Три месяца назад «Крыльям» пришлось побеждать «Спартак» в последнем туре, чтобы не угодить в стыковые матчи. Летом команда не получила серьёзного усиления, постоянно теряла лидеров атаки из-за травм, однако на сентябрьский перерыв самарцы ушли на третьем месте с абсолютно лучшим показателем забитых мячей – 17 в 7 турах.
Ещё резче «Крылья» стартовали лишь раз в своей истории – в 2001 году. Об ожиданиях от продолжения сезона, волнующих кадровых вопросах и многом другом Metaratings.ru поговорил с Игорем Осинькиным.
Из эксклюзивного интервью главного тренера «Крыльев» после первого отрезка сезона вы узнаете:
- как он относится к разным проявлениям Леонида Слуцкого;
- у кого есть шанс прервать гегемонию «Зенита»;
- почему «Крылья» не отпустили Гарре;
- как преодолевают свои проблемы Писарский и Ломаев;
- почему на Аршавина Салтыков похож больше, чем на Пиняева.
«У ЦСКА, «Спартака», «Локомотива», «Краснодара» есть небольшой шанс стать чемпионами»
– В прошлом сезоне все говорили, что «Крылья» не наиграли на такую низкую позицию в таблице. Сейчас наиграли на такую высокую – на топ-3?
– Мы тогда говорили по итогам сезона, когда уже сыграли со всеми соперниками. Мы прекрасно понимаем, что игры с «Зенитом», ЦСКА, «Спартаком», «Краснодаром» у нас еще впереди. Ясно, что в этих матчах очки набирать, показывать содержательный футбол будет гораздо сложнее.
Но наша задача – брать очки в каждом матче, мы будем сражаться за очки. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас мы действительно достойно провели отрезок и по очкам, и по содержанию игры. Надеюсь, мы будем только сильнее в игровом плане.
– Вы назвали четыре топ-команды. К какой сложнее готовиться? Весной вы говорили Дмитрию Шнякину, что к «Спартаку».
– Действительно у «Спартака» в прошлом сезоне могло быть две команды. Первая играла в комбинационный футбол, вторая в силовой манере в концовках не очень качественно контролировала мяч, но создавала невероятное давление за счет высоких нападающих и часто в концовке матча забирала очки.
– У вас есть объяснение, почему Абаскаль «чехлит» Пруцева?
– В первом круге прошлого сезона он был очень важной фигурой у Абаскаля, через него много двигался мяч. Не очень понятно, почему с весны он играет так мало. Когда он выходит на замену или в Кубке, своей активностью и созидательностью он хорошо влияет на игру команды.
Но я не могу сказать, какие футболисты на этой позиции нужны тренеру, что он хочет видеть от Пруцева. Это внутреннее дело команды. Могу сказать, что мне только жаль, что Пруцев имеет столько игровой практики. Но любой футболист, который идёт в «Спартак», внутренне должен быть готов к такой ситуации и к сложнейшей конкуренции, как и Антон Зиньковский с Промесом.
– Не только с Промесом, конкуренция с приходом Медины и Бонгонды только увеличилась.
– Да, но считаю, что наиболее наиболее удобна для Антона позиция левого нападающего, на которой играет лучший футболист команды Промес.
– Какая команда понравилась сейчас больше и кто главный фаворит чемпионата?
– Сейчас понравился в первую очередь «Краснодар», который показал наиболее сбалансированную игру на этом отрезке чемпионата. Но фаворитом чемпионата, тем не менее, все равно считаю «Зенит».
Сезон очень длинный. Возможности, чтобы стабилизировать игру, выйти на другой уровень, у «Зенита» есть. Но в этом сезоне некоторые команды готовы бросить ему вызов. Последние годы «Зенит» был чемпионом, но до этого ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» воспользовались его временной слабостью. И сейчас у всех этих команд, включая «Краснодар», есть небольшой шанс.
– Вы наверняка видели, что «Крылья» выдали лучший старт с 2001 года?
– Мне об этом сказали сразу после матча с «Факелом», но как к этому относиться? Часто даже первый круг – не показатель, поэтому прямо всё-всё-всё ещё впереди.
«Слуцкий совсем разный в своих шоу»
– При этом у вас 0 очков в Кубке. Леонид Слуцкий говорит, что у «Крыльев» очень короткая скамейка, поэтому как только применяется ротация, это сразу сказывается на результате. Он прав?
– Да, эта ситуация присутствует, мы все-таки ограничивали игровое время наших лидеров. Как присутствует и элемент случайности, поскольку из-за замен команды не настолько организованы и выстроены. Да, на этом отрезке у нас чуть короче скамейка. С другой стороны, в наших силах было взять очки, допустим, с «Балтикой». И с «Ахматом» в меньшей степени, потому что там совсем уж много пришлось делать замен.
– Вам не обидно, что сейчас Слуцкий воспринимается как комик, шоумен, а не как футбольный эксперт, что к его словам о футболе будто уже не прислушиваются?
– Давайте всё это различать. Слуцкий только в одном своем проекте отличается от себя самого. Он совсем разный в своих шоу. Если мы «Так нельзя» уберем за скобки, в «Коммент.Шоу» в превью, после тура хороший качественный анализ, который мне как тренеру близок и понятен. Мне всегда интересно его слушать.
Во-вторых, у него есть проект «Коммент.Тренер», где он поднимает проблемы, беседует с тренерами и руководителями РФС, как в случае с Андреем Лексаковым. В интервью с ним есть такие очень глубокие вещи, которые в другом месте я не слышал. Они касаются организации молодежного и юношеского футбола. И те детали, вопросы и ответы были очень-очень профессиональными. Поэтому давайте просто спокойно разделять его проекты. И каждый будет искать то, что ему надо.
– Другой участник «Коммент.Шоу» Константин Генич раздражает самарских болельщиков тем, что в каждом выпуске «продает» игроков «Крыльев» – Гарре, Бейла, Салтыкова, Костанцу. Вы с ним хорошо общаетесь, не попросите его прекратить?
– (смеётся) Действительно, он несколько раз такое сказал, но я не думаю, что это какая-то цель. Наверное, ему нравится уровень некоторых наших футболистов. Я не буду его ни о чем просить. Слышал, что коллеги в этом плане его тоже подкалывают. Он это, наверное, сам иногда понимает, чувствует, что периодически повторяется. Это все в шутливой манере. Поверьте, для больших клубов такие комментарии ничего не значат.
«Мне не нужно было проводить расследование – я вижу, как Гарре работает»
– Человек, который представлялся агентом Гарре , говорил, что Бенхамин хочет уйти, недоволен зарплатой. Что это было? Дым без огня?
– Опровержение дал сам Бенхамин вместе со своим отцом. И даже непонятно, кто там комментировал. Но мне не надо было какое-то расследование проводить. Я вижу, как он тренируется, как он работает, как он относится к делу. Очень надеюсь, что он останется игроком нашей команды. Что будет зимой – это зависит от многих факторов, в том числе от уровня его игры – сможет ли он его поддерживать или даже прогрессировать. Надеюсь, что мы все станем только лучше.
– Предложение от ПАОКа все-таки было? Получается, клуб немного меняется и уже может не отпускать лидеров?
– Да, конечно, мы имеем такую возможность, но не со всеми футболистами. Практически у всех сейчас в России есть какие-то опции выкупа. У нас была возможность его удержать. Мы верим, что он может прогрессировать и быть еще более востребованным. Поэтому сегодня он с нами. Я лично не видел интереса ПАОКа, хотя читал, как и о некоторых других клубах.
– Вы давно работаете с Горшковым, Ежовым. Почему они сбавили по сравнению с первым сезоном в РПЛ? Нет ли спада мотивации от того, что они не перешли в топ-клубы?
– Не помню, чтобы Ежов играл плохо. Он играл всего три тура из семи, а до сих пор идёт в лучших ассистентах чемпионата. Роман много пропустил из-за травм. И это не просто так, а на перегрузе после супернасыщенного отрезка с матчами Кубка в весенней части прошлого сезона. Обвинять его в том, что он получил травму, нечестно. Надеюсь, сейчас травмы его отпустят.
Горшков всегда выжимает из себя всё. Возможно, его воспринимают как часть команды, и когда команда играла ярче, он тоже смотрелся и воспринимался чуть по-другому. Но уверен, что он тоже не снизил к себе требования. По отношению к работе этим ребятам точно нельзя сказать ничего плохого.
– Вас порой критикуют за доверие к Витюгову, ему часто достаётся в шоу «Это футбол, брат», например. Чем Максим заслуживает игровое время?
– Он адаптирован к нашей игре и знает, как двигать мяч, развивать игру за счёт понимания игры. Может подсказать, может управлять, находится в точной для определенной игровой ситуации позиции. При этом не стоит забывать, что у нас в прошлом сезоне в центре полузащиты не было Иванисени, Якубы, пропускали матчи Фернандо, Коваленко.
– Кто из травмированных уже вернулся в общую группу (интервью было записано 7 сентября – прим. Metaratings)?
– Цыпченко уже тренировался в общей группе, Ежов делал беговую работу. Он уже близко, мы проверяем его, надеюсь, все будет хорошо.
– Какое состояние у Соколова? Пиняев восстановился после пневмоторакса за полтора месяца, у Артёма случай сложнее?
– Не могу комментировать, сложнее или нет, но на сегодняшний день он восстанавливается после болезни.
«Писарскому надо пять забить – и сразу все вспомнят, что он и в штрафной, и вне штрафной играет»
– Писарский летом признавался, что не мог сконцентрироваться на футболе из-за свадьбы, смены фамилии, сейчас попал в ДТП . Все говорят, что он не депрессует, легко ко всему относится. Ещё зимой после перехода в «Крылья» говорил, что его мечта уже сбылась. Мотивация у него не пропала?
– Он действительно и не загоняется, но в то же время и не относится к сложившейся ситуации легко. Всегда в футболе может что-то не получаться. Особенно, когда ты меняешь клуб и сам еще должен прогрессировать. На прошлой неделе он только начал полноценно тренироваться.
Очень важно, какие выводы он сделает из своего первого этапа в клубе, как он сможет понять причину своих ошибок, как он сможет провести работу над этими ошибками. И мы готовы ему помочь, я всегда говорил, и в этой ситуации совершенно не кривлю душой. Я не знаю, что у него может быть в голове, но всегда он свою работу выполнял на 100%. Надеюсь, это так продолжится.
– У вас и у него сейчас есть понимание, как всё-таки встроить его в игру команды?
– Всем надо проявить терпение и понимание. Понимание, в каком направлении идет команда, как быстрее партнерам и ему понять друг друга. Не существует одного рецепта: «Ты прибегай в эту точку – и все будет хорошо». Но работа всегда шла, всегда ведется. Мы будем делать всё, чтобы он прогрессировал, чтобы лучше встроить его в команду.
– Насчёт рецепта, куда бежать: Личка говорил, как важно Писарскому не сваливаться на фланги, не отходить глубоко, а играть в штрафной.
– Личка сказал об этом первым, а мы, получается, не знаем, что ему надо играть в штрафной, и не говорим об этом? Ему надо пять забить – и сразу все вспомнят, что он и в штрафной, и вне штрафной играет. Сколько на нём пенальти в прошлом сезоне было, голевые делал, три гола в Кубке забил…
– Фролову в концовке прошлого чемпионата пришлось поучаствовать в трёх играх, он вытащил команду в матче со «Спартаком». Почему сейчас он вообще не играет?
– «Манчестер Юнайтед» поменял Де Хеа, который был одним из лучших вратарей на протяжении 10 лет, из-за того, что команде требовалась более качественная игра вратаря ногами – так футбол меняется, настолько важно начало атаки. Это первая причина.
При этом он имеет сильные качества, которые мы в определённых ситуациях пытаемся использовать, как в серии пенальти в полуфинале Кубка с «Ахматом». В концовке прошлого чемпионата Женя нас по-настоящему выручил. Мы думали, нужно ли нам иметь трёх вратарей с определённым стабильным уровнем игры, на этом настояли Сергей Корниленко и тренер вратарей Виктор Гаус и оказались правы. Женя в 35 в хорошей форме, безупречно тренируется, позитивный. Но более молодые вратари в таком компоненте, как игра ногами, имеют небольшое преимущество.
– Овсянников начинал сезон в РПЛ, а в последних турах вновь выходил Ломаев. Ему удалось преодолеть проблемы прошлого сезона?
– У Вани был хороший первый сезон в Премьер-Лиге. Да, начудил с «Химками» при счёте 1:3, но это мелочи, сезон в целом был хороший. В прошлом да, было несколько нехороших эпизодов, почудил и заслуженно присел.
Но по этому сезону вопросов нет, он играет гораздо ровнее, спасает. Если взять матч с «Факелом», то у нас в первом тайме почти не было моментов, а у «Факела» был супермомент, который спас Ваня. Если бы «Факел» сравнял счёт и отошёл в свою штрафную, игра бы пошла по другому сценарию. Плюс не надо забывать, что ему всего 24. Надеюсь, сейчас он стабилизирует игру.
«Салтыков больше похож на Аршавина, чем на Пиняева»
– Салтыков и Шитов поучаствовали в игре сборной с Египтом, какое впечатление оставили они и команда?
– Второй тайм в исполнении нашей сборной получился интереснее. В концовке из-за цепи определённых ошибок героем стал Агкацев. Но сейчас разбирать игру смысла нет, потому что команда собрана с листа, прослеживались ошибки от недостаточного взаимопонимания, от того, что тренерские требования не усвоили. Было сложное поле, но видно, что ребята из нашей команды достаточно квалифицированные.
– Вы сказали, что игру нет смысла разбирать. Ваше отношение к тому, нужны ли матчи сборной, после вызова почти 50 человек, не поменялось?
– Они были разделены на две команды. 25 человек на команду – нормальная ситуация. Сейчас есть вакуум в международных играх. РФС абсолютно правильно делает, что ищет соперников и даёт нашим футболистам проявить себя. Здесь даже спорить не о чем.
– Изначально в сборную был вызван Сергей Бабкин, который стал одним из открытий старта сезона. В новом сезоне он больше играет, в чём он прибавил?
– Бабкин в прошлом году приехал только в сентябре, ему требовалось время на адаптацию. Он всегда выделялся своей самоотдачей и интенсивностью. Сейчас мы все видим прогресс в умении играть более вертикально, игре под давлением. Ему 20 лет, он безупречно работает, не сомневаюсь, что Сергей продолжит развиваться.
– У Шитова в матче с Египтом был хороший момент с ударом с линии штрафной. Он на тренировках часто такие забивает? В играх мы только против «Факела» видели.
– Он и в прошлом сезоне два гола забил – учитывая его возраст, это совсем не плохой результат. На тренировках он много забивает, он вообще «голистый» – легко выходит на удар, легко бьёт обеими ногами. Я ожидаю от него большего, но это наш максимализм. Желаю ему продолжать в том же духе.
– Вы говорили, что Пиняев и Салтыков – совсем разные. Но Салтыков, как и Пиняев весной в матче с Ираком, был ярким пятном в очень вязкой игре. В чем их главные отличия?
– Я, конечно, говорил о манере игры. У них разная скорость. Салтыков больше любит смещаться в середину, играет ближе к воротам соперника и внутри чужой штрафной. Пиняев с его скоростью по-другому ищет пространство, больше играет с флангов, хотя и в полуфлангах научился играть разнообразнее. Но они по-разному идут на ворота соперника и на удар, у них разная сила удара, разная манера. Не думаю, что стоит так много сравнивать именно их.
– Мне Салтыков в футболке сборной напомнил Аршавина.
– Тоже много отличий, но действительно на Аршавина Салтыков больше похож, чем на Пиняева. Хотя мы не знаем, как и Пиняев будет меняться. Но сейчас они разные по манере игроки.
– Почему до матча с «Балтикой» Пиняев показывал бледный футбол? Свойственная молодёжи нестабильность?
– Такую нестабильность в этом возрасте можно ожидать. Плюс мы не знаем, насколько он был здоров во всех матчах – Карпин озвучил, что у него есть последствия травмы. Возможно, они ощущались в игре с нами, когда у него не получилось. Но с «Факелом» он решил исход матча, с «Балтикой» был признан лучшим игроком встречи. Сейчас говорить о нём как о полностью сложившемся мастере не стоит, но у него есть много хороших отрезков, которыми он влияет на результаты матчей. Надеюсь, в дальнейшем он будет более стабилен.
– Из «Крыльев» вызвали трёх игроков, двое не смогли поехать – довызвали ещё двух. Как вы разрываетесь между радостью за ребят и нежеланием отпускать их с тренировок на жару и плохие поля?
– Так и разрываемся, это надо просто принять. У этой медали есть две стороны. Польза от признания, которое они получают, превращается в необходимую уверенность в себе и самодостаточность. Командные вопросы всегда страдают, но в таком режиме работают очень многие команды. Чем выше уровень – тем больше игроков теряют в паузы на сборные.
Но если мы будем смотреть не на 1-2 дня вперёд, а на перспективу, футболисты и команды, которые их отправляют, больше получают, чем теряют.
– Но «Крыльям» трудно смотреть вдаль, об интересе «Локомотива» и ЦСКА к Салтыкову говорили уже летом.
– Да, в таком режиме ожидания мы живем всегда. Ждем окончания трансферного окна.
– Вы ждете с опасениями или наоборот ждёте усиления?
– Давайте мы просто будем ждать, трансферные дела любят тишину. Надеюсь, все сложится для клуба хорошо.