24 ноября спринтерскими гонками в морозном Ханты-Мансийске должен официально стартовать зимний биатлонный сезон. Трёхкратный призёр Олимпийских игр Эдуард Латыпов – самый титулованный участник совместных российско-белорусских соревнований и главный фаворит PARI Кубка России. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru биатлонист рассказал:
- о тренировках в мороз;
- гонке с лыжниками в Алдане;
- интересе к ММА;
- подаренном тренеру автомобиле;
- тренировках в группе Юрия Каминского.
«На Кубке мира мандраж серьёзнее»
– В какой обстановке проходит ваша подготовка к первому этапу PARI Кубка России в Ханты-Мансийске?
– Погода здесь холодная, в среднем 16-18 градусов, иногда поднимается до минус 13.
– Насколько мороз влияет на характер ваших тренировок?
– Из-за погодных условий мы вносим корректировки: либо сокращаем тренировку, либо используем другой вид. Например, бежим кросс или занимаемся в зале, потому что здоровье на первом месте, а в такую погоду можно отморозить конечности. В первый день я немного отморозил щёки. Приходится постоянно теплее одеваться, из-за чего чувствуешь небольшой дискомфорт, потому что в привычных условиях мы не стреляем в двух слоях одежды. Приходится подстраиваться под погоду.
– Настрой сейчас отличается от того настроя, с которым вы готовились к Кубку мира?
– Разница есть, но сама подготовка ничем не отличается. В любом случае я выйду на старт, как обычно, с настроем побеждать, как если бы это был Кубок мира. Единственное, в чём разница – на Кубке мира чуть-чуть другая атмосфера, намного выше конкуренция, поэтому мандраж серьёзнее.
Особенно это касается первого этапа, когда не знаешь, чего ожидать от соперников и от себя. Ты выходишь с ощущением неизвестности относительно результата. Перед Кубком России мы все друг друга видим, тренируемся вместе, бегаем летние старты, контрольные зимние тренировки и примерно знаем, кто как готов, можем сравнить состояние друг друга. Из-за этого бежать первый этап в России легче психологически.
– Вы довольны своим состоянием в контрольных тренировках относительно конкурентов? Насколько удалось показать хороший результат?
– Подготовка ещё идёт, а соревнования только начинаются. Пока самочувствие неплохое, но в любом случае мы только заходим в сезон и пока рано говорить о хорошей форме. Дальше мы пойдём по нарастающей, чтобы сохранить на весь сезон хорошую работоспособность. В этом плане контрольные прошли неплохо, то есть видно, что мы делали правильную хорошую работу. Дальше старты покажут, и после первого блока соревнований мы уже будем делать какие-то выводы и вносить корректировки, если они понадобятся.
«Больших проблем с лыжами у нас не будет»
– С кем из иностранцев вам не хватает соперничества сейчас?
– Не могу кого-то выделить. Со всеми сильными спортсменами хотел бы соперничать. Многие топовые спортсмены входят в сезон на максимуме, поэтому с ними интересно соревноваться и конкурировать.
– С группой Юрия Каминского вы уже не первый год вкатываетесь в Алдане. В этом году на сборе пробовали какие-то новые вещи?
– В принципе всё то же самое, разве что немного отличались объёмы и скоростные тренировки от предыдущих лет. Методическое направление осталось тем же. Сейчас начался четырёхлетний цикл подготовки к следующей Олимпиаде. Первый год подготовки всегда более объёмный и более базовый, чтобы отойти от нагрузок предшествующих лет. Когда готовишься к Олимпиаде, больше скорости и уровень стресса, поэтому сейчас важно дать организму отдохнуть и немного восстановиться после тяжёлого сезона и набрать объём и силы, чтобы дальше с каждым годом прибавлять и наращивать.
Также в этом году порадовала погода. Все три недели были комфортные условия для тренировок. При температуре минус 4-6 градусов мы вообще не переживали, что будет холодно. Разве что в последнюю неделю было прохладнее, но это не вызвало большого дискомфорта. В предыдущие годы были сильные морозы, даже доходило до минус 30. Это создавало существенные проблемы в тренировочном процессе.
– Как политическая ситуация отразилась на положении в команде с лыжами? У вас на этот сезон хватает пар на разные варианты погоды?
– На данный момент всего хватает. Есть проблемы в плане, что поскольку мы не бегаем на Кубке мира, инвентарь не получаем, но у нас есть лыжи с прошлого года, что-то мы докупали. Думаю, что больших проблем с инвентарем не будет.
– Кто из молодых спортсменов выделяется на тренировках и пытается за вами тянуться?
– Все молодые тянутся в той или иной мере. Все спортсмены наблюдают и стараются брать лучшее у других. Я тоже это делаю. Мне кажется, юниор Александр Корнев – очень перспективный парень. Он готов показать хорошие результаты уже сейчас. Думаю, у него ещё всё впереди. Другие молодые ребята тоже заряжены на работу и стремятся показать себя.
«Мы можем навязывать конкуренцию лыжникам»
– В этом году вы соревновались с лыжниками на всероссийских соревнованиях и даже выиграли гонку. Что для вас значит эта победа? Она стала неожиданной?
– В Алдане мы традиционно бегаем контрольные тренировки с лыжниками. Этот старт проверял срез нашей подготовки после того, как две-три недели мы провели на лыжах. Каждый спортсмен был в разном состоянии. У нас с лыжниками разные планы, но было интересно посмотреть, как ты готов.
Я смотрел больше на себя в плане техники и раскладки по дистанции, чтобы дальше было понятно, где ещё можно добавить. Порадовало, что получилось победить, и что мы можем навязывать конкуренцию лыжникам, но более показательными результаты будут в конце сезона на чемпионате России, когда все будут уже в хорошей форме.
– Но статус у соревнований в этом году был официальным. Были какие-то призы для победителей?
– Естественно были призовые, медали и сувениры от оргкомитета соревнований в Алдане. В ковидные времена там не было официальных соревнований, а были только контрольные тренировки. Это были первые официальные старты там за последние три года.
– В Алдан приезжал олимпийский чемпион в лыжном спринте Никита Крюков. С ним был какой-то контакт? Он давал вам полезные советы?
– Да, мы общались обо всём. У него была встреча со всеми спортсменами. Он рассказал про свой опыт, как тренировался. В ходе долгой беседы мы общались, задавали вопросы.
– Какие качества вам удалось улучшить в ходе тренировок в это межсезонье?
– Пока тяжело сказать, потому что нужно сначала провести соревновательный блок, чтобы понять, улучшились эти качества или нет. В тренировочном процессе ты можешь видеть определённый прогресс, но взгляд всё равно получается замыленным. В любом случае всё покажет результат в гонке.
Думаю, что до Нового года мы пробежим много гонок, и по итогам этого соревновательного блока можно будет делать какие-то выводы и понять, получилось ли у меня выполнить те задачи, которые я ставил, и улучшить те качества, которые хотел улучшить.
– В сезоне вы будете делать больший акцент на Кубок России или Кубок Содружества?
– Я буду бегать и там, и там, набирать очки. Расставлять приоритеты не собираюсь, буду стараться и там, и там показывать максимальные результаты. Единственное, что если будет очень много стартов, будем принимать решение с тренерским штабом о пропуске отдельных гонок для восстановления. В любом случае буду смотреть по состоянию, и если всё будет нормально, то буду бегать все старты.
– Как у вас обычно проходит выходной день во время предстартовой подготовки?
– Отдыхаешь, делаешь дела, с которыми не успеваешь справиться во время тренировочных дней, ведёшь дневник, читаешь книги. Если есть время и интерес, можно посмотреть фильм. Также можно пообщаться с ребятами, прогуляться по улице, зайти в магазин. Всё зависит от настроения. Когда холодно на улице, особо никуда не хочется выходить. Просто сидишь дома и отдыхаешь.
«Наша борцовская школа сильнее бразильской»
– 12 ноября вы посетили турнир по ММА лиги Open FC. Какие впечатления оставили эти соревнования?
– На таких мероприятиях я был первый раз, не с чём сравнивать. До этого смешанные единоборства смотрел только по телевизору. Организация была на высшем уровне, я не заметил каких-то недостатков. Всё было так же, как я привык видеть по телевизору: представление бойцов, выходы, награждения. Мне понравилось смотреть бои в живую, буквально в пяти метрах. Ощущения были интересные и необычные.
– За кем из бойцов ММА вы следите и какие яркие поединки видели в последнее время?
– Не так часто получается смотреть, но за крупными турнирами UFC я слежу, особенно когда там выступают наши. Наблюдаю за Исламом Махачевым, который недавно выиграл титульный бой, раньше смотрел поединки Хабиба Нурмагомедова. Особенно интересно было следить за историей его противостояния с Конором Макгрегором. Бои смотрю либо в прямом эфире по телевизору, либо в обзоре, когда они уже пройдут.
– Вас впечатлило выступление Махачева в чемпионском бою?
– Мне понравился бой. У Ислама такой же стиль, как у Хабиба. Он доминирует в партере, но при этом хорошо работает и в стойке. Можно сказать, что он универсальный боец с сильной стороной в борьбе. Другим соперникам тяжело сопротивляться такому напору и такой силе. Я понимаю, что Оливейра был чемпионом и очень непростым соперником, причём он также силён в партере, как многие бразильцы, но получилось, что наша борцовская школа сильнее бразильской.
– Вам было бы интересно провести совместную тренировку с кем-то из бойцов ММА?
– Конечно, был бы интересен такой опыт. Возможно, какие-то мелочи в их подготовке могли бы и нам помочь. Интересно было бы пообщаться об их подходе к питанию, как они гоняют вес в больших количествах. Было бы интересно пообщаться и провести тренировку.
«Стоит подумать о клубной системе в биатлоне»
– Если бы в соревнованиях принимали участие не регионы, а клубные команды, стал бы биатлон интереснее?
– Честно говоря, об этом не задумывался. Мне кажется, ничего бы не поменялось, разве что спортсмены могли бы спокойнее переходить из клуба в клуб, как это происходит в футболе, а в остальном не вижу разницы.
– Но клубы с брендами и названиями было бы проще подать болельщикам?
– Да, но в биатлоне пока представить это сложно. Думаю, что у нас в Башкирии была бы такая же команда, только может быть называлась, например «Салават Юлаев». Может добавился бы командный зачёт с какой-то определённой системой очков. Подумать об этом стоит, может, это добавило бы интереса и зрелищности, но пока не всё представляется так легко и понятно, как в футболе.
– Сейчас стартовал чемпионат мира. Будете следить за ним? У вас есть симпатии среди команд?
– Трудно сказать, что мы будем за ним следить. Если будет свободное время, может, посмотрим какую-то игру, но в целом все будут смотреть обзоры игр. На какую-то команду ставить не буду. В последнее время я не следил за футболом на уровне сборных. В любом случае подожду, кто выйдет в четвертьфинал, а групповой турнир я не особо внимательно смотрю.
– У вас есть желание в будущем написать книгу или открыть школу имени Эдуарда Латыпова в своём регионе?
– Пока об этом не думал, тем более о книге. Пока бегаю, а дальше посмотрим, может, откроется вдохновение. Что касается школы, тоже не задумывался, чем буду заниматься после спорта, но хочу в любом случае связать свою жизнь со спортом. Готов помогать маленьким детям в тренировках. Будет ли это школа или клуб, станет ясно спустя какое-то время.
«С тренерами дискутируем и всегда приходим к общему знаменателю»
– Некоторые биатлонисты в период подготовки спорят с тренерами и вносят в их планы корректировки. Вы себе это позволяете или полностью доверяете Юрию Каминскому и Максиму Максимову?
– В любом случае дискуссии есть, какие-то моменты мы обсуждаем. Их не так много, но я что-то предлагаю от себя, а потом мы на собрании это обсуждаем и либо соглашаемся с этим, либо я соглашаюсь с аргументами тренеров. В любом случае у нас хороший диалог, и мы всегда приходим к общему знаменателю. Не бывает такого, чтобы я делал всё безоговорочно, потому что тренер видит спортсмена, но не чувствует его на сто процентов. Должна быть обратная связь и корректировки по самочувствию.
– Вам комфортно в роли самого опытного биатлониста группы?
– Я об этом не думаю, а просто работаю и тренируюсь, делаю свои задачи и думаю только о них.
– Как у вас возникла идея подарить автомобиль своему первому тренеру Марату Шавалиеву?
– Первому тренеру, как и спортсмену, всегда положено вознаграждение за результат на Олимпийских играх, поэтому не было такого, как многие думают, что я пошёл в салон и купил ему автомобиль. Просто мой тренер получил призовые деньги и купил на них автомобиль. У него старый сломался и требовал ремонта, а благодаря моему результату он получил такое вознаграждение.
– В этом году у вас будет возможность встретить Новый год дома с семьёй, а не на сборах. Уже думали о том, где будете его отмечать?
– Естественно, мы где-то вместе отдыхали. Мы ходили по городу и показывали им достопримечательности Уфы. Потом всех лучших спортсменов этого Кубка пригласили на совместный ужин, который проходил в самом красивом месте Уфы на реке Белой. Они увидели все красоты нашего региона. Но возможностей было мало, потому что соревнования были компактные. Мы только отбежали, как надо было собираться.