст – лишь цифра.
– Как лично вы провели отпуск, где успели побывать?
– Отпуск я провёл в полуотпускном режиме, потому что до 17 июня залечивал травму, полученную в финальных играх чемпионата России против «Пермских медведей». Делал терапию и всевозможные процедуры, чтобы в новый сезон войти в полном здравии и полноценно тренироваться с командой. После восстановления выбраться никуда уже особо не получилось, и я провел две недели в Астрахани в кругу родных и близких.
– Порыбачить успели?
– Рыбалка – это само собой. Обязательная часть программы в Астрахани.
– В прошлом сезоне вы переписали историю российского гандбола, прервали гегемонию «Чеховских медведей», которая длилась 21 сезон подряд. На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха ЦСКА?
– У нас был подобран хороший состав, и по ходу сезона нас пополнили легионеры из Белоруссии. Юлиан Гирик внёс лепту в победу ЦСКА. Хоть и было много «турбулентности», особенно в начале сезона, но мы прибавляли с каждым матчем. Поначалу где-то были завышенные ожидания. Но потом команда собралась, получив пару оплеух от ставропольского «Виктора» и астраханского «Динамо». А ещё обидно проигранный в полуфинале Кубка России на своей площадке матч. Все это стало катализатором большой победы в чемпионате. Да и состав под конец сезона максимально сыгрался.
– Когда вы переходили в МГК ЦСКА, проект достаточно молодой, но быстрорастущий, у вас была уверенность, что вы обязательно станете чемпионами в составе армейского клуба?
– Конечно, всегда ставишь перед собой только самые высокие цели. Тем более, сейчас нет ни Евролиги, ни Лиги чемпионов. МГК ЦСКА – это целеустремлённая команда, которая стремится побеждать во всех турнирах, в которых участвует. Победа в чемпионате России с ЦСКА, а не с «Чеховскими Медведями» – это большое достижение.
– В составе «Чеховских медведей» вы становились чемпионом России шесть раз. Что испытывали лично вы, выбивая с трона клуб, в котором провели столько лет и стали легендой?
– Вы знаете, у меня не было реваншистского настроения или цели обыграть исключительно бывшую команду. Я – профессионал, являюсь игроком МГК ЦСКА и выполняю свою работу. Тем более что я с 14-15 лет болею за футбольный и баскетбольный ЦСКА, могу считать себя армейцем.
При этом я уважаю Владимира Салмановича Максимова и игроков «Чеховских Медведей». Я бы не стал себя относить к легендам этого клуба, потому что там есть люди, которые провели в составе команды более 10 лет и гораздо больше меня заслуживают такого статуса. За те шесть сезонов, что я там выступал, было много интересного. В 2010-м мы попали на первый в истории «Финал четырёх» в Кёльне. Было много классных игр в Лиге чемпионов.
– МГК ЦСКА готов отстоять статус чемпиона или даже начать свою гегемонию?
– Про гегемонию говорить рано. Это только одно чемпионство, а гегемония – это больше трёх сезонов подряд. Хочется отстоять титул заново, и нам это по силам. Всё решится в конце сезона. У нас шесть человек ушло и столько же пришло. Будем заново нарабатывать связки, поэтому будет непросто. Но тем и интересен спорт.
«Уровень гандбола снижается, потому что много молодых игроков, которые слабы не только тактически, но и физически»
– Уровень российского мужского гандбола снизился из-за отсутствия клубных европейских турниров и нас среди участников турниров сборных?
– Думаю, да. Евролига, Лига чемпионов – это возможность обменяться опытом. У всех свой стиль, будь то балканцы, или, например, скандинавы. Хорошо, что у нас хотя бы есть возможность играть с белорусскими командами в SEHA – Gazprom League. Есть чему друг у друга поучиться: школы разные, разнятся стили игры на площадке.
А когда ты «варишься в собственном соку», от этого чемпионат России только проигрывает. Уровень точно снижается, потому что много молодых игроков, которые слабы не только тактически, но ещё и физически. Меня это больше всего удручает.
Единицы в российской лиге в состоянии выдержать серьёзные нагрузки и могут быстро адаптироваться к требованиям тренера, если, условно, завтра все ограничения снимутся и будет полноценный вызов в сборную России.
– А в плане зрелищности?
– Для зрителя чемпионат России стал интереснее, потому что сменился чемпион. И больше команд претендует на титул. Но качество игры немного проседает. Можно провести параллель с футболом. В РПЛ голов стало больше, но уровень снизился, потому что сейчас топовые иностранцы едут не в Россию, а в ту же Саудовскую Аравию. Без Лиги чемпионов чемпионат России для легионеров уже неинтересен. Печально, что приходится играть только во внутреннем первенстве.
– Хуан Пэйцзе, Се Цинлун, Ван Цюань – гандболисты из Китая, которые в прошлом сезоне пополнили МГК ЦСКА. Расскажите, насколько тяжело проходила их адаптация, и какие меры вы, как капитан, предпринимали, чтобы ребята быстрее освоились?
– По своему опыту скажу: когда я переезжал в Венгрию, где язык не похож ни на английский, ни на немецкий, мне было сложно изъясняться даже банально в магазине. Думаю, так же трудно было и китайским гандболистам, которые переехали в Россию и столкнулись с нашим бытом и культурой. Хоть у них и был опыт жизни в хорватском Загребе.
Первые полгода ребята выпадали, им было очень тяжело. Я видел, как они скучали по родным. Потом Ван Цюань и Хуан Пэйцзе, к сожалению, уехали от нас по личным обстоятельствам. Зато Се Цинлун стал еще более погружённым в процесс, и его адаптация пошла намного быстрее.
– Насколько важную роль в чемпионстве сыграли белорусские новички, перешедшие напрямую из «СКА-Минск»?
– Огромную роль. Артур Рудь, играя не на своей природной позиции левого полусреднего, заменял нам разыгрывающего игрока. Понятно, что в современном гандболе задний игрок должен перемещаться по трём позициям и не терять в качестве, но у молодых игроков это может вызывать стресс. Но Артур справился и помог в большинстве игр. И Юлиан Гирик полноценно влился в коллектив. Ему мешали микротравмы, но плей-офф он провёл на хорошем уровне и не зря получил статус MVP сезона.
«Если в Македонии передерживали мяч больше 30 секунд, то такой гул стоял, что команда противника не понимала, что происходит»
– Вы пять лет выступали в Македонии, насколько местный гандбол по своему стилю отличается от российского?
– Гандбол в Македонии очень уступает российскому. Это сейчас пошёл распад «Вардара», ушли легионеры, и фокус сместился на местных игроков. Более-менее ситуация выравнивается. Появился «Алкалойд» – команда, которую тренирует бывший хороший игрок Кирил Лазаров. В Македонии сейчас есть три клуба, которые будут задавать тон и создавать конкуренцию. В целом лига по своему уровню игры России уступает.
– Насколько сложно было адаптироваться в европейской стране?
– В Македонии адаптация заняла 3-4 месяца. Не сравнить с тем, что было в Венгрии.
– Что больше всего удивило из македонского опыта?
– Меня поразило, как в Македонии любят гандбол и разбираются в нём. Не зря говорят, что там это спорт номер один. Это немного противоречит тому, что лига слабая, но гандбол там очень любят.
Сборная Македонии постоянно принимает участие в чемпионатах мира и Европы. Когда я был игроком, то по пять тысяч человек приходило на матчи Лиги чемпионов. Крылья вырастали, когда видел такую поддержку. Если противник передерживал мяч больше 30 секунд, то там такой гул стоял, что иногда команда противника не понимала, что происходит. А мы этим пользовались: убегали в контратаки и забрасывали голы. Это были приятные ощущения.
– Вы уже упомянули, что провели сезон в составе венгерского «Веспрема». Почему не получилось задержаться? Дело исключительно в проблемах с адаптацией?
– В марте 2020-го как раз началась пандемия коронавируса. Я сыграл последний матч за «Вардар» и обнаружил, что у меня опухло колено. Спустя четыре месяца я оказался в Венгрии, но проблема с коленом осталась, и требовалось хирургическое вмешательство. Я сделал операцию, нужно было два с половиной месяца на восстановление. Когда я вернулся, то тренер то ли побоялся меня выпускать, то ли не доверял. Сезон закончился, и мы разошлись с клубом обоюдно.
– Не могу вас не спросить, как появилась любовь к ЦСКА?
– Баскетбол – наверное, году в 2006-м или даже чуть раньше, когда я осознанно смотрел матчи и наслаждался игрой ЦСКА: Папалукас, Холден, Саврасенко, – это всё мои подростковые кумиры. Что касается футбола, то это 2002-2003, когда ЦСКА впервые стал чемпионом с Оличем, Ярошиком «на огородах». Тогда и появилась симпатия к этому клубу. И я до сих пор посещаю матчи футбольного ЦСКА.
– Кто был любимым футболистом ЦСКА за всё время?
– Конечно, Вагнер Лав. Это легенда.
– В прошлом сезоне ЦСКА занял второе место в РПЛ и выиграл Кубок России. Следили ли за успехами футболистов, и как вам игра при Владимире Федотове?
– Нынешний ЦСКА мне намного больше нравится, чем в предыдущие сезоны. Я понимал, что Федотов зарекомендовал себя как один из лучших тренеров России и может дать результат. Но нужно было подтверждение. И в прошлом сезоне я в этом убедился.
Сейчас, хоть и была осечка против «Урала» в первом туре, я вижу хороший уровень выступления команды. Это говорит о том, что она идёт в правильном направлении и сыгрывается. И это при больших кадровых проблемах. Невозвращение Марио Фернандеса, уход Медины – это тяжелый момент для клуба. Я искренне восторгаюсь тем, как играет Федя Чалов сейчас. Важнее всего, что раскрывается наша молодёжь. И это не может не радовать.
Очень интересное интервью, читал с большим наслаждением. Спасибо Даниил вам за это интервью, и за золотые медали .Дай Бог чтобы они были не последними. Москва - Ц С К А !!!