Игорь Дивеев – незаменимый футболист ЦСКА и единственный номинальный центральный защитник команды на поле на старте чемпионата. Ещё в 18 лет им интересовался лондонский «Арсенал», а сейчас, несмотря на резко изменившуюся ситуацию в мире, за ним следят клубы Серии А.
Агент Дивеева Олег Ерёмин в интервью Metaratings.ru рассказал, какие клубы вели переговоры по приобретению Игоря, а также поделился мнением о возможном трансфере Арсена Захаряна в «Челси», движении России в Азию, проблемах «Уфы» и мрачных прогнозах Заремы Салиховой.
«Запрашиваемая ЦСКА сумма и возможности «Болоньи» сильно разошлись»
– Как оцениваете старт сезона для Игоря Дивеева? В ЦСКА его место в основном составе кажется неоспоримым.
– Мне кажется, что Игорь стабилизировал свою игру, ниже определённого уровня не опускается и немножко прогрессирует, что важно. Во многом его личный прогресс зависит от успехов команды. Это такая неотъемлемая часть, а прогресс у ЦСКА прослеживается, поэтому и игра Дивеева смотрится лучше. Он прибавляет в чтении игры, в отборе. К атакам он всегда подключался – забивает, продуктивно работает. На мой взгляд, Игорь медленно, но верно прогрессирует.
– ЦСКА столкнулся с большими кадровыми проблемами в обороне после ухода Магнуссона и продажи Бийола. То, что Дивеев единственный профильный центральный защитник в старте ЦСКА, добавляет ему дополнительной ответственности?
– Конечно, добавляет. В том смысле, что он «не имеет права» на травму, на какую-то плохую игру в том числе. Безусловно, груз ответственности на него давит в связи с этим.
– Какое у вас пока складывается мнение о работе Владимира Федотова в ЦСКА, какие видите перспективы у нового тренерского штаба?
– Мне нравится, как изменилась игра ЦСКА при Владимире Федотове. Лично для меня прогресс на лицо и в командных действиях, и во взаимодействиях между линиями и игроками. Какая-то целостность появилась в игре ЦСКА. Я надеюсь, что это только начало роста. В дальнейшем нужно рассчитывать на ещё большие результаты.
– Три месяца назад в интервью Metaratings.ru подтвердили, что Дивеев интересен некоторым итальянским клубам. За это лето «Наполи» или «Болонья» как-то напоминали о себе?
– Да, но на этапе переговоров всё заканчивалось в силу того, что запрашиваемая сумма от ЦСКА и возможности итальянского клуба сильно расходились.
– Интерес шёл со стороны «Наполи» или «Болоньи»?
– Это была «Болонья». Конкретно с ними был предметный разговор, обсуждались их возможности, что они готовы сделать для перехода игрока. С «Наполи» же переговоры были приостановлены на более ранней стадии, но немного по другим причинам
«Переход Захаряна никак не связан со сменой гражданства. Но шизофрения доходит до таких пределов, что всякое может быть»
– Сейчас главная тема – потенциальный переход Арсена Захаряна в «Челси». Интересно ваше мнение как человека, который был одним из участников перехода Александра Зинченко из «Уфы» в «Манчестер Сити». Этот переход вообще возможен?
– Безусловно, шансы есть. Всё будет зависеть от того, насколько «Челси» и «Динамо» захотят эту историю осуществить. Желание игрока, как я понимаю, есть. В 99% случаев переходы из России за рубеж срываются по причине, что стороны не могут договориться об условиях.
Другой момент, какие возможности будут у Захаряна в «Челси». Возможности будут, но всё будет зависеть от пацана, от того, как он адаптируется к тем условиям, требованиям, и насколько будет мотивирован закрепиться в составе лондонцев и вообще в АПЛ. Насколько Арсен сильно будет хотеть этого, настолько у него и получится. Все возможности у него есть. Талантливый парень, остальное в работе.
– Популярен тезис о том, что переход Захаряна в АПЛ возможен только при получении армянского гражданства. Что об этом думаете?
– Я думаю, что это никак не связано с переходом. Отвечая на ваш вопрос, ловлю себя на мысли, что шизофрения доходит до таких рамок и пределов, что всякое может быть.
Наверное, какой-то вариант необходимости получения другого гражданства, армянского или ещё какого-нибудь, чтобы он переходил не в статусе россиянина, возможен в силу того, что мы видим на геополитической арене. Если опираться только на здравый смысл, то ничего общего с паспортами этот переход не должен иметь.
«Даже в Азиатской конфедерации игры будут проводиться под эгидой ФИФА, для России мало что изменится»
– Вы некоторое время жили и играли в Азии, знакомы с местной спецификой. Имеет ли смысл пытаться искать соперников для спаррингов в этом регионе и вообще развивать отношения в сторону АФК?
– По поводу взаимодействия с Азиатской Конфедерацией вы упускаете один момент – весь профессиональный футбол на Земле проводится под эгидой ФИФА. ФИФА – монополист в профессиональном футболе, поэтому в какой бы мы конфедерации ни играли, игры всё равно будут проводиться под эгидой ФИФА. В этом плане мало что изменится, нужно по-другому подходить к этому вопросу.
– А что нужно предпринять?
– Нужно решать проблемы на дипломатическом уровне путём проведения серьёзных переговоров о том, чтобы не связывали солёное с красным и спорт с политикой. В этой части необходимо работать нашим дипломатам, и спортивным в том числе.
«Абрамович после покупки «Челси» нанял самых сильных менеджеров, а Федун не нашёл людей, которым бы смог доверить клуб»
– Какое у вас отношение к 18-летней эре Леонида Федуна и его роли в истории «Спартака»?
– С точки зрения финансирования, какого-то отношения, как к своему, у меня к Федуну вопросов нет. Но его основная проблема – он вовремя не сумел делегировать полномочия на чисто профессиональной истории людям, которые в этом больше разбираются. Он, может быть, найти не смог, а возможно не смог отстраниться от профессиональных секторов вроде селекции, спортивной части, работы академии.
Приведу два примера: Роман Абрамович после покупки «Челси» нанял самых сильных менеджеров на тот момент, и результат не заставил себя долго ждать. Федун после покупки «Спартака» не смог найти людей, которым мог бы полностью доверить работу клуба. Его чрезмерное желание участвовать в жизни клуба только вредило, и он никак не смог с этим справиться на протяжении 18 лет.
– Ваша землячка Зарема Салихова в прощальной колонке заявила: «Футбол и спорт в России обречены быть изгоями на годы. Индустрия не выживет без международных турниров, лучших игроков, опыта, сотрудничества. Сейчас мы просто доедаем остатки былого». Согласны с мнением Заремы?
– Футбол не умрёт никогда. Начнём с этого. Я не знаю, какой смысл она вкладывает в слова, но футбол никогда не умрёт. Это исключено, в него будут играть всегда: дети во дворе, любительские команды в своих турнирах, профессиональные в лигах. Футбол будет, другой вопрос – на каком уровне и будет ли прогрессировать.
Экстраполируя мнение Салиховой на реальность, скажу так: у нас даже с учётом того, что профессиональный футбол находится на достаточно неплохом финансовом обеспечении, развития футбола за последние годы не наблюдается в части спортивных результатов, хотя бюджеты ведущих клубов РПЛ сопоставимы с уровнем лучших клубов мира.
С этим необходимо работать, а проблема кроется именно в работе с детскими школами и академиями. У нас нет материала для развития и выполнения серьёзных спортивных задач, не хватает молодёжи, выпускников академий, школ, дворов, талантов, которые бы выросли в звёзд. В этой части лежит большая проблема.
– А что нужно сделать, чтобы хоть как-то исправить положение?
– РФС несколько лет назад принял за основу немецкую программу, которая показала эффективность в Германии в 2000-х, когда их результаты опустились ниже плинтуса. Это случилось где-то шесть-семь лет назад, но эту программу нужно правильно понимать и выполнять. С этими двумя моментами большие проблемы.
Не хватило немецкой педантичности, немецкой обязательности. Если написано красное, то должно быть красное, а если написано 50 рывков, то не 100 и не 25. У нас с дисциплиной и обязательностью проблемы. Народ такой, ментальность такая.
Но у нас народ способный и талантливый. Если правильно эту программу применить, то она также даст результаты. Однако я убеждён, что любая массовая программа, пока она не будет финансироваться из федерального бюджета, работать не будет.
«Если наверху захотят, то «Уфе» можно будет снова ставить задачи выхода в Премьер-Лигу»
– Вы достаточно близки к «Уфе» и Шамилю Газизову. На днях из клуба пришли новости об очень непростом финансовом положении. Действительно ли всё критично или это больше инструмент давления?
– «Уфа» никогда не жаловалась в подобном формате, что всё плохо, денег нет. Да, все знали о том, что «Уфа» – это не самый богатый клуб в России, который относится скорее к одним из самых плохо финансируемых по объёму. Стабильность была, деньги, хоть и небольшие, но были.
За счёт качества работы «Уфа» добивалась результатов, которые позволяли находиться в РПЛ, заниматься эффективной селекцией и продавать затем игроков, в том числе и за рубеж.
– А что сейчас?
– Сейчас ситуация, насколько я понимаю, немножко хуже, чем раньше. Безусловно, такой крик души из недр клуба появился. В том числе Шамиль Газизов обращается к местным руководителям, президенту республики и так далее. Видимо, выполняются не все обязательства. Структуры, которые обязались помогать финансово, не справляются, поэтому появился такой запрос.
Да, проблемы есть. «Уфа», конечно, будет жить все последующие годы желанием вернуться в РПЛ. Это естественно. Один раз побывав там, всегда будешь иметь цель вернуться обратно. Главное всё-таки политическая воля первых лиц республики, от них всё зависит. Если наверху захотят, то, конечно, найдут возможности – и можно будет снова ставить задачи выходить в Премьер-лигу.