Леонид Слуцкий продолжает разговаривать о футболе с самыми интересными российскими тренерами. В «Коммент.Тренер» наконец вышел записанный ещё в начале апреля выпуск с Игорем Осинькиным – по словам Слуцкого, именно главного тренера «Крыльев» в качестве героя программы хотело видеть большинство зрителей. Metaratings.ru собрал самые интересные моменты разговора двух тренеров, которые знают друг друга ещё с середины 90-х – когда их самих не знал никто.
«Когда Коноплёв умер, мы очень сильно напряглись»
Игорь Осинькин вспомнил, что попал в тольяттинскую Академию Коноплёва тренером команды 1992 года рождения, которая была особенной: «В ней играл сын Юрия Коноплёва Андрей. Хоть самым старшим возрастом был 1989 год рождения, Академии не было бы без Андрея».
Игорь Осинькин стал главным тренером команды Второй лиги и спортивным директором Академии летом 2006 года, буквально за 10 дней до смерти основателя. Но Юрий Петрович уже заранее вёл переговоры с фондом «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича.
«Академия выходила на такой уровень, что финансировать её уже было сложно, поэтому проходили определённые переговоры. Когда Коноплёв умер, мы очень напряглись, но нам быстро сказали, что Академия продолжит развиваться в прежнем ключе. И уже в конце 2006 года мы ездили на товарищеские игры с «Челси».
В 2008 году в Академию пришли голландцы и спустя полгода занялись методикой работы, проводили семинары для тренеров. В том числе Раймонд Верхейн, которому ставят в заслугу выдающуюся физическую готовность сборной России на Евро-2008. «Базовые знания они дали. В первую очередь Верхейн – очень сложный человек, но знающий специалист. Главное – он дал подходы к планированию. Всем тренерам стало легче ориентироваться в планировании недельного, месячного цикла. В этих знаниях в российском футболе был вакуум, хотя и в Италии, в Испании система похожая. Когда к нам приезжают иностранные специалисты, нам что-то может не нравиться, но все знания надо у них забирать».
«При существующей системе Ларин никак бы не собрал лучших ребят и тренеров»
После Академии Коноплёва Игорь Витальевич три года работал в «Кубани» и получил приглашение в «Чертаново», но именно в команду Второй лиги.
«У «Чертаново» уже была профессиональная команда, но не складывалось с результатом, качеством игры, не хватало бренда. Его же не хватило для перехода на следующий уровень. Всё там держалось на энтузиазме Николая Ларина и Дмитрия Поляцкина. Они делали по-семейному».
24 мая бывшего директора «Чертаново» Николая Ларина отпустили из-под стражи, заменив его реальный срок на условный после 8 месяцев лишения свободы.
«То, что он делал, приносило плоды, – отмечает Осинькин. – У нас десятки производств, академий, делают то же самое и не приносят никакой пользы обществу, государству. Человек сделал великолепную работу и остался крайним во всём. Кому эта история была нужна? В кулуарах рассуждали и об агентских, и о других вещах, но всё только догадки. Никто никаких фактов не назвал, ни один слух не подтвердился. Несправедливо, что люди, которые приносят такую пользу стране, наказаны. При существующей системе он бы никак не собрал лучших ребят и тренеров.
Знаю, что он в лепёшку расшибался, чтобы из детского садика сделали интернат, без которого этот разговор бы вообще не состоялся. Я видел, какое качественное там питание у ребят – там точно ничего нельзя было украсть. Мы профессиональной командой так могли покушать в Хабаровске или Ярославле».
«В Самаре игроки попали в среду, где было легче всего себя показать»
Наконец, разговор зашёл и о пока высшей точки карьеры Осинькина – «Крыльях Советов». Игорь Витальевич вспомнил, с чем команда влетела в РПЛ в прошлом сезоне.
«Отказ от высокого прессинга связан с тем, что мы были очень лёгкой, не сильной физически командой. Когда мы оставались в обороне, в опорной зоне один в один, часто нас продавливали, мы допускали быстрые атаки на свои ворота. После первых игр мы решили, что в среднем блоке нам играть удобнее. Надо было играть компактнее. Фланги у нас были совершенно разные. Зиньковский и Пиняев – дриблёры, а Ежов как никто умеет атаковать пространство, хорошо в переходах. Это тоже усложняло жизнь соперникам».
«Крылья» сходу стали инкубатором футболистов для топ-клубов, но не все пока играют так хорошо, как в Самаре при Осинькине.
«Стилистически ребята были подобраны так, чтобы им свои лучшие качества было легче проявить. Они лёгкие, подвижные, быстрые, но большие клубы ищут игроков, которых нельзя продавить, обогнать. Недостатки, которые здесь были спрятаны, в таких командах, как «Зенит», «Спартак», становятся заметнее. И там мастерством они так не выделяются. Этот период надо пройти.
В Самаре было всё, чтобы использовать их лучшие качества. Надо найти свою нишу, потерпеть, доказать. И конкурировать надо с игроками очень высокого уровня. Готов принять, что не у всех получится в других клубах выйти на прежний уровень. Можно говорить, что я выжал из них максимум, но объективнее так: у нас они попали в среду, где им легче было себя показать. Мы ещё в Академии говорили, что не надо всем играть по одной схеме. Наша задача – дать игрокам знания, которые помогут им в любом клубе».
Глушенков в сборной Бразилии, уникальность Пиняева, лидерство Зиньковского, упущенное время Сергеева
Слуцкий попросил Осинькина назвать трёх самых талантливых игроков, с которыми он работал в «Крыльях». Игорь Витальевич рассказал о четырёх.
«Вот Пиняев, похоже, сможет найти себя в других командах за счёт индивидуальной игры. Я много работал в молодёжном, юношеском футболе – и не видел ни у кого того, что делал Пиняев в 13-15 лет. Просто мог взять, обыграть всю команду, забить гол любым способом, через 5 минут ещё один. На скоростном дриблинге он мог убирать мяч в любую сторону, под такими углами оббегать игроков… И после этого он ещё видел, куда вышел вратарь, мог отдать пас.
Он сделал свой маленький рост неудобным для соперника, а не для себя. Он сформировался физически, может и потолкаться. Его переключения, взаимодействия с партнёрами – он очень хорошо понимает, что нужно сделать, чтобы переиграть соперника на фланге, подсказывает партнёрам, которые на 7 лет старше его. Что мешало раннему прогрессу – умение играть в обороне, и он спрогрессировал в этом плане хорошо».
«В слово «талант» мы вкладываем, как человек умеет работать с мячом. И не выкладываем умение работать. Я не буду расставлять игроков по номерам, но в этом плане выделю Глушенкова. Ему надо научиться работать и быть частью команды. У меня с тренировок в памяти такие моменты, что думаешь – и в сборной Бразилии бы человек не потерялся. Он должен быть психологически более твёрдым и устойчивым. Ещё у него были «кресты».
«У Зиньковского очень неординарный, жутко неприятный для соперника дриблинг. Он не боится получать мяч, снимал с команды часть психологического напряжения. Когда нам было тяжело, мы понимали, кому можно отдать. Он на себя брал ношу лидерства, которая позволяла дать паузу другим. Если Пиняев уже во всех смыслах взрослый, то Антон поздний – в 16-17 лет у меня в «Кубани» он не смог побороться за состав. В «Зените-2» он опять не мог себя проявить. Сейчас ему сложно бороться с Промесом, но достаточно полезен справа. Мне приятно, как он относится к конкуренции.
Выдающейся статистики у него никогда не будет. Он играет дальше от ворот, чем Месси, который тоже начинал как фланговый игрок. Антон больше настроен подобрать мяч вокруг штрафной, сделать обыгрыш или доставку – часто себя проявляет в предголевых ситуациях.
Прогресс Сергеева приятен, потому что он пришёл только девяткой. Когда он забил несколько голов, вокруг него постоянно оказывались соперники, поэтому нужно было научиться работать с пространством – вытаскивать соперников, взаимодействовать с партнёрами. Никогда бы он не дошёл до «Зенита», если бы остался таким, каким был.
Ему не хватило настоящего образования, чтобы начать свой путь пораньше. Рекордный сезон в ФНЛ был у него в 26, но он тогда ещё не сформировался до конца как футболист. В Голландии трудно себе представить, чтобы такой талант прошёл мимо тренеров и академий, которые бы позволили ему реализоваться на другом этапе. В команде мастеров в 23, 25 лет он получал то, что должен был получить в 13-16.
Но у него есть настоящее здоровье. Если нам надо было, мы никогда его не меняли – он держал объёмы, концентрацию. Он настоящая девятка – умеет быстро бить с обеих ног, хорошо играет головой. Научился и продолжает прибавлять в подыгрыше».
Ломаев против Коваленко
Леонид Слуцкий не раз критиковал Ломаева за «пихач» партнёрам, а особенно агрессию в адрес молодого Коваленко в кубковом матче с ЦСКА, и спросил об этом Игоря Витальевича.
«Действительно в матче с ЦСКА эта ситуация была перебором, об этом ему сказали и защитили как могли Коваленко. Но это разовая история, он не гоняется всегда за кем-то. Но если Ломаева сделать спокойным, у него не будет тех спасений, которые он делает. Он себя так заводит. Если его эмоционально сломать, скорее всего, его как вратаря не будет.
Всё идёт от того, что он настолько погружён в игру, настолько хочет быть полезен… Лишний раз открыться, как в эпизоде с пропущенным голом против ЦСКА. Но Песьяков тоже ошибается – и Карпин не собирается менять ничего в его игре. Нужно лучше понимать игру, не открываться под мячи, которые могут быть сложными».
«Договоривались не отходить от своего стиля. Если мы зажмёмся, мы вообще не сможем играть»
Поскольку интервью записывалось в начале апреля, ещё до матчей «Крыльев» с «Химками», «Пари НН», «Локомотивом» и «Зенитом», слова Осинькина о текущем сезоне «Крыльев» слегка потеряли актуальность. Хотя глобально тренер вряд ли поменял мнение о происходящем.
«Невозможно быстро заменить много лидеров. На каком-то этапе нам не хватило опытных футболистов, которые взяли бы на себя роль лидеров. Не могу сказать, что мы просели по игре. Ещё нет восприятия, что мы просели, потому что есть Кубок. Но мы неудачно стартовали в чемпионате и оказались в одном очке от стыковых матчей».
Одна из проблем команды – стандарты: «На стандартах с персональной опеки на зонную мы перейти не можем, потому что нам не хватает крупных футболистов. При этом по моментам на стандартах мы были в плюсе, но стандарты в наши ворота сразу превращались в голы. Есть, конечно, и наши ошибки».
В тяжёлой турнирной ситуации команды часто забываю про игру и становятся максимально заточенными на результат. Но Осинькин считает, что для «Крыльев» это не выход.
«Ещё перед первой игрой прошлого сезона мы с ребятами договорились не отходить от своего стиля. Мы своё лицо должны сохранять. И в текущей ситуации я об этом напоминаю. Если мы будем испуганными, зажмёмся, мы вообще не сможем играть. У нас всё устроено, футболисты подобраны под определённый стиль и уровень игры. Организацию мы пытаемся сохранить. Если бы ещё мы явно проваливались по игре, вопрос был бы более актуален. Сами ребята уверенно говорят, что всё это временно.
Кубок нас, конечно, выхолащивает. В кубковых матчах мы оставили чуть больше сил и эмоций. У нас не такая большая команда, чтобы не чувствовать три игры за неделю. До сих пор не понимаю, как ЦСКА при Леониде Викторовиче играл в 14 человек – я приезжал к тебе в гости и никогда не видел такой разницы между первым и вторым составом в каждом упражнении».
«Не хочу, чтобы немотивированные иностранцы занимали места наших»
Напоследок Слуцкий спросил Осинькина о влиянии на его работу аналитиков и оттоке из России иностранных футболистов.
«У нас полгода в ФНЛ не было тренера по физподготовке, только ещё через полгода появился аналитик. Сейчас непонятно, как можно было работать без них. Работа с видео отнимает очень много сил. Основные решения, конечно, мы принимаем сами. Компьютеры пока не смогут понимать игру, на неё может влиять миллион факторов. Методы аналитиков тоже будут совершенствоваться, но футбол настолько сложен, что пока основное – это тренерское понимание игры.
Что касается иностранных футболистов, то очень важно, чтобы они были мотивированными игроками основного состава. Они должны что-то уметь передать и россиянам. Не совсем правильно, когда в клубе пять иностранцев – запасные, клуб уже становится не российским. Влияние от запасных уже может быть негативным по восприятию – футболисты же тоже хотят играть. Зачем мы занимаем чужие места?
Понимаю, что игроков уровня Вагнера, Халка не будет. Чем хороши эти игроки – рядом с Вагнером тренировался Дзагоев и впитывал его мастерство. В этом мы, конечно, теряем. Та футбольная культура должна обогащать нашу. Я бы хотел, чтобы сильные иностранцы у нас были. Но не хочу, чтобы какие-то немотивированные иностранцы занимали места наших».
***
28 мая «Крыльям» предстоит, возможно, решающий матч в борьбе за выживание. Победа над «Факелом», которую эксперты «Винлайна» оценивают коэффициентом 2,83, гарантирует им финиш выше воронежцев. Однако небольшие фавориты именно хозяева (2,65). Ничья оценивается в 3,35.