Осенью 2020 года «Краснодар» переживал лигочемпионскую сказку на фоне эпидемии коронавируса и травм в команде, а на помощь основному составу пришли воспитанники. В матче со «Спартаком» Леон Сабуа забил в первой же атаке после выхода на замену, а затем появился на поле в матче с «Челси» и даже вышел в стартовом составе на матч с «Севильей» – к моменту его ранней замены «Краснодар» вёл 2:0.
Летом 2022 года Сабуа перебрался из «Краснодара» в армянский «Урарту» и уже успел забить два гола за новую команду. В интервью Metaratings.ru 22-летний нападающий рассказал:
- почему выбрал «Урарту» и как адаптировался в Армении;
- какими ему запомнились игры Лиги чемпионов;
- у кого взял футболку после матча с «Челси»;
- почему Галицкий – великий человек;
- где может заиграть Сперцян и входит ли Сафонов в топ-10 вратарей мира;
- как относится к спортсменам, которые меняют российское гражданство.
«Выбрал «Урарту», потому что клуб ставит высокие задачи и имеет хорошую инфраструктуру»
– Почему ты ушёл из «Краснодара»?
– Можно сказать, что пришло моё время уходить. Я провёл в системе «Краснодара» 10 лет, мне надо было дальше развиваться.
– «Краснодар» не предлагал тебе новый контракт перед уходом?
– С «Краснодаром» у меня был контракт до 2024 года, но клуб пошёл мне на уступки и сказал, что отпустит меня развиваться в другом клубе, если будет предложение. Без проблем: сказали друг другу спасибо, я благодарен «Краснодару», перед уходом у меня не возникло проблем.
– «Урарту» тренирует Дмитрий Гунько, который известен по работе в «Спартаке». Это повлияло на твой переход?
– Можно сказать, что да, поскольку я его знал как тренера с большими амбициями, который ставит атакующую игру. Мне это знакомо, в «Краснодаре» у нас был такой же принцип. Мне это очень понравилось и стало одним из важных факторов.
– Сумел полностью адаптироваться в чемпионате Армении?
– Да, считаю, что полностью адаптировался. Привык ко всему в команде, мне здесь все нравится, адаптация прошла очень легко.
– Сильно отличаются чемпионаты России и Армении?
– От РПЛ чемпионат Армении, конечно, заметно отличается. Думаю, это турнир такого же уровня, как ФНЛ.
– Разговаривал со Сперцяном перед тем, как приехал играть в чемпионат Армении?
– Да, разговаривал. Он говорил, что здесь чемпионат хорошего уровня, есть еврокубки, и это хорошая возможность себя показать и дальше прогрессировать.
– Чем именно тебя привлёк «Урарту» и были ли другие варианты?
– Были разные, но я выбрал «Урарту» – это клуб с амбициями, который ставит высокие задачи и имеет хорошую инфраструктуру для тренировочного процесса.
«Мусаев знает нас с малых лет, он проделал в «Краснодаре» очень большую работу»
– Главный тренер «Краснодара» Александр Сторожук руководил ранее второй командой, в которой играл ты. Какой он тренер? Со стороны кажется, что очень спокойный.
– Тренер с характером, с принципами. Он очень требовательный на футбольном поле, но вне поля с игроками открыт, со всеми общается. Про него могу сказать только положительное и хорошее.
– Перед уходом из «Краснодара» ты общался с ним?
– Лично пообщаться не удалось, но, когда он узнал, что я ухожу, поблагодарил за совместную работу. Пожелал удачи и сказал, что будет следить за моей карьерой.
– Сторожук впервые работает с командой РПЛ. Как думаешь, он справляется?
– Судя по тому, как играет команда и какое место занимает сейчас «Краснодар», вполне справляется. Сейчас вся команда молодая, это создаёт дополнительные сложности.
– Чего ему не хватает, чтобы стать лучшим тренером и поднять «Краснодар» на вершину таблицы?
– Всё будет. Не знаю точно, чего не ему не хватает, но сезон длинный. Глядя на то, как ребята бьются и играют, скажу, что всё впереди.
– Какой совет Александра Сторожука ты запомнишь навсегда?
– Всегда работать, никогда не опускать руки, даже если что-то не получается. Потому что в футбольной карьере всегда бывают чёрные полосы, но не надо падать духом. Это главный совет в моей жизни не только от Сторожука, но и от всех тренеров в целом.
– Ты привлекался к основе при Мураде Мусаеве. Он индивидуально занимался с игроками?
– Он всегда проводил индивидуальные разговоры с игроками. Он нас тренировал в академии, знает с малых лет, всегда подсказывал и общался. На тренировочном поле уделял нам внимание, дополнительно давал заниматься.
– Как думаешь, почему у Мусаева не получилось дольше задержаться в «Краснодаре»?
– У всех по-разному складывается. В «Краснодаре» он начал отлично и вывел команду в Лигу чемпионов впервые в истории – это очень большая работа. Дальше футбольная жизнь так сложилась, не считаю, что он где-то провалился. Это футбол, такое случается, спады бывают.
– Он сейчас главный тренер «Сабаха» из Азербайджана. Следишь за его работой?
– Да, конечно. Слежу за его успехами, радуюсь победам его команды. Очень приятно смотреть за футболом, который он ставит, мы периодически на связи. Звал ли он меня в Азербайджан? Нет.
«Сафонов для меня входит в десятку лучших вратарей мира»
– Эдуард Сперцян стал лидером «Краснодара». Как думаешь, почему он сумел закрепиться в основе?
– У Эдика всегда были качества. С раннего детства видно было, что он сможет заиграть на таком уровне, даже ещё лучше, просто не хватало физических кондиций. Сейчас он вырос, подрос, набрал массу – теперь сами видите, что он делает на поле.
– Летом у него были варианты из топовых европейских лиг, но Эдик принял решение остаться в «Краснодаре». Пойдёт ли на пользу такое решение?
– Я думаю, точно пойдет на пользу. Всегда надо к решениям подходить с холодной головой. Надо набрать побольше уверенности, хотя мы видели, как он себя показывал в прошлом сезоне. В этом сезоне Эдик окрепнет и потом спокойно уедет в топ-чемпионат.
– Матвей Сафонов сейчас самый крутой воспитанник команды. Считаешь его лучшим вратарём в России?
– Безусловно. Для меня Матвей Сафонов – лучший голкипер в России, какой год подряд он это подтверждает. Для меня он входит в десятку лучших вратарей мира.
– Сейчас большой скачок у Черникова. Он всегда выделялся?
– Черников всегда выделялся характером и боевыми качествами. В нашей команде 2000 года рождения он был лидером, сейчас это подтверждает на более высоком уровне.
– Шапи сейчас играет в чемпионате Израиля, прошлый сезон провёл в Турции. Как думаешь, почему он не может уехать в европейскую топ-лигу?
– Когда у него был большой подъем, у него были предложения, но Шапи хотел играть за свой родной клуб, и руководство хотело, чтобы он остался. Он очень серьёзно болел ковидом и тяжело набирал форму после поражения лёгких. Шапи надо было перейти в команду, где он бы постоянно играл. Я думаю, у него всё ещё впереди.
«Такой матч, как против «Севильи», не может психологически сломать – это наоборот даёт импульс больше работать»
– В своём дебютном матче за основу ты забил «Спартаку» уже через минуту после выхода на поле. Как так получилось?
– Не знаю. Скинули мяч в центр, я был спиной к воротам, отыграл, побежал в атаку и забил. Есть же понятие «футбольный фарт». Именно в тот момент и в том месте надо было подставить ногу и забить гол.
– В том же сезоне 2020/21 ты выходил в матчах Лиги чемпионов против «Челси» и «Севильи». Какие эмоции и впечатления испытал?
– Самые лучшие эмоции и впечатления. Сыграть в матчах Лиги чемпионов – это мечта для любого футболиста, это было потрясающе! Единственный момент: из-за ковида на трибунах было мало болельщиков. А так – моя мечта исполнилась, спасибо «Краснодару» за это!
– Сильно волновался?
– Перед игрой да, было волнение. Но, когда вышел на поле, погрузился и играл как обычный матч.
– В матче против «Севильи» тебя заменили в первом тайме, а через полчаса заменили и вышедшего вместо тебя Сперцяна. Такое психологически может повлиять на игроков?
– Нет, я бы не сказал, потому что мы играли в ФНЛ, а тут сразу матч Лиги чемпионов против гранда. Все по игре было: тренер видел, что нам было достаточно тяжело. Я считаю, что мы отыграли достойно, не выпадали из игры, просто нас физически не хватило, чтобы отыграть больше времени. Такой матч психологически не может сломать. Наоборот, он даёт импульс больше работать, чтобы играть на таком уровне постоянно.
– Мусаев вам объяснил такое решение?
– Нет, он нам конкретно ничего не сказал. Всем было понятно, что мы, молодые игроки, вышли играть на таком уровне. Не стоило даже задавать тренеру какие-то вопросы.
– После этих матчей взял у кого-то футболку?
– Да, после матча с «Челси» взял футболку у Тэмми Абрахама, а после «Севильи» не получилось, к сожалению.
– В том сезоне Лиги чемпионов «Краснодар» занял третье место в группе. Выше было не прыгнуть?
– На тот момент да. «Севилья» и «Челси» – гранды мирового футбола. Мы недобрали, например, с «Севильей» на выезде, но что есть, то есть. Надо стремиться к этому уровню и даже выше.
«Галицкий – великий человек! Он переживает за каждого футболиста, как за своих детей и придаёт веру каждому»
– Обычно после такого у молодых появляется уверенность в себе. Почему тебе не удалось закрепиться в основе?
– Тогда у основной команды много кто заразился коронавирусом, было также много травмированных. Нас заигрывали для помощи первому составу. Когда все вылечились и восстановились от травм, наш президент Сергей Николаевич Галицкий сказал, чтобы молодые футболисты много не возомнили о себе. Он сказал, что нам надо дальше работать, играть за вторую команду и набираться опыта. После этого мы доиграли сезон в ФНЛ.
– Не секрет, что Галицкий посещал тренировки и второй команды тоже. Что он вам говорил вообще?
– Сергей Николаевич не только посещает тренировки второй команды, но и ходит на занятия академии, с игроками общается индивидуально, многих знает лично. Всегда нам дает советы только работать. Он придаёт веру каждому, переживает за каждого футболиста, как за своих детей. Он великий человек!
– Общался с ним лично?
– Да, он приходил после тренировок и звал разговаривать, как и со многими.
– Он недавно сообщил о своей болезни, как команда восприняла это?
– Всем были очень грустно. Не понимали как так, потому что он великий человек. Очень печальная новость, желаю ему очень крепкого здоровья. Такой человек, как он, должен жить вечно. Всё делает на благо людей и общества, сил ему и терпения побольше.
– Сергей Николаевич всегда хотел, чтобы в его команде играло больше воспитанников. Но сейчас Фомин, Шапи, Игнатьев, Комличенко, ты, Уткин в других командах. Как думаешь, почему так сложилось?
– Тяжело сразу в первой команде задействовать всех молодых игроков. Кто-то может пройти этот этап, кому-то надо уйти в другую команду, чтобы набраться опыта для выступления на таком уровне. В прошлом сезоне на поле было 11 воспитанников одновременно. Нужно время. Я считаю что в ближайшее время команда может полностью состоять из воспитанников.
– «Краснодар» сейчас – такой клуб, о котором мечтал Галицкий?
– Конечно, он всё для этого делает, вкладывает свою душу. Нужно некоторые время – и его мечта с воспитанниками на 100 процентов осуществится.
– В прошлом сезоне весной все легионеры сразу приостановили контракты и покинули «Краснодар». Сильно этому удивились?
– Да, я был удивлён. Мне кажется, что происходящее их не касалось. Футбол и в целом весь спорт для меня был и будет вне политики, я бы остался на их месте. Нельзя было оставлять клуб, за который ты играешь, в такой трудной ситуации.
«Спортсмены меняют гражданство не из-за того, что не любят страну. Предатели – это громко сказано»
– «Амкал» и 2DROTS в Фонбет Кубке России проиграли лишь по пенальти. Как думаешь, стоит ли ещё приглашать в турнир медийные команды?
– Я очень далёк от медийного футбола. Слышал, что эти два клуба сейчас медийны, популярны, они молодцы. То, как они свою душу вкладывают, похвально.
– Популяризирует ли это футбол?
– В России – да. За рубежом не знаю, следят ли вообще за медийным футболом.
– Если бы тебя пригласили играть в одной из медийных команд вместо «Урарту», согласился бы?
– Думаю, что нет. Я с 7 лет занимаюсь футболом, хочу играть профессионально в высших лигах. Любительский и профессиональный футбол – немного разные вещи. Можно играть для души, по желанию, но, если хочешь добиться чего-то, нужно играть за профессиональную команду.
– В чем главная проблема российского футбола?
– Я не думаю, что у нас проблемный футбол, молодые игроки развиваются. Я считаю, что не хватает конкуренции, тем более еврокубков сейчас нет. Нужно постоянно играть с европейскими командами, чтобы понять этот уровень.
– Как не допустить падения, если российский футбол отстранен от международных игр?
– Продолжать работать – это единственный способ. Нужно, чтобы чемпионат России и Кубок страны продолжались.
– Как ты относишься к спортсменам, которые меняют гражданство после отстранений?
– Это их выбор, я не могу их судить.
– Те, кто меняют гражданство, – предатели?
– Предатели – громко сказано. Люди меняют гражданство не из-за того, что не любят страну или забыли, откуда родом. Они хотят заниматься своим любимым делом. Можно понять спортсменов – это их личная жизнь. Мы не можем ведь сказать, что они бросили страну или не любят её.
– Если ты отыграешь в чемпионате Армении 5 лет подряд и тебе предложат играть за сборную Армении, согласишься?
– Сложный вопрос… Наверное, скорее да, чем нет. Но о таком еще очень рано думать.