Российский спорт продолжает жизнь в изоляции от остального мира. Это касается и гандбола, где мировой легендой считается отечественный тренер Евгений Трефилов. Женскую сборную России он приводил к победам на чемпионатах мира и Олимпийских играх-2016.
В интервью Metaratings.ru 67-летний заслуженный тренер страны высказался об отстранении россиян, заявил, что не согласен с теми, кто решается на смену спортивного гражданства, и дал совет Лионелю Месси после победы на ЧМ-2022 в Катаре.
«Проводите отдельные соревнования для представителей ЛГБТ-сообщества, и ничего страшного не будет»
– Почти весь подходящий к концу год российские спортсмены не участвовали в международных соревнованиях. Сказалось ли это на уровне отечественного спорта?
– Конечно, ты же не соревновался. Как тогда ты узнаешь, какие возможности у тебя, а какие у – твоего соперника? Вы должны всегда вариться в одной кастрюле, тогда я буду понимать, какой результат могу дать.
– Можно ли уже оценить ущерб для нашего спорта, который мы получили из-за дисквалификации спортсменов от международных соревнований?
– Нет, пока рано. Надо подождать, еще многое неясно. Сейчас ещё сказали, что 10% команды должны быть «красивые». Я смеюсь просто. Проводите тогда отдельные соревнования для представителей ЛГБТ-сообщества, и ничего страшного не будет. Не хотите с допингом связываться, ну проводите тогда отдельно для них турнир. Должны остаться соревнования с такими спортсменами, какими они были раньше, хоть что-то хорошее должно остаться. Высоцкий пел: «Все хорошее в себе доистребили». Так же и в этой ситуации.
– На данный момент наши спортсмены соревнуются только между собой, внутри страны. Как у атлетов не опускаются руки без международных стартов?
– У каждого по-разному. Один испытывает глубокие патриотические чувства к родине, другой верит в скорое возвращение на международную арену. Не надо думать, что все настолько правильные и патриоты. Тут очень трудно рассуждать.
– Как думаете, допустят ли Россию до Олимпиады в Париже в нейтральном статусе?
– Руководители Олимпийского комитета России должны подумать, что мы приобретем, а что потеряем в этом случае, и в итоге принять решение. Я считаю, что мы должны тщательно все продумать и постараться получить больше дивидендов от участия или неучастия на олимпийских играх. Не надо всех посылать [куда подальше], так тоже неправильно. Я старый уже, когда был молодой, мог послать, а сейчас нужно приспосабливаться как-то. А так, посмотрим, что в итоге дальше будет, жизнь покажет.
«Тебя родили русским, нечего перекрашиваться под эфиопа»
– Как вы относитесь к возможному переходу наших спортивных федераций в азиатскую конфедерацию?
– Никто не знает, на каких условиях мы туда пойдем и что будем там делать.
– Там же есть такие сильные сборные, как, к примеру, Китай или Япония.
– Повторяю, есть специальные люди, которые работают над такими вопросами, пусть они думают и решают.
– Понимаете ли вы тех, кто меняет спортивное гражданство?
– Не понимаю этого. Папа с мамой родили тебя русским. Будь добр, оставайся им.
– Не считаете, что это только личное право и мнение спортсменов, как им поступать в этом вопросе?
– Да, это их личное право, но мы их так воспитали. Мы воспитали потребителей – это самое страшное, что у нас произошло. В России не было ничего раньше, не было формы и так далее, но, когда произносили слово Советский Союз, а потом Россия, что-то внутри сжималось. Потом разжималось, и люди показывали результат.
– Но есть же молодые спортсмены, которые еще ничего не добились и хотят выступать на международной арене и побеждать. Стоит ли им поменять спортивное гражданство?
– Я уже ответил на этот вопрос. Был сейчас период, когда многие наши спортсмены поехали выступать за границу за другие национальные команды. Считаю, что это неправильно. Тебя родили русским, нечего перекрашиваться под эфиопа. Все равно с нашим характером ты никуда не денешься.
«Из Украины много людей мне звонят и говорят свои слова поддержки»
– Томас Бах часто выступает с неоднозначными заявлениями: то он поддерживает Россию, то нет. Следите за его выступлениями?
– Слежу, но вы можете представить, чтобы Томас Бах принимал резкие решения? Не забывайте, есть спонсоры, от которых он зависит, его могут порвать, как тузик грелку. Он же тоже понимает, что ему некуда идти, поэтому он и дергается в разные стороны. Ничего в этом страшного нет, поймите правильно. Ну вот он обратно допустит Россию до международных соревнований, и от него откажутся adidas, Coca-Cola и многие другие спонсоры. За счет чего он тогда будет проводить Олимпиаду? Как ни крути, спорт встал рядом с политикой, а дальше идут бизнес-интересы и деньги.
– Вы наверняка общаетесь иностранными коллегами – спортсменами, тренерами. Может кто-то оказывает какую-то поддержку по телефону или в переписке?
– Могу сказать, что из Украины много людей мне звонят и говорят свои слова поддержки. Также из Норвегии, Дании, Франции звонят, сожалеют о чем-то. Но мое время прошло, паспорт показывает, на каком месте я должен сидеть. Да, иногда хочется тряхнуть стариной, но понимаешь, что сил уже особо не хватает.
– А есть те, кто отвернулся?
– Конечно есть, те же ребята, с которыми я бегал во дворе в 70-е годы. Все по-разному восприняли эту ситуацию.
«Желаю, чтобы у Месси грудь до восьмого размера не выросла и он не загордился»
– За кого болели в финале чемпионата мира по футболу?
– За Аргентину.
– Почему? Персонально поддерживали Месси?
– Не только, у сборной Аргентины есть кураж, а Франция более дисциплинированная команда. Помню, как ФРГ выходила на поле и всех раскатывала, французы близки к такому же уровню. Аргентинцы – чисто про спортивный кураж, они во всех вторых таймах в концовке проседали. В финале было 2:0, а в конце матча стало 2:2. Они хорошо и достойно провели мундиаль. Их заслуженно сейчас встречают на родине миллионы людей.
– Не думаете, что Месси после финала чемпионата мира в Катаре стал самым великим футболистом и спортсменом в истории?
– Я желаю, чтобы у него грудь до восьмого размера не выросла и он не загордился. Испытание славой очень тяжелое. И Месси, и своим игрокам всегда говорю, что самое тяжелое – когда ты поднимаешься с самого низа; оттуда, где тебе было плохо, потому что затем ты надуваешься от популярности, как жаба. Это тоже не очень хорошо.