В 2006 году Игорь Колыванов привел юношескую сборную России к победе на чемпионате Европы, но для игроков той команды триумф 15-летней давности стал единственным в карьере. В преддверии молодежного чемпионата Европы, на который россияне едут сплошь с игроками основы топ-клубов РПЛ, известный экс-нападающий сборных СССР и России дал большое интервью Metaratings.ru .
После ухода из молодежной сборной России Игорь Колыванов выводил «Уфу» в Премьер-Лигу и помог ей закрепиться там на годы, поднимал в ФНЛ «Торпедо», недолго перед пандемией поработал в «Арарате», а сейчас ждет новых интересных предложений. Из нашего большого эксклюзива вы узнаете:
- Сколько в процентах составляет роль тренера в результате;
- на что способна российская молодежка;
- что для сборной России значит Головин;
- почему россиянам надо обязательно уезжать в Европу;
- как Колыванов относится к назначению Олича и увольнению Игнашевича.
«Процентов 70 зависит от футболистов. 30-40% – это тренер»
— Чем сейчас занимаетесь?
— Слежу за всеми футбольными событиями, начиная от ПФЛ, заканчивая Лигой чемпионов и европейскими чемпионатами. Помогаю воспитывать внучку, занимаюсь бытовыми делами. После работы в Армении сразу непросто найти работу, плюс еще пандемия вмешалась. Хочется, чтобы была интересная команда под задачу. У меня есть опыт – работал и в юношеской сборной, и в молодежной, с «Уфой» три с половиной года, с «Торпедо» два года, определенные позитивные результаты были.
— Сейчас есть предложения?
— Есть, но условия и задачи меня не заинтересовали. Да, я тренировал в ПФЛ «Торпедо», но это другое: Москва, команда собралась хорошая, полный карт-бланш по подбору футболистов.
— Неужели в ПФЛ больше таких клубов не осталось?
— Хочется уже чего-то большего: ФНЛ, РПЛ. Хотя в первую очередь хочется приносить пользу. Соскучился по работе.
— В топ-клубах сейчас снова пошла мода на иностранных тренеров. Как к этому относитесь?
— Не все назначения мне понятны.
— Например?
— У нас много своих тренеров, но почему-то приходят специалисты из-за рубежа… Наверное они вносят что-то новое. Хотя в футболе придумать что-то сверхъестественное непросто. В первую очередь, нужно иметь качественный подбор футболистов. Селекция многое решает.
Результат процентов на 70 зависит от футболистов. 30-40% – это тренер. Он сейчас больше как педагог, менеджер. Нужно объединить тренера по физподготовке, по вратарям. Раньше главный тренер всем занимался. Сейчас есть и спортивный директор, и генеральный, селекционеры. Ты должен подбирать тех людей, которые будут давать результат.
На мой взгляд, тренеры – герои, а их работа – героическая. Давление со стороны болельщиков, журналистов, все хотят быстрого результата, нужно найти общий язык с новым коллективом за короткий срок, создать атмосферу понимания, когда у тебя 24-26 футболистов в обойме, а играют только 11.
— Федун, говоря о 10% значимости тренера, значит, был не далек от истины?
— С недавних пор на главном тренере вся ответственность. Но все зависит от игроков, которые у тебя есть. Ты можешь тактически переплюнуть всех, все знать, все просчитать, но, если у тебя на определенные места дыры, а ты не успел кого-то приобрести или игрок перешел в другую команду… Сложно что-то придумать, хотя это тоже искусство.
— Иностранцы, которые сейчас работают, качественные?
— Тедеско за год вырос, команда стала интереснее. Раньше «Спартак» играл от обороны и на контратаках, сейчас не боится прессинговать. Человеку три футболиста точечно купили, усилили команду – и совсем другая игра пошла. «Спартак» красивый, современный футбол показывает. Сейчас в тики-таки играть сложно, нужны исполнители очень серьезные.
— Шварц молодых привлекает.
— У него есть сейчас хороший выбор.
— Вы уверены, что россияне поставили бы того же Тюкавина?
— У меня играли же молодые. У меня Зинченко заиграл, Стоцкий заиграл. Из второй лиги пять человек было. Засеев, Аликин.
— Может, у вас не было выбора?
— Главное, что ребята выделяются. Тюкавин, Фомин, Захарян – футболисты неплохие. Шварц видит, что они прогрессируют, в премьер-лиге достаточно уверенно играют, для молодежи показывают хороший уровень.
— Вы говорили, что в 17 лет достижением было пробиться в состав «Динамо». На сегодняшний момент Захарян и Тюкавин – это уникумы?
— Однозначно. Они молодцы, тренер дал им шанс, и они им воспользовались. Но для них все только начинается. За спиной сидят опытные Игбун, Комличенко, другие ребята. Доказывать надо постоянно. Выдержат ли они конкуренцию, вот вопрос. Первые матчи всегда на эмоциях удаются. А если звезду чуть поймаешь…
— Вы «звезду» ловили?
— Мы жили другой жизнью – на сборах все время были, 300-320 дней в году, начиная с «Динамо» и различных сборных. В воскресенье ты сыграл, в понедельник уже на сборы сел. Потом в среду и четверг выходной, в пятницу опять на сборах. Прилетел с месячного сбора в Америке утром, а вечером уже за молодежку улетел играть. Тяжело было ментально постоянно находиться на одной базе. Поэтому мы умели во все игры играть – бильярд, домино, карты, волейбол, теннис. Машину по кругу научились водить, на копейке, одна на всех была. Это все было, но на звездную болезнь времени уже не хватало.
«Конфликт Рассказова и Умярова – идиотская ситуация. Должны были разобраться»
— Тюкавин сыграл всего два хороших матча за «Динамо» и сразу попал в молодежку. Справедливо?
— Для главного тренера Тюкавин не с неба свалился. Он просматривал его и знает потенциал. Может, это его год. Не факт, что он будет в основе в сборной, кто-то нужен же на замену. Бывает, что пошло у человека, он попал в струю. Тюкавин одаренный, просто так не выйдешь в РПЛ и не забьешь два мяча. Быстрый, напористый. Так что все по делу.
— Он сильнее Чалова?
— У Чалова последние год-полтора психологический надлом, начались проблемы после срыва перехода в Англию. Полтора года назад другой Чалов был.
— А может он просто слабый игрок?
— Не может слабый игрок на протяжении года показывать хорошую игру. У него в любом случае моменты есть, он просто не может их исполнить. Федор быстрый, техничный, позицию выбирает, осталось только забить.
— Грулев, Тюкавин или Чалов?
— Все плюс-минус похожи друг на друга, надо смотреть по тренировкам.
— Чалов и Тюкавин на данный момент – игроки замены. Грулев – основной нападающий. Разве это не критерий отбора?
— Конечно, ты смотришь, кто больше играет. Если человек на протяжении трех-четырех месяцев сыграл 30% матчей в основе, а в остальном выходил на 10-15 минут, то он физически не может быть готов на 100%. Если 70% в старте, это совсем другое. Грулев в последнее время играет постоянно, наверное, физически готов лучше остальных. Может, Чалов сейчас и не готов.
— Зачем тогда его вызывать?
— На данный момент лучшего выбора нет, плюс он два года провел с командой, заработал место на Евро. В молодежке был лидером, это однозначно. Все от психологии зависит. Может, он себя проявит на ЧЕ, и опять о нем заговорят.
— Вы понимаете Галактионова, который не вызвал Рассказова из-за конфликта с Умяровым?
— Тренер прежде всего думает о коллективе. Значит, серьезный был конфликт, если наставник так решил.
— У вас были такие случаи?
— Нет. На тренировках ребята заводятся, в игре могут послать. Но день подулись, пожали руки, и все решили. Мне жалко Рассказова, он был достоин поехать. Но мы не знаем глубину конфликта.
— С точки зрения результата это оправдано?
— Здесь нужно садиться за стол и разговаривать. Идиотская ситуация. Должны были разобраться.
— Проблема ли, что Сафонов не поехал на Евро?
— С одной стороны да, с другой, сама собой решилась одна из проблем. Максименко – основной игрок, голова на этот счет уже не болит. Если он, не дай Бог, получит повреждение, то его есть кем заменить. Во времена СССР за молодежку вообще ездило играть только два голкипера. Первый номер и запасной.
— Можно ли считать нынешнюю молодежную сборную сверхталантливой и перспективной?
— Она перспективная, в ней много одаренных футболистов. Но главная проверка начинается сейчас. Все-таки в отборе не настолько серьезные соперники были. И то, хорошо, что сербы обыграли поляков, а так бы, кто знает, как у наших сложилась судьба в стыках.
— Чего нам ждать от этой молодежки?
— Надо однозначно выходить из группы.
— Мы можем быть чемпионами с таким составом?
— Можем… Футболисты, для победы на чемпионате Европы у нас есть.
— Эти ребята играют в основе клубов РПЛ. Очень крутое поколение или уровень такой, что берут молодых?
— С одной стороны, уровень российского чемпионата действительно невысок. С другой, нынешняя молодежь не хуже тех, кому 27-28 лет. Слава богу, что ребятам дают шанс. Свежая кровь лучше и для опытных – они чувствуют, что им на пятки наступают.
«Миранчук должен расти быстрее Головина, так как в «Аталанте» отличные футболисты, конкуренция»
— Говорят, что за этой молодежкой даже интереснее следить, чем за национальной командой. Там талант на таланте, в отличие от наших «стариков».
— Пусть они для начала пробьются в состав национальной сборной. Первая команда дошла до 1/4 на ЧМ. Все хотят, чтобы россияне играли в современный, быстрый футбол, таланты появлялись. Но сошло поколение Аршавина, Погребняка, Денисова, а следующее оказалось не таким креативным. Появилась яма.
К сожалению, слишком мало ребят уезжает в Европу. Если бы хотя бы 8-9 человек играли в топ-чемпионатах, они бы и в сборной показывали другой футбол. У нас неплохой чемпионат, но сложно работать, потому что многие команды играют на результат. Последняя тенденция – игра в пять защитников. Поэтому мы и прошли Испанию, потому что привыкли играть от обороны. Я стараюсь всегда проповедовать атакующий футбол. С другой стороны, возможно, если бы в «Уфе» играл в пять защитников, то и работы не лишился бы.
— В России есть топ-футболисты?
— Сейчас нет. Аршавин был топовым, Жирков, Березуцкие в свое время были хорошие. Дзюба очень приличный год выдал, тянул сборную и «Зенит». Но в нашем чемпионате это одно. Чтобы считаться топом, надо себя проявлять на международной арене.
— А Миранчук?
— Миранчука я понимаю. Он первый год в Италии. Здесь нужно доверие тренера. Миранчук выходит на 15-20 минут, иногда на тайм, но этого мало. Уже полгода прошло. За это время уже надо себя проявлять по-другому. Пока не очень понятно, на какой позиции тренер видит Миранчука. Он по сути и не нападающий, и не полузащитник. В «Локомотиве» он под нападающим играл, меньше был загружен оборонительной работой. А в Италии ты должен играть по-другому, знать, как прессинговать. Через «не могу» надо выходить на этот уровень. Надеюсь, получится. У него есть хорошие качества: левая нога, хорошая голова, голевое чутье.
— Карпин скептически высказался: Кокорин сделал семь передач, Миранчук забил, а мы уже все их восхваляем. Вы согласны с его позицией?
— Карпин, Мостовой, Бородюк, Канчельскис, Юран, Шалимов, Кирьяков по 8-10 лет в Европе играли, были игроками основы. И это при том, что тогда только три иностранца могли играть – и мы попадали в эту тройку. Представляете, какой выбор был. Сейчас 10 могут играть и 5 – сидеть.
— Сейчас Серия А слабее, чем в ваше время?
— Однозначно. На первый план вышли английский, испанский чемпионаты, в Германии феерична одна команда. Но итальянский чемпионат тяжелый в любом случае, там профессиональное отношение к работе. Нужно землю грызть. Мы землю грызли, понимая, что завтра нас уже может здесь не быть.
— Как вы считаете, у Головина какой следующий шаг должен быть?
— Там, где он будет получать постоянную практику. 24 года – отличный возраст. Уже есть правильное понимание футбола, приходит мудрость. Ему надо идти в более сильный чемпионат, иначе есть вероятность застоя. Например, Миранчук по идее должен сейчас расти быстрее, чем Головин, так как в «Аталанте» отличный подбор футболистов, конкуренция.
— Как вы отнеслись к заказу для Головина личного чартера, чтобы «Монако» его отпустило в сборную?
— Я считаю, что Головина сборной очень бы не хватило. Заказали – молодцы. Оно того стоит. Любыми способами его в сборную надо привезти. Один из самых креативных футболистов, который может что-то придумать неординарное в атаке. С Головиным шансы на победу на 30% вырастают. Может и передачу отдать, и врывается, и бежит.
— Головину надо куда-то уходить?
— Надо уходить. Но он должен понимать, что гарантий в другой команде никто не даст. В России привыкли, что молодых талантов гладят по головке, потому что они русские. Нужно менять менталитет.
«Если не попадем на чемпионат мира, это будет катастрофа»
— То есть Черчесов правильно про «золотой актив» сказал?
— Не со всем я согласен, но в чем-то он прав. Насколько я понял, основная мысль была в том, что футболист должен выходить отрабатывать контракт, он же играет не для себя. На него смотрят 20-30-50 тысяч. Для чего ты тогда с 5-6 лет работал? А получается, что игроки получают хорошую зарплату, покупают дорогие машины, вокруг много девочек и вроде жизнь удалась. В таких ситуациях советую всем вспоминать, с чего начинался футбольный путь.
— Как вы относитесь к вызову Жирова из второй Бундеслиги, не играющего Нойштедтера?
— Не понимаю этого. В качестве запасного можно взять молодого. Нойштедтер был в сборной, вызывался, но ничего сверхъестественного не показывал. Жирова я вообще не знаю.
— На ваш взгляд, с чем это связано?
— Все понимают, с чем это связано.
— Еще Семенова вызвали.
— Семенов опытный футболист. Не дай Бог, Джикия травму получит. А может Семенов, учитывая небольшой выбор центральных защитников, еще и в основе сыграет.
— Дзюба или Соболев?
— Они одноплановые футболисты. Соболев очень прилично играет, отдает, забивает. Дзюба был лицом нашей команды, через него многие игры строились. Когда нам тяжело, мы отдаем длинную передачу, он сбрасывает, принимает. Плюс он обладает авторитетом. Налаживает взаимодействие между раздевалкой и тренерским штабом. Хорошо, что вызвали обоих, будет здоровая конкуренция. В одном матче один сыграет, подустанет — на 60-й минуте выйдет другой.
— Российский футбол в заднице?
— Что можно сказать о нашем чемпионате, если мы проигрываем в Европе даже командам из чемпионатов, которые ниже нас по рейтингу, с карликами вничью еле-еле играем? Яма серьезная. Плюс сборная шесть матчей подряд не выигрывала. Если мы и в отборе на чемпионат мира провалимся, это будет катастрофа. Все условия созданы, чтобы выйти в финальную часть ЧМ.
— Смело.
— Я реально смотрю на вещи, завышенных ожиданий у меня нет. Мы крепкая сборная, которая доказала на прошлом ЧМ, что мы можем противостоять даже испанцам и хорватам. Мы не феерили, но феерить было и некому. Но мы выложились как мужики, за что им честь и хвала. Однако хочется выигрывать и на классе. Пока у нас классных футболистов нет, надо на характере выгрызать. Иллюзий я не питаю, но у нас есть костяк, игроки, которые могут и не выйти, но сплотить коллектив. Такие игроки также очень важны.
«Олич как с Луны свалился. Что он такого Гинеру или Орешкину рассказал?»
— ЦСКА назначил главным тренером Олича, работавшего только помощником в сборной, а не Березуцких, которые тоже без опыта.
— Без опыта сложно. Возьмите пример Пирло в «Ювентусе». Три-четыре года нужно где-то поработать, прежде чем идти в топ-клуб. Олич как с Луны свалился. Что он такого Гинеру или Орешкину рассказал? Я не знаю, по каким причинам у нас своим не дают работу, а приглашают иностранцев.
Очень сложно Оличу будет работать без опыта в условиях сумасшедшего давления. Работать тренером очень тяжело. Нужен сильный характер.
— Вам обидно, что вас уволили из «Торпедо» после решения задачи?
— У нас много завистливых людей, которые успехам других не очень радуются, всегда хотят палки сунуть.
— Вы могли отстоять позицию? Сказать: вот вам таблица, первое место, выход в ФНЛ.
— Ушел там не только я, но и спортивный директор, президент Елена Еленцева, начальник команды. Пришли новые люди, новая команда. Мы свою работу выполнили, по крупицам собрали команду практически с нуля. Мне ребята писали такие вещи… В общем, сильно расстроились из-за ухода. У нас был шикарный коллектив, прекрасная атмосфера, мы показывали красивый футбол. Я даже завидовал самому себе.
— Какие у вас эмоции были?
— В нашей футбольной жизни столько всего происходит, что меня сложно уже вывести на эмоции.
— За Торпедо следите?
— Я вообще за ФНЛ слежу. У них были и хорошие матчи, но шесть встреч без побед – много. Они ведь шли хорошо, но последние неудачи сильно осложнили шансы на выход в РПЛ.
На мой взгляд, во многом сказалось отсутствие Ваньки Сергеева (лучший бомбардир ФНЛ, перешел в «Крылья Советов» – прим. Metaratings.ru). Его же никто не хотел брать, а он мне как сын. Увидел его еще во второй лиге в «Строгино». «Тамбов» перехватил, но Талалаеву он не очень нравился. А у нас выстрелил. Некоторые специалисты говорят, что многое понимают в футболе, но многие не замечают тонкостей. Это определенный тренерский талант. Можно начитаться любых книжек, но вот само общение ни одна книга не заменит. Нужно быть психологом. Я больше занимаюсь психологией человека, чтобы не было проблем, как у Умярова с Рассказовым.
— Что вы думаете по поводу увольнения Игнашевича?
— Специалистов с именем у нас увольняют быстро. А некоторые приходят, что-то рассказывают, втирают хорошо в уши.
Он старался, работал в непростой атмосфере. У меня тоже были непростые отношения с болельщиками, я же динамовец. А потом они видели сдвиги, меня приняли, со многими остались дружеские отношения.
Игнашевич… После сборов всегда ждут от тебя результата. А не получается почему? Может, не тех футболистов тебе привезли, может, в схеме дело. Но, на мой взгляд, главная ошибка, которая повлияла на результат, а впоследствии и на увольнение Игнашевича – продажа Сергеева в «Крылья Советов». Без такого забивного нападающего, как Иван, непросто решать большие задачи. В любом случае, Игнашевич набрался опыта. Но в «Торпедо» хотят результата, как будто это «Спартак», «Зенит», ЦСКА…
— Назначили Александра Бородюка…
— Это мой друг. Очень рад за него, он работал в «Торпедо», выводил команду в Премьер-Лигу, заработал хорошее имя. Думаю, что болельщики будут рады. Дай Бог, чтобы все у него получилось. Ему будет непросто после серии неудачных матчей. Нужно с командой найти диалог, но у ребят сейчас появятся новые эмоции, ничего еще не потеряно. Клуб может попасть в стыки и пробиться в РПЛ. В команде есть качественные, опытные футболисты, которые могут решить задачу, но будет непросто.
— Вы рассказывали: «У меня мама работала в управлении по обслуживанию дипкорпуса, и были определенные моменты, после которых я понял, что мне придется «Спартак» покинуть и перейти в «Динамо»». Что было бы, если бы вы отказались?
— Не знаю, я просто хотел играть в футбол. Вряд ли случилось бы что-то серьезное. Не думайте, что меня прямо заставили уйти из стана красно-белых. На тот момент в «Динамо» пришел Добровольский, играли Кирьяков, Кобелев, Эдуард Малофеев мне обещал, что будет молодых подпускать к основе. В «Спартаке» же был Родионов, которого трудно было вытеснит из состава.
— Мостовой включил себя, вас, Карпина, Канчельскиса и Шалимова в топ-5 российских игроков девяностых. Ваш топ-5?
— Давайте я назову больше динамовцев. Добровольский, Мостовой, Бородюк, Кирьяков, Колыванов.
— Вы говорили, что неплохо жили при Союзе, но хотелось свободы. Вы довольны тем, что получилось?
— Я лично в большей степени доволен – мы смогли разрушить стену и поехать играть в Европу. Я понимал, что этот шанс может не представиться. На сегодняшний день много за и против. Мы можем жить лучше, и должны жить лучше.
***
Национальная сборная России 24 марта начнет путь на чемпионат мира в Катаре встречей с Мальтой. Аналитики букмекерской компании «Винлайн» считают, что команда Черчесова сможет выиграть с разницей в 2 или более мячей: победа России с форой -2 оценивается коэффициентом 1,57 , а вот с форой -2,5 – уже в 2,02 . Промежуточный вариант, фора -2,25 котируется на уровне 1,81 . На ничью в матче дают коэффициент 9,21.