Состав «Химок» после весеннего повышения из Первой лиги – яркий микс с участием «олдов» российского футбола и легионеров, представляющих Балканы, Африку и Латинскую Америку. Среди иностранцев выделяется защитник Эдгардо Фаринья – второй игрок из Панамы в истории Российской Премьер-Лиги. Он забил за «Химки» в первом же матче – против «Рубина» в Казани (3:2), а на прошлых выходных огорчил ещё и «Зенит» (1:1). Для чемпиона это были первая потеря очков и первый пропущенный гол в сезоне.
Мы поговорили с Фариньей как до, так и после матча с «Зенитом», расспросив его об отношении к России, международном опыте и музыкальных вкусах. Из нашего интервью вы узнаете:
- кто в «Химках» отвечает за музыку в раздевалке;
- какие в Панаме стереотипы о России;
- какой российский клуб – самый популярный в Панаме;
- готовы ли США принять чемпионат мира по футболу;
- какие впечатления остались у Фариньи от игры против Месси.
«Ничья с «Зенитом» для нас – как поражение»
– Вы ярко начали в РПЛ. Могли предположить, что в матче против «Зенита», лидера российского чемпионата, сможете отметиться голом и чуть ли не принести победу команде?
– Ты никогда не знаешь, что тебя ждёт. Я защитник и первым делом я должен защищаться, но когда возникают стандартные положения, мой рост может помочь. Спасибо Господу, что он мне дал возможность забить второй гол. Гол в ворота «Зенита» – один из главных моментов в моей карьере.
– Уже два гола на старте чемпионата, и вы даже не нападающий. Ждать ли нам ещё мячей от вас? Вы готовы и дальше выполнять работу за игроков атаки?
– Конечно! Готов выполнять любую работу, которая может помочь команде.
– «Зенит» – доминатор в российском чемпионате. Однако «Химкам» удалось забрать очки у лидера. «Зенит» оказался в итоге не настолько пугающим?
– То, что мы сделали в матче против «Зенита», можно назвать грандиозным. Все выложились по полной, отдали все силы. Мы провели хороший матч, но, к сожалению, в концовке соперник сравнял счёт. Для нас эта ничья как поражение, потому что мы могли выиграть.
«О России чаще всего говорят в контексте политики»
– Вы приехали совсем недавно. Расскажите, как появился вариант с Россией. Долго ли думали над предложением?
– Если я не ошибаюсь, я был на Кубке Америки. В тот период у меня было несколько предложений, из «Химок» в том числе. Я поговорил с агентом. Предложение «Химок» было хорошей возможностью для роста.
– Вы практически всю свою карьеру провели в родной стране. Не было страшно переезжать в далёкую Россию?
– Я какое-то время играл в Гватемале, но это было более-менее близко к моей стране, и язык был общий. Тут, конечно, разница в том, что мы говорим на разных языках. Однако это новый вызов и новый опыт для меня. Если я получил возможность переехать сюда, значит, я заслужил это своей работой. Я был готов к этому новому вызову.
– Что вы знали о России и российском футболе до переезда сюда?
– Признаюсь, знал немногое. У меня был свой взгляд на Россию, но когда я приехал, я увидел, что тут всё по-другому.
– Какой главный стереотип о России в Панаме?
– Это актуально не только для Панамы, но о России чаще всего говорят в контексте политики. Но я приехал сюда и не чувствую никаких проблем. Конечно, из таких общепринятых стереотипов говорят о климате в России. Наши люди не привыкли к такому климату, мне нужно будет адаптироваться. Я знал, куда еду, и готов ко всему.
– Какие у вас первые впечатления от футбола в России? Уровень запредельный в сравнении с футболом Панамы и Гватемалы?
– Разница большая в сравнении с Центральной Америкой. С точки зрения организации, профессионализма Россия – страна первого мира. Тут есть всё и всё намного лучше устроено, чем там, где я играл ранее. С какой стороны ни посмотри – с тактической, с физической – разница колоссальна.
«Главный авторитет в «Химках» – Хосонов»
– Вы контактировали с Франком Артигой перед переходом? Каков главный тренер «Химок» в общении?
– Я не общался напрямую с тренерским штабом до переезда сюда. Переходом занимались мой агент и руководство. Они полностью со всем справились без меня. Я был в тот момент сконцентрирован на турнире.
– Но после перехода вы наверняка говорили с Артигой. Какие цели он перед вами ставит? Как он вас видит на поле?
– Цель одна – всегда быть на первых позициях. Все хотят соревноваться, сохранить прописку в первом дивизионе, нужно набирать очки от матча к матчу и быть конкурентоспособными с такими большими командами, как «Зенит» и ЦСКА.
– Артига – какой он? Как человек, как тренер?
– Он прекрасный человек и прекрасный тренер. Мне кажется, он может научить вещам, которые будут способствовать развитию карьеры каждого футболиста, находящегося в команде. Это очень ценно.
– Могли ли вы ещё год назад представить, что будете играть под руководством тренера из системы «Барселоны», воспитавшего многих нынешних звёзд испанского футбола?
– Сложный вопрос. Футбол устроен так, что он в считанные мгновения способен изменить твою жизнь. В футболе всё очень быстротечно. Нужно просто уметь проживать моменты, которые с тобой происходят.
– Но хотели бы когда-нибудь поиграть в «Барселоне»? Или есть какой-то другой клуб мечты?
– Любой футболист хотел бы поиграть в «Барселоне» (смеётся). Это один из топовых клубов во всём мире. Для меня было мечтой попасть в Премьер-Лигу и иметь возможность соревноваться с лучшими. Я буду действовать постепенно, работать изо дня в день, чтобы становиться лучше и соответствовать уровню здешней лиги.
– Сейчас вы в «Химках», и вы далеко не единственный новичок команды. Вы знаете, сколько сейчас новых игроков в коллективе?
– Наверное, приблизительно половина.
– Насколько комфортно выступать в команде, которая, по сути, собирается по новой?
– В первом матче не всё получалось в основном из-за этого. Мы все новички, нам нужно познакомиться друг с другом. Очевидно, что мы иногда можем допускать ошибки на фоне того, что нет ещё понимания, наигранных связей. Но от матча к матчу мы будем прибавлять, в том числе, чтобы быть более компактными в каждой линии.
В целом, несмотря на языковой барьер, адаптация проходит неплохо лично у меня. Все одноклубники очень отзывчивые. Есть ощущение, что мы как одна семья. И чем дальше мы будем продвигаться, тем более сплочёнными будем становиться.
– С кем уже удалось подружиться? Кто самый весёлый в коллективе?
– Главный шутник у нас, конечно, Лукас Вера. А так больше всего времени я провожу с Дани [Фернандесом], он мой сосед по комнате. С Ориньо тоже хороший контакт. Они общаются по-испански, очень весёлые ребята.
– Русскоязычные футболисты как-то пытаются вам помогать, подсказывать? Или им мешает языковой барьер?
– Знаете, у нас в команде настоящий микс языков. Три основных языка в коллективе: русский, испанский и английский. Есть ребята, которые стараются объяснять мне какие-то вещи, чтобы помочь мне. В том числе капитан команды. Мы все между собой много разговариваем, пытаемся понять друг друга. Если возникает какая-то проблема, я всегда могу обратиться к переводчику Фабио. Я стараюсь прислушиваться ко всему, что мне говорят одноклубники.
– Кто главный авторитет в коллективе?
– В настоящий момент – капитан Хетаг Хосонов. В этом, наверное, как раз его роль. Он должен стараться продвигать команду вперёд и объединять её.
– У «Химок» интернациональный коллектив. Кто отвечает за музыку в раздевалке?
– У нас есть Мирзов для этих целей. Он включает музыку. Вся эта музыка для меня, конечно, в новинку (смеётся). Я, естественно, ничего не понимаю.
– Как вам в целом музыка Мирзова? Наверное, это нечто специфическое для вас?
– У него свой музыкальный вкус. Нам остаётся только слушать (смеётся). Но мы все обладаем своим музыкальным вкусом. Надеюсь, наступит день, когда я смогу поставить свою музыку.
– Лезгинку уже успели послушать? Мирзов объяснял вам, что это такое?
– Нет (смеётся).
– А вы лично что предпочитаете слушать?
– В Панаме обычно слушают местных исполнителей. Я предпочитаю афро-музыку.
«Из российских клубов в Панаме лучше всего знают «Зенит»»
– До «Зенита» «Химки» провели матчи против «Спартака» и «Ростова». Кто на данном этапе кто больше всего впечатлил?
– Матч против «Ростова» был наиболее сложным, чем остальные, в которых я принимал участие. После него было необходимо провести работу над собой. «Рубин», кстати, тоже хорошая команда, с ними было очень непросто. Я получил шанс в начале второго тайма, и команда отлично сыграла, мне не в чем себя упрекнуть. С «Пари НН» много было ошибок как раз на фоне того, что игроки только притираются друг к другу. Против «Спартака» я не играл, но по тому, что я видел, это очень сильный соперник, которому непросто будет противостоять.
– В Панаме люди знают про такие команды, как «Зенит» или «Спартак»?
– В Панаме знакомы с командами из России, которые имеют историю. Чаще всего упоминаются такие команды, как «Зенит», «Спартак», ЦСКА. Думаю, теперь интерес будет ещё больше, так как люди будут следить за моим выступлением здесь.
– А какой российский клуб всё-таки больше известен, популярен в Панаме?
– Определённо, «Зенит». Он известен в нашей стране как многократный чемпион России. К тому же в «Зените» выступает большое количество топовых футболистов из Латинской Америки.
– Вы второй в истории футболист из Панамы в РПЛ, и уже самым результативный, с двумя голами в активе. Вам приятно, что вы первый панамец, который сумел отличиться в России?
– Я слышал, что в России выступал ещё один футболист из Панамы (речь идёт об Альберто Бланко – прим. Metaratings.ru), но я с ним лично не знаком. Конечно, я очень рад. Любому игроку важно чувствовать уверенность в собственных силах. Здорово, что мой первый матч в Европе начался с победы и забитого гола.
– Вы же понимаете, что от вашего выступления, результатов в РПЛ будет зависеть, будут ли к нам приезжать ваши соотечественники. Вы бы хотели, чтобы в РПЛ играло как можно больше панамцев?
– У нас есть футболисты, которые обладают очень высоким уровнем. Думаю, некоторые из них могли бы закрепиться в какой-нибудь команде из России и демонстрировать хорошую работу. Да, конечно, многое будет зависеть от того, что я смогу здесь продемонстрировать. Понимаю, что я могу открыть панамцам своего рода двери в российский чемпионат, показать им новые возможности развития.
– Как бы вы рекламировали чемпионат России панамцам? В первую очередь рассказали бы про уровень футбола или про комфортную жизнь, про красивых девушек из России?
– В первую очередь я скажу, что Россия очень красивая страна, что здесь чисто и всё находится на своих местах. Далее обязательно расскажу про лигу, про то, насколько тут всё профессионально. Здесь невероятная инфраструктура. Пожалуй, на этих вещах сконцентрируюсь (смеётся).
– В России мало что известно о Панаме. Расскажите о своей стране.
– В Панаме очень приятный климат. Можно сказать, что у нас лето круглый год. Конечно, бывают дожди. Очень много дождей. Это особенность тропического климата. Также у нас очень красивые пляжи и много разных туристических мест. В Панаме можно отлично отдохнуть, провести отпуск.
– Я слышала, что у вас в стране низкий уровень преступности. Получается, вы никогда не попадали ни в какую криминальную историю в Панаме?
– Нет, я с подобным не сталкивался. Однако в любой стране Латинской и Центральной Америки может быть немного опасно.
– В Гватемале, где вы некоторое время жили, тоже было спокойно?
– Мой район, где я обустроился, был спокойным и безопасным. Но, конечно, на улицах там нужно быть очень внимательным и осторожным.
– В какую страну Латинской/Центральной Америки вы бы никогда не посоветовали бы поехать?
– Большое количество стран похожи между собой – тяжело ответить на этот вопрос.
«В матче против Месси я только вышел на поле, и мы пропустили два гола»
– На Кубке Америки этим летом вы уже успели пересечься с игроками РПЛ – за Колумбию против вас играли Джон Кордоба и Хорхе Карраскаль. Тогда они выиграли – готовы «отомстить» им в России?
– Футбол такая игра, которая может тебя снова свести с игроками, с которыми или против которых ты когда-то выступал. Конечно, я бы хотел взять реванш и добиться лучшего результата здесь.
– Через два года в США, где проходила Копа, будет чемпионат мира. Организация на Кубке Америки соответствовала мировому уровню?
– На Кубке Америки всё было организовано прекрасно. Поля, инфраструктура – всё. Не было никаких проблем.
– То есть США готовы принять чемпионат мира?
– Да.
– Ваш второй матч за сборную Панамы – и сразу с Аргентиной и Месси. Каково это защищаться против такого игрока?
– Ух, это было очень непросто. Это был мой второй матч, и сразу такой соперник. Но вообще такие моменты определяют твой путь, играют очень важную роль. Аргентина в том матче была монументальной. Мы держались где-то до 76 минуты. Помню, я только вышел на поле, и мы пропустили два гола. Месси положил тогда не берущийся мяч со штрафного. Такие матчи не забываются.
Конечно, против Месси было очень сложно играть. Он – другая лига. Оно и понятно. Один из самых титулованных игроков в футболе, чемпион мира. Впрочем, когда ты играешь, ты не думаешь об этих вещах. Ты сконцентрирован на матче, на игре.
– Какие цели ставите перед собой в России?
– Сейчас для нашей команды важно быть как можно выше в турнирной таблице. А когда придёт время, было здорово побороться за титул. Это продвинуло бы мою карьеру вперёд.
– Ваш одноклубник Ориньо считает, что «Химки» могут стать чемпионами в этом сезоне. Вам действительно посильна эта цель?
– В первую очередь нужно сконцентрироваться на своей работе, а не смотреть на других. Однако в футболе возможно всё. Всё будет зависеть от нашей работы.