«В Европе не хотят видеть российских игроков». Интервью Карапетяна о «Сочи», УЕФА и пропаганде

Александр Карапетян провёл в России меньше двух сезонов и запомнился не только своей игрой, но и яркой внешностью. Фанаты «Сочи» до сих пор вспоминают главного бородача в истории клуба, а сам бывший форвард команды настолько полюбил город, что даже купил дом на юге Чёрного моря после 20 лет жизни в Германии.

Александр Карапетян
Александр Карапетян

В большом интервью Metaratings.ru нападающий сборной Армении:

  • дал прогноз на матч «Динамо» – «Сочи», от которого зависит «серебро» РПЛ этого сезона;
  • признался в любви России и объяснил, почему жить с семьёй в Сочи лучше, чем в Европе;
  • рассказал о двойных стандартах УЕФА, осудил отстранение российского футбола и заявил, что европейские клубы отказываются теперь связываться с российскими игроками;
  • сравнил россиян с европейцами и назвал жителей Европы более наивными;
  • поведал о делах Александра Кокорина в «Фиорентине» и об интересе европейских клубов к Эдуарду Сперцяну.

– Ты на этой неделе был в Сочи. Что там делал?

– Я купил себе дом в Сочи, приехал, чтобы посмотреть, как идёт работа по дому. К сожалению, я весной порвал ахилл, поэтому время для решения вопросов есть. Четыре дня я провёл в Сочи и за это время успел встретиться с друзьями по бывшему клубу.

– С кем встречался?

– С Ибрагимом Цаллаговым, Сосланом Джанаевым, Кириллом Заикой. Ибра и Сос уже не просто мои друзья, я их могу назвать братьями.

– Что изменилось в клубе за те два года, что тебя там нет?

– Когда я пришёл, клуб только дебютировал в Премьер-лиге. Всё это время все в руководстве трудились на благо клуба каждый день: [генеральный директор] Рубашко и [заместитель гендиректора] Орлов качественно работают в клубе, находят хороших игроков. В «Сочи» трудится очень сильный тренер. Да, Федотов не захотел продлевать со мной контракт, но я должен сказать, что это отличный тренер, а также очень культурный и воспитанный человек. Его штаб тоже состоит из качественных специалистов.

Внутри команды есть важные люди, отвечающие за климат в коллективе. Здесь на первом месте Ибра и Джанаев как капитаны. Я знаю, что, когда бывают неудачные игры, они собирают всю команду. Без хорошей атмосферы нет команды, для них это очень важно. Без этих ребят такого спортивного духа у «Сочи» не было бы. Сос не играл последние матчи, но говорит, что чуть ли не впервые в жизни со скамейки переживал сильнее, чем на поле. Это говорит о характере всей команды, что в «Сочи» нет безразличных людей.

Сослан Джанаев
Сослан Джанаев

– «Сочи» уже обеспечил себе медали. Если сочинцы победят «Динамо», то поднимутся на второе место и выиграют «серебро». В клубе люди сами удивляются, что всего за 3 года команда проделала такой путь?

– Конечно, никто не ожидал, что за такой короткий срок команда так вырастет, но это всё получилось не на пустом месте. Я общаюсь с ребятами, и все говорили, что идут правильным путём. Есть сильный тренер, отличная база и условия, хороший состав, но всё равно там присутствует удивление, что всё получается так быстро. Единственный минус, что очень мало людей поддерживает команду на стадионе. Обидно, что на команду, которая успешно борется за медали чемпионата России, приходят всего 2 тысячи зрителей, из которых половина – родственники. Возможно, клубу нужен такой человек-магнит, как я! Не хочу сильно выпячивать себя, но все помнят, что, когда я играл, на стадион приходили люди и отдельно выкрикивали моё имя. Даже сейчас я гулял по сочинской набережной пару дней, и несколько людей подошли ко мне сфотографироваться. Приятно, что до сих пор меня здесь помнят.

– Тебе обидно, что ты провёл в клубе всего год?

– Конечно, жаль. Хотелось бы продлить контракт, я мог бы ещё принести пользу команде.

– Какой прогноз дашь на матч с «Динамо»?

– Будет результативная игра, «Динамо» постарается удержать ничью. Но я сильно надеюсь, что «Сочи» возьмёт игру в свои руки. Буду смотреть матч и болеть за команду. Мой прогноз – 3:2, гостевая победа «Сочи».

– У твоего друга Сослана Джанаева завершается контракт после нынешнего сезона. Он останется в команде?

– Думаю, да. Он абсолютно точно хочет остаться в команде. Нужно быть странным человеком, чтобы не хотеть остаться в Сочи и в команде, которая идёт в тройке. Мне кажется, из «Сочи» можно рассматривать только Европу, но с ней сейчас будут проблемы.

– Почему?

– Я очень многим футболистам помогал с трудоустройством, у меня полно связей в европейском футболе. Специально интересовался, есть ли возможность русским игрокам подписать контракты в Европе. Мне все люди из индустрии говорят, что теперь это невозможно. Никто не хочет их больше видеть, из-за этого остаётся только российская Премьер-лига, а лучше «Сочи» здесь я не знаю мест.

– Я недавно общался с Евгением Шляковым, которому ты помогал с вариантом в Румынии. У него заканчивается контракт, и он не уверен, что другие клубы Европы готовы будут его взять, потому что он россиянин. Даже человеку с опытом в Европе будет сложно там остаться?

– Мы с ним тоже недавно общались, я хотел ему помочь. Но нет, никому не хочется сейчас связываться с российским футболистом. На те варианты, что были в Люксембурге, он сам не согласился, но его понять можно, там только в первых трёх клубах хорошие зарплаты. К сожалению, на следующий сезон он сможет рассматривать, скорее всего, только Россию, Армению, Узбекистан и Казахстан.

– Почему европейские клубы так поступают? Ведь того же Шлякова брали, потому что он сильнее других, и в этом сезоне он незаменимый игрок в румынском клубе УТА.

– А почему ушли из России Zara и McDonald’s? Они тоже этого не хотели, им выгодно работать в России, откуда приходит много денег. Но на мировые бренды оказали давление, у них не было выбора поступить иначе. То же самое у этих клубов. Они бы и хотели оставить сильного игрока, но в футбол вмешалась политика.

– Но ведь раньше футбол старался дистанцироваться от неё?

– Да! Отстранение России от международного футбола – на 1000% неправильное решение. УЕФА сам всех приучил, что спорт – вне политики. Когда я играл со своим клубом в Лиге Европы против команды из Азербайджана, руководство просило УЕФА помочь нам с выдачей мне визы на игру. Тогда УЕФА ответил: в политические темы мы не лезем. Был известный случай, когда Генрих Мхитарян не смог сыграть в финале Лиги Европы за «Арсенал» против «Челси», потому что матч проходил в Баку. УЕФА в тот раз тоже объяснил, что не участвует в политических темах. Если вы такие принципиальные, будьте такими до конца! Но они полностью изменили своё мнение. Конечно, на них тоже давят, и теперь там внутри жёсткая политика. Но санкции делают Россию только сильнее.

Болельщики сборной России по футболу
Болельщики сборной России по футболу

– Санкции с Россией надолго?

– Я в это не верю. Думаю, что спортсмены найдут общий язык. Не представляю, как еврокубки будут долгие годы обходиться без российских клубов.

– Что теперь будет с российским футболом? Иностранцы перестанут приезжать в РПЛ?

– Могу представить, что многие балканские футболисты приезжать сюда не перестанут, но из других европейских стран – вряд ли. Топовых игроков сейчас тоже не заманить. Возможно, из Латинской Америки будут принимать предложения российских клубов, но не так охотно, как раньше. Большой минус для выбора России станет отсутствие еврокубках. Для российского футбола это главная катастрофа.

– Почему решился на покупку недвижимости в Сочи?

– Я жил во многих странах мира, 20 лет провёл в Германии и никогда не думал, что мне так понравится ваша страна. Благодаря сезону в «Сочи» я полюбил Россию.

Такой инфраструктуры, как в Имеретинке (низменность, расположенная в Адлере – прим. Metaratings.ru ), я мало где встречал. Место – просто клад. Дети могут выйти из дома и в безопасности везде бегать. Конечно, ещё тут море, хорошая погода, горы, прекрасная еда. Лучшие овощи и фрукты я ел в Армении и в Сочи. За эти четыре дня я ещё заезжал в Москву, и даже там уже не всё так вкусно. Но в Европе лучше вообще не притрагиваться к овощам и фруктам. Всё как камень и пластик. Это катастрофа.

– Легко любить Сочи, но ведь ты ещё мотался по стране с «Тамбовом».

– И там меня всё устраивало. В России меня очень притягивают люди. Конечно, условия там были не те, что в Сочи, но русские люди мне там встречали такие же отличные, как и на юге. За год в России у меня установилась более крепкая дружба, чем с людьми, с которыми я дружу 20 лет в Германии.

Возможно, я даже останусь после футбола жить с семьёй в Сочи, потому что ночью я себя тут чувствую в большей безопасности, чем если я в 11 вечера выйду из дома в Германии или даже в Мадриде. Это очень красивый город, но вечером там ты должен смотреть по сторонам, чтобы с тобой ничего не случилось. Ещё 10 лет назад такого в Европе не было. Я бы не хотел, чтобы мои дети росли в таких странах, какими они стали в последние годы. На данный момент считаю, что Сочи лучше Европы для жизни с семьёй.

– Твои знакомые удивлялись, что ты, прожив всю жизнь в Европе, вдруг решил взять недвижимость в России?

– Да, было такое. Люди в Европе сейчас считают, что в России стало невозможно жить, но я был недавно в Мадриде, Брюсселе и Германии. Честно скажу, что в данный момент в Европе ситуация в тысячу раз хуже, чем в России. Всё очень подорожало, и это неприятно сказывается на людях. Например, немцы за одну копейку готовы биться. Бывало, что на одной колонке бензин мог стоить 31,8 евро, а в двух километрах оттуда – 31,7 евро. Вот в таком случае многие немцы ехали туда, где на копейку дешевле, и это речь про обычное время. Поэтому сейчас, когда всё подорожало, там всем очень тяжело. Да, зарплаты там хорошие, но и жить стало очень дорого. Могу со 100-процентной уверенностью сказать, что наши люди – армяне, русские – отдыхают намного больше. В Европе простые люди только работают и работают.

Александр Карапетян
Александр Карапетян

– Ты рассказываешь европейским друзьям о плюсах жизни в России?

– Да, но там тоже сильная пропаганда. Буквально везде висят флаги ЛГБТ, а теперь и Украины, но многие люди просто не понимают, что происходит. Каждый день говорят, что русские плохие, а простые люди не разбираются в нюансах и во всё верят. В Европе представление, что в России живут только страшные люди. Да, ситуация в мире трудная, но я – за Россию, за людей, которые в ней живут. Я говорю сейчас про людей, потому что про политику не люблю говорить. Что не скажешь – всё будет неправильно.

– В России люди думают так же про Запад?

– Нет. Наверное, если пропаганда есть, то на русских она не работает (смеётся). Туда приезжаешь – все русские плохие; сюда приезжаешь – все понимают, что везде есть хорошие люди. В России, как мне показалось, люди отличают пропаганду в медиа. У меня дома всегда включены русские, немецкие и даже украинские новости. Все говорят разные вещи, трудно понять, где правда.

К сожалению, европейцы более наивные, они просто верят тому, что им рассказывают. Простой пример: если предложишь немцу поехать в Россию, он скажет нет; если предложишь русскому поехать в Германию, он согласится. Жаль, что нельзя просто вывезти всех в Россию и показать, какие люди здесь живут. Дискриминация русских достигла в Европе невероятных размеров, в России про Европу сейчас этого не увидел.

– В России ты подружился с Александром Кокориным. Общаешься с ним сейчас?

– Неделю назад с ним говорил, но всё не могу пересказать. Скажу, что он недоволен тем временем, которое получает на поле. В первой половине сезона у него были травмы. Как он мне сказал, зимой он уже восстановился и по тренировкам чувствовал уверенность играть и доказывать. Посмотрим, что получится. Для него это был первый полноценный сезон в Италии, ему надо дать ещё один год. Я до сих пор уверен, что Саша – хороший нападающий, который сможет заиграть в Италии.

Александр Кокорин в «Фиорентине»
Александр Кокорин в «Фиорентине»

– В Италии «Фиорентина» даст такой шанс Кокорину?

– Возможно, они найдут вариант с арендой. Могу представить, что разорвут контракт, но он сам хочет ещё попробовать себя в Италии, и я мечтаю его увидеть там.

– Давления на него из-за спецоперации на территории Украины в Италии нет?

– Он мне об этом не говорил, ну, а что он может сделать? Я в Германии играл с турками. У Армении и Турции не самые лучшие отношения, но на поле это не чувствуется. Разве Кокора что-то может изменить?

– Лидером армянской сборной становится 21-летний воспитанник «Краснодара» Эдуард Сперцян. Тебя удивляет, что он так быстро вышел на ведущие роли?

– Нет, он очень хороший игрок и, что самое главное, порядочный человек. В сборной я всегда живу в одном номере с Хориком Байрамяном. В нашей комнате мы постоянно собирали кучу игроков, и Сперцян в нашей комнате проводил больше времени, чем в своей. Очень люблю и Хорика, и Сперцяна. Эдуард нравится своей уверенностью. Бьёт пенальти, промахивается, снова подходит к мячу. Берёт на себя берёт штрафных, в Армении его очень ценят. Вся страна гордится, что он решил выступать за нас, а не за Россию. Понятно, что с Россией легче попасть на Евро и на чемпионаты мира, но он принял предложение Армении. И сейчас ему легче попасть в Европу, чем тому же Захаряну.

– К Сперцяну уже есть интерес в Европе?

– Я знаю, что им очень активно интересуются клубы из больших чемпионатов.

Эдуард Сперцян
Эдуард Сперцян

– Германия, Франция, Италия?

– Из этих стран большие клубы тоже проявляют неслабый интерес. Подробнее пока не могу говорить.

– Сам он хочет?

– А кто не хочет проявить на уровне топ-5 чемпионатов Европы? Думаю, «Краснодар» тоже не будет ему ставить препятствия для ухода в большую страну. Это станет отличным показателем работы академии «Краснодара».

– Тебе 34 года. Многие в этом возрасте заканчивают выступление за сборную. У тебя какие планы?

– Желание и силы играть за свою страну есть, на 100% уверен, что вернусь после травмы. Последнего слова я ещё не сказал, сам себе хочу доказать, что ещё способен выйти на высокий уровень. Карьеру в сборную я не завершал. Златан Ибрагимович смог в 40 лет вернуться в сборную после порванных крестов, почему я не смогу?

– Какое будущее ждёт теперь тебя? Зимой ты мог оказаться на Кипре?

– Да, я уже подписал предварительный контракт. Собирался вылетать из Сочи в Армению, а оттуда в Кипр. Вдруг мне сказали, что в клубе начались проблемы, и на моё место они решили взять более дешёвого игрока. Я хотел поехать в Кипр, но у меня ещё были предложения из Армении и Казахстана. Решил, что для семьи будет лучше, если мы останемся в Армении, и подписал контракт с «Алашкертом». Жаль, что травма весной перечеркнула все планы.

А на следующий сезон я буду изучать все варианты. Сначала надо выздороветь, потом думать над моей следующей командой. Есть предложения из Армении, Узбекистана, Казахстана. Хотелось бы остаться в Армении, но готов вернуться в Россию, если поступит хорошее предложение. Россия для меня всегда открыта!

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте