Махачкалинское «Динамо» – удивительный новичок РПЛ. За первый круг дебютного сезона в элите команда пропустила всего 14 мячей – меньше, чем «Динамо» (17) или «Локомотив» (18). Несмотря на строжайшую игровую дисциплину, в клубе активно привлекают и прокачивают молодых футболистов. Давида Волка и Валентина Пальцева дорастили до сборной России, а в конце первого круга дали дебютировать 20-летнему защитнику Илье Киршу.
Кирш – уроженец Владивостока и воспитанник «Зенита», выступавший в аренде за «Ростов», а теперь перебравшийся в том же статусе в «Динамо». На данный момент на его счету всего одна игра в РПЛ – против родного «Зенита» в октябре (1:2). Мы побеседовали с Ильёй сразу после его дебюта. Из интервью Кирша Metaratings.ru вы узнаете:
- кто из легендарных нападающих РПЛ произвёл на него самое мощное впечатление;
- как мотивировал игроков «Динамо» Мх Хабиб Нурмагомедов;
- часто ли встречаются в Дагестане машины с низкой посадкой;
- можно ли прожить на 30 тысяч рублей в месяц, как говорит Евгений Латышонок;
- гоняются ли игроки «Динамо» Мх за последней моделью айфона.
«Надеюсь, через год-два буду в основе «Зенита»
– Поздравляю с дебютом в РПЛ. Добавило ли эмоций то, что ты дебютировал на «Газпром Арене»?
– Да, родные стены всегда помогают, приятно играть дома, на глазах родителей.
– Настрой на «Зенит» был особенным?
– Не сказал бы. Хотел просто выйти, хорошо и спокойно сыграть, как в остальных матчах, где выхожу на поле. Повторюсь, родные стены добавляли сил.
– Нынешний «Зенит» – фаворит в борьбе за чемпионство? Кто произвёл самое сильное впечатление из топ-5 РПЛ?
– Безусловно, «Зенит» – фаворит. У клуба год столетия, поэтому сто процентов перед ними стоит задача выиграть РПЛ. Не сказал бы, что кто-то произвёл особое впечатление. «Краснодар» на дистанции стабилен, но в остальном все привычно выступают.
– Многие петербургские воспитанники, например, Круговой, Обляков или Вахания, решают развивать карьеру в других клубах РПЛ. Держишь ли их примеры в голове?
– Приоритет для меня – стать игроком «Зенита», но для этого должно сложиться большое количество факторов. Загадывать, думаю, не стоит. Примеров достаточно, когда ребята хотели пробиться, но из-за разных обстоятельств им приходилось продолжить карьеру в другом клубе.
– Как думаешь, сколько лет тебе может потребоваться, чтобы при текущем подборе защитников «Зенита» дорасти до уровня основы?
– Хочу верить в лучшее. Надеюсь, что один-два года.
– У «Зенита» много известных воспитанников в нынешней РПЛ. В академии ты прошёл через разные возрастные категории. Что можешь отметить в подготовке футболистов?
– Подготовка в академии перекликается с подходом к игре в основе и дубле, хорошо налажена вот эта параллель. Но в других клубах РПЛ могут проповедать другой футбол, что вполне понятно. И когда ты приезжаешь в новый клуб, тебе все равно приходится перестраиваться – подход может отличаться от того, чему учили тебя в «Зените».
– «Динамо» и «Ростов» ближе к «Зениту» в этом плане?
– Не могу сказать, что близко, но есть много схожего.
– В прошлом году ты сыграл за «Зенит» в товарищеском матче с «Сепаханом». Что тебе после того матча сказал Сергей Семак и какое впечатление он на тебя произвел?
– Ничего особенного. Думаю, он видел, что я был готов, поэтому перед игрой просто сказал, чтобы я не нервничал. Ребята тоже тогда похвалили. Семак произвёл впечатление очень спокойного тренера и человека.
«В детстве равнялся на Роналду, а обороне учился у защитников, игравших против него»
– Почему ты решил стать футболистом?
– Не скажу, что я в один день проснулся и решил стать футболистом. В детстве просто так складывалось, что проводил много времени на поле у школы. Где-то в шесть лет увидел, что парень со школьных занятий играет в футбол, и потом сказал маме, что хочу попробовать.
– На кого ты равнялся, когда занимался в академии, и кто твой пример в футболе сейчас?
– В детстве равнялся на Роналду. Так складывается его карьера, что он до сих пор показывает хорошие результаты, поэтому остается для меня примером и живой легендой. Я начинал на позиции нападающего, поэтому именно Криштиану резко стал большой фигурой для меня. Даже когда я поменял позицию, всё равно смотрел на него, а оборонительной игре учился у защитников, которые играли против Роналду.
– Сильнейший соперник, с которым ты играл на одном поле? Ранее ты мне говорил, что против Соболева было тяжело.
– Назову Антона Заболотного. Играл против него в кубковом матче «Ростова» с ЦСКА. Мне впервые попался такой большой нападающий. Тогда же впервые сложилось впечатление, каким может быть хороший форвард и как он умеет играть.
– Против Заболотного было сложнее, чем против Соболева в недавнем матче?
– Да, но на тот момент я сам был слабее. Сейчас какой-никакой, но есть опыт. Я стал понимать, как играть против таких нападающих.
– Какие стороны в своей игре ты считаешь сильнейшими?
– Выбор позиции, чтение игры и верховые единоборства.
– Как относишься к пиву в восстановительных целях после матчей? Максим Глушенков рассказал, что пьет литр после игры. Это частая история для футболистов или очень редкий случай?
– Для меня это неактуально. Я лично пиво не пью. Кому-то это помогает, поэтому пусть каждый восстанавливается, как он хочет. Нужно чувствовать свой организм и знать, что ему нужно.
– А ты как обычно восстанавливаешься после матчей?
– Стараюсь как можно быстрее уснуть. После игр часто адреналин, эйфория, организм в целом перевозбужден. Поэтому главное для меня – пораньше лечь спать, чтобы восстановиться.
– Также игрок «Зенита» признавался, что ему не нравится частое общение с прессой, особенно на темы, не касающиеся конкретного матча. Насколько ты считаешь важным общение с прессой?
– Общение с прессой очень важно. Не просто так игрокам говорят общаться с прессой в микст-зоне или давать интервью. СМИ и фанатам важно знать, что ты думаешь о матче. Это важно, и такое общение раскрывает футбол. Не зря болельщики смотрят интервью или подкасты с игроками – они хотят узнать, как проходит быт спортсменов и подготовка к матчам.
«Динамо» способно попасть в топ-8, но первой половиной сезона мы недовольны»
– Сейчас ты играешь за махачкалинское «Динамо». Чувствуешь ли доверие тренерского штаба на фоне дебюта в Санкт-Петербурге?
– У нас в команде все получают игровую практику, просто нужно её заслужить. Нам часто говорят, что всё происходит именно на тренировках, а игры – это лишь их следствие. Попадаешь в основу, только если доказываешь свой уровень на тренировках.
– Ваша оборона – одна из лучших в лиге. Поделись секретом, с чем это связано? Есть ли особый фокус на оборону на тренировках?
– Да, мы много внимания уделяем оборонительным тренировкам и различным мелочам. У нас много теории и разборов, связанных с обороной. У «Динамо» такой стиль, заточенный на агрессивный отбор, оборону и выход в контратаки. Сзади у нас все получается хорошо, а вот с голами есть проблемы, но я надеюсь, что и это в скором времени придёт.
– Как тебе кажется, сможет ли «Динамо» попасть в топ-8 по итогам сезона с такой игрой?
– Да, это выполнимая задача. У нас есть половина успеха, ведь известно, что оборона выигрывает чемпионаты, а атака – лишь матчи. Самое главное есть – это налаженная оборона, а с атакой в ближайшее время на сборах разберемся.
– Как оцениваешь результаты «Динамо» в концовке первого круга РПЛ?
– Я точно могу сказать, что мы не удовлетворены, потому что много важных очков потеряли против конкурентов. Мы смогли навязать борьбу «Спартаку», «Зениту», ЦСКА, но там, где «Динамо» должно было брать три очка, нам не всегда удавалось достичь нужного результата.
– Удалось ли тебе пообщаться с Гаджи Гаджиевым?
– Мы почти каждую неделю общаемся. Он посещает практически все тренировки и теоретические занятия, максимально вовлечен в дела команды. Гаджиев – достаточно строгий и внимательный руководитель. Часто он с нами говорит про психологию, приводит примеры из жизни. Гаджи Муслимович – очень важный человек для «Динамо». У него большой опыт за плечами, чувствуется его мудрость. В своём возрасте он в отличном здравии, всё максимально четко объясняет на уровне игроков и тренеров.
– Тяжело ли легионерам в Махачкале? Много ли было приколов над Джавадом из-за его фамилии?
– Вокруг Джавада создалось сильное медиаполе, плюс он забил гол быстро, поэтому здесь в Дагестане он сразу болельщикам понравился. У нас несколько легионеров в команде, ко всем хорошо относятся, и даже чаще болельщики к ним подходят, чем к местным футболистам. Думаю, что они себя хорошо здесь чувствуют.
– Эгаш Касинтура удивил тебя знанием русского?
– Сначала да, но когда узнал его судьбу, мне стало понятно, почему он русский так хорошо знает. Он ведь давно в России живёт, учился здесь, поэтому без знания языка ему было бы тяжело.
– Остальные легионеры учат русский язык? У кого какие успехи?
– Знаю, что Хуссем Мрезиг пытается учить и использовать его на тренировках и в матчах. Джавад или Ангбан чуть меньше, но тоже немного используют русские слова.
– С ними общение идёт по-английски или через переводчика?
– В основном через переводчика, но какие-то короткие фразы и по-английски.
– Зарплаты в Махачкале ниже, чем в большинстве клубов РПЛ. Это делает футболистов команды ближе к простым болельщикам?
– У нас многие футболисты пришли из Первой или Второй лиги. А те, кто уже был, прошли большой путь вместе с болельщиками. Думаю, игроки приближены к простым ребятам и доказали своим трудом, что готовы играть на таком высоком уровне.
– В «Ростове» и «Динамо» играют многие воспитанники «Зенита». Насколько легче работать, когда есть знакомые тебе футболисты?
– Конечно, легче, потому что ты всегда можешь найти общий язык. У нас были одни и те же тренеры, общие истории, поэтому даже если ты лично не знаешь человека, то в новом клубе он к тебе будет иначе относиться, так как знает твой путь. Несмотря на разницу в возрасте, ощущаются свои петербургские футболисты, с ними можно ещё и на отдельные темы поговорить всегда. Хотя в «Динамо» я в хороших отношениях со многими, поэтому не могу сказать, что общаюсь только с Сандрачуком, Гойло или Глушковым.
– Кто-нибудь из них помогал тебе при адаптации в «Динамо»?
– Сандрачук помогал. Я с ним советовался перед сезоном, узнал его мнение о клубе и условиях. После переезда с ним больше общался первое время, он мне объяснил, что да как, поэтому Саше большое спасибо.
– У тебя три клуба за два года. Насколько сложно молодому футболисту менять обстановку так часто?
– Мне просто даётся новое общение. Я не испытываю проблем с коммуникацией, но тяжело даётся логистика. Хочется стабильности в этом плане, но жизнь пока складывается так, и выпадают подобные испытания. Я их спокойно принимаю и еду, как бы далеко ни было. Махачкала достаточно далеко от Санкт-Петербурга, Ростов поближе, но тяжело из-за неработающего аэропорта. Но я не вижу в этом проблем, чтобы отказываться от переезда.
– Видел ли ты на базе или стадионе Хабиба Нурмагомедова и Ислама Махачева? Нет мечты с ними побороться?
– Спарринговать точно не хотел бы. Все мы видели, что они делают со своими соперниками. Но вживую видел, они оба любят футбол, посещали матчи, заходили перед и после матчей в раздевалку, чтобы сказать напутственные слова. Хабиб однажды задержался в раздевалке, выступил с мотивирующей речью о том, как он состоялся в спорте и как нам стоит действовать. Большое им спасибо, что заходят, показывают свой интерес к футболу и делятся своим опытом.
– Их опыт мотивирует? В Хабибе чувствуется особая харизма?
– Мне показалось, что Хабиб похож на Гаджи Муслимовича Гаджиева. То есть он в своём возрасте мудрый человек, многое повидавший. Его слова пересеклись с тем, что нам Гаджи Муслимович говорит. Мне кажется, что они по духу и мировоззрению близки.
«Вызов Пальцева в сборную показывает, что из любого клуба РПЛ можно попасть в национальную команду»
– Валентин Пальцев вызывается в сборную. Как на это реагирует остальная команда? Есть зависть, или это повод для дополнительной мотивации? Говорят, что зазнался, мячи не таскает.
– Не знаю про новости о мячах, он вроде и до сборной не таскал (смеётся). Все, конечно, рады, что Валентин попадает в сборную. Это показывает, что из любой команды РПЛ можно получить вызов в национальную команду и играть на таком уровне. Это вызывает желание больше тренироваться, уделять внимание этому, поскольку пример буквально перед глазами.
– Что Валентин рассказывал про сборы национальной команды?
– Что там все обычные, нет большого разрыва в уровне. Говорит, что ждёт нас там.
– Учитывая, что сейчас Валерий Карпин, с которым ты работал в «Ростове», привлекает много новых людей в сборную, веришь ли ты в попадание в национальную команду при наличии практики в «Динамо»?
– Безусловно. Учитывая нынешнюю ситуацию, я думаю, что шанс велик, если у меня всё будет получаться в «Динамо».
– Ты работал с тренером сборной в «Ростове». Как оцениваешь этот опыт и какое впечатление произвел Карпин?
– Опыт стал положительным. В «Ростове» я впервые так долго работал со взрослой командой. Я в любом случае получил какую-то практику и опыт от всего, что там было. От работы с Валерием Георгиевичем остались положительные эмоции. Он часто подсказывал, направлял, объяснял, что делать. Может быть, не хватало индивидуальных бесед и советов на футбольные темы, но у Карпина такой стиль общения, что он не так много общается лично. Он открыто и откровенно все высказывает, и за такую открытость остается только уважать человека.
– Семак или Карпин: кто лучше?
– Они отличаются в тренерской работе. Сейчас я ещё не могу выбирать, с кем мне было бы лучше работать. С Сергеем Богдановичем я не так много поработал и пока что объективно и честно ответить на этот вопрос не могу.
– Ты выступаешь за сборную России U-21. Сильная ли сейчас команда в сравнении с той, что выходила на чемпионат Европы в 2021 году?
– Думаю, что эта команда не уступает. Хочется проверить свои слова и силы этой команды на турнире с крепкими соперниками. По моим ощущениям, у нас сейчас подбирается сплоченная и сильная команда.
– Обидно, что сейчас нет возможности отобраться на Евро?
– Очень обидно. Тем более когда ощущаешь, что есть сильная команда, способная показывать результат.
– В октябре вы ездили в Китай. Произвела ли на тебя впечатление эта страна?
– Очень хотелось посмотреть, как живут в Китае люди, увидеть Пекин, но мы жили в 70 километрах от столицы на базе футбольной федерации. Поблизости особо ничего не было, мы всего один раз выехали на экскурсию, но тоже в провинцию. К сожалению, толком не увидел Пекин или Шанхай.
– Леонид Слуцкий рассказывал, что в китайском футболе используются технологии, которых нет даже в Европе. Что-то подобное было заметно?
– Думаю, что все, о чем ты говоришь, было скрыто от наших глаз. Мы не увидели, что используют китайцы, чтобы стать сильнее. А так было хорошо заметно, что база их федерации сделана с учетом последних футбольных технологий, не уступая европейским сборным.
«В Дагестане хорошо развит горный туризм, но по климату ближе всего Владивосток»
– Евгений Латышонок недавно заявил, что может прожить на 30 тысяч рублей в месяц. Сколько нужно тебе для жизни?
– Плюс-минус такие же суммы. От 30 до 50 тысяч. Я живу на базе, кормят меня там же. Особых трат нет, только когда девушка приезжает, в этот период я трачу побольше. А так, может быть, только машину остаётся заправить или докупить что-то.
– Встречал ли в «Динамо» или в другой своей команде футболиста не с айфоном или не с последней моделью айфона?
– На чужие телефоны не заглядываюсь. За себя могу сказать, что второй или третий год хожу с iPhone 12 и особо не испытываю нужды поменять его на последнюю модель. Думаю, что у многих игроков здесь такое же мнение. Вернемся к тому, что ты говорил про близость к болельщикам. У нас не такие большие зарплаты, и ребята не гонятся за последними моделями машин и телефонов.
– Знаю, что ты любишь автомобили. Сколько готов на такое увлечение тратить?
– Сильно не готов тратиться. Максимум могу потратить деньги на бензин и докупить запчасти, чтобы привести машину в хороший вид для души.
– Не хотел ли стать автогонщиком или для тебя футбол сразу был на первом месте?
– Нет, сто процентов, никогда об этом и не задумывался. Даже так скажу: я никогда не смотрел автогонки. Максимум могу посмотреть обзоры или посетить автовыставки или фестивали.
– Катался ли ты в Дагестане на «Приоре» или «Жигулях» с низкой посадкой?
– Честно говоря, пока не удалось сесть за руль такой машины. Надеюсь, что кто-нибудь из знакомых на такой приедет. Пару раз на такси с низкой посадкой ездил. Здесь это не какой-то феномен, но многих вижу с подобными машинами, и тогда возникает желание прокатиться на такой.
– Разобрался, почему это местная фишка?
– Нет, это ведь непрактично для Махачкалы из-за рельефа. Не везде есть хорошая дорога, местами песок, так что низкая посадка здесь неудобна. Но ребята хотят усложнить себе жизнь, выделиться, поэтому им только респект за это.
– Многие игроки «Зенита» и других клубов любят рыбалку. Ты родился во Владивостоке, долго играл в Санкт-Петербурге. Есть ли у тебя такое хобби?
– Конечно, после автомобилей для меня рыбалка на первом месте. И летняя, и зимняя. Папа меня с детства приучал к этому, мы вместе ходили рыбачить и в море, и на суше. Это было и во Владивостоке, где рыбалка была основным хобби, и в Петербурге продолжилось. Даже сейчас в Каспийске, когда папа приезжал в гости, пытались выехать на рыбалку. Часто на прогулках вижу каспийских рыбаков, скидываю отцу видео и говорю, что здесь есть, что ловить.
– Отец обещал порыбачить в Каспийске?
– Обещал, что приедет, когда будет отпуск или пару дней выпадет свободных.
– Ты жил в разных регионах. Какой климат тебе ближе?
– В силу того, что я прожил долго в Петербурге, привык к его климату. В Дагестане из-за этого бывает тяжеловато, особенно когда летом температура переваливает за +30. Но в Петербурге бывает грустно из-за плохой погоды. Поэтому родной Владивосток для меня – самый комфортный город по климату.
– Как оценишь туризм в Дагестане? Был ли сам в горах? Как эмоции?
– Горный туризм очень хорошо развит. Здесь очень много красивых мест за пределами Махачкалы. К сожалению, многие места посетить ещё не получилось, но был в основных – на Сулакском каньоне и на Сарыкуме. Эти места завораживают и дают понять всю силу нашей природы и ее красоты. В России природа ничем не уступает другим странам. На Камчатку люди ездят на серфинг, во Владивостоке море красивое. Дагестан – ещё одно доказательство того, что в России огромное количество мест, которые можно посетить.