Павел Черепанов работал в «Рубине» с 2003-го по 2013-й год в тренерском штабе Курбана Бердыева, занимал должность тренера по методической работе и возглавлял комплексно-научную группу подготовки футболистов. Metaratings.ru поговорил с ним после поражения «Рубина» от «Уфы», которое оформило вылет казанского клуба в ФНЛ.
«Вопрос, как эту ситуацию прозевал Сайманов. Удивлён, как он до последнего слепо верил в Слуцкого»
– Какие эмоции вы испытали после вылета «Рубина» из Премьер-лиги?
– Вчера был в шоке. Сам факт, что «Рубин» опустился до статуса такого матча, уже сильно расстроил. До сих пор пребываю в расстроенном состоянии. Мне не верилось до последнего, что до такого дойдёт, нахожусь в полном недоумении. «Рубин» отброшен на 20 лет назад. Как раз в 2002 году Курбан Бердыев впервые вывел команду в Премьер-лигу, а эти люди в клубе откинули команду на 20 лет назад.
– В матче с «Уфой» что вас больше всего обескуражило?
– По ходу игры больше всего резануло празднование «Рубина», когда Лисакович открыл счёт. Команда просто забила гол в первом тайме, а все побежали делать селфи на стадионе. Это никуда не годится. Неужели непонятно, что это трата эмоций? Зачем это делать, как будто бы вы всё решили. Это селфи – общее состояние «Рубина» Слуцкого.
– Что вы имеете в виду?
– С самого начала мне не нравилась шумиха с кучей интервью и различными клипами. Всё сводится к тому, что Слуцкого просто перестали уважать в команде. Нельзя устраивать панибратство в команде. Ни в футболе, ни на заводе нельзя нарушать вертикаль власти.
Сразу вспоминаю работу Бердыева в «Рубине». У него была вертикаль, наверху которой тренер. Нельзя в проекте, за которыми стоят город и республика, опускаться до такой клоунады. Две-три игры выиграли – сразу начинаются гитары и КВН. В таких условиях игроки перестают реагировать на тренера, как на руководителя. В этом виноват только сам Слуцкий. В итоге работа с хвалёным Слуцким не была на таком уровне, на каком она была в нашем «Рубине» с Бердыевым. Иначе бы такого не случилось.
– Слуцкий в первых весенних турах говорил о проблемах с составом после отъезда легионеров. Это тоже причина провала?
– Игнорировать это нельзя, потому что ушли шесть игроков основного состава. Но ведь остались ещё 20 футболистов. «Краснодар» покинули вообще все иностранцы и тренерский штаб, а клуб без них стал четвёртым в чемпионате! Нельзя сказать, что «Рубин» по игрокам слабее «Уфы», «Урала» и «Химок». Возникает вопрос, как эту ситуацию прозевал Сайманов. Удивлён, как он до последнего слепо верил в Слуцкого.
«Слуцкий показал себя не уважающим никого человеком. В этом вся его гнилая суть»
– Вы со Слуцким общались за его время в «Рубине»?
– Нет, но видел, как он работал. Зимой у «Рубина» проходили сборы в Турции, как и у сборной Казахстана, с которой я тоже приезжал. Выглядело дико, что тренер забирается на вышку и в мегафон кричит на игроков матом. Бердыев никогда не опускался до оскорблений игроков. Уже тогда не понравилось высокомерие Слуцкого, которое достигло пика весной.
– Вы про его слова после игры с «Енисеем»?
– Да, это нечто, что тренер называет свою команду набором игроков. Казалось бы, взрослый человек, с опытом работы в Европе и в сборной. Сказав это, он просто упустил команду. После таких публичных высказываний не понимаю, как можно мобилизовать свой коллектив. Да сам тренер и довёл команду до такого, он главный виновник.
– Слуцкий показал себя с не лучшей стороны, когда отказался отвечать на вопросы журналистов на обязательной пресс-конференции после матча. На мой вопрос об этом главный тренер «Уфы» Алексей Стукалов, например, сказал, что вряд ли поступил бы так же. Как это характеризует Слуцкого?
– Это хуже, чем непрофессионализм. Он показал себя не уважающим никого человеком. Видимо, его заставили зайти в зал для пресс-конференций, чтобы клуб не оштрафовали, и он просидел там, пока не начались вопросы. В этом вся его гнилая суть. Да, понятно, что у тебя эмоции, но это неуважение к другим людям. Именно здесь он показал свою истинную сущность.
Бакаев плакал, игроки извинялись. Для всех это трагедия, а Слуцкий просто ушёл. Он этим поставил жирную точку в «Рубине». Слуцкий из тех, кто боится за свою репутацию. Но после такого не думаю, что кто-то возьмёт его на работу в Премьер-лиге.
Когда всё более-менее нормально, он хоть каждую неделю готов давать интервью. В интервью Собчак показал себя мэтром, который может критиковать городские власти и высказываться против политики в отношении стадиона. Да, может, он волновался за поле, но с таким апломбом говорил. Меня это просто покоробило. И куда всё это делось? Вот и наступил момент, когда он пожалел, что так вёл себя. Он любил себя в казанском футболе, а не наоборот.
– Что вас потрясло в этом сезоне, кроме решающего матча против «Уфы»?
– Безвольность, с которой команда проигрывала. Двукратный чемпион России, дважды победитель Суперкубка России и обладатель Кубка России не может к концу первого тайма проигрывать красноярскому «Енисею» из ФНЛ со счётом 0:3. Эти люди смяли историю клуба, которую создавали многие люди. Вылезти из ФНЛ будет очень сложно, «Рубин» отброшен на 20 лет назад.
«Насколько я знаю, Слуцкий просто должен собрать вещи и покинуть клуб»
– Что теперь ждёт «Рубин»?
– Легко представляю, как от команды отвернётся СИБУР. К тому же у компании есть уже одна команда в ФНЛ. Не исключаю, что фокус у спонсоров сместится на нижнекамский «Нефтехимик». Насколько знаю, там была идея дойти до Премьер-лиги. Сейчас нет «Рубина», который им хоть и негласно, но мешал там своим присутствием. Всё-таки две команды в РПЛ – это большая финансовая нагрузка. Мне кажется, моральные ограничители для «Нефтехимика» теперь сняты, и дорога в РПЛ открыта.
С таким мнением, возможно, не все согласятся, но Казань в моём представлении несколько устала от футбола. Ничего хорошего в последние годы не происходило, так что власти и бизнесмены, возможно, перенесут футбольный центр республики в Нижнекамск.
– Карадениз призвал оставить Слуцкого, чтобы он исправлял ошибку и возвращал «Рубин» из ФНЛ. Что думаете?
– Начну немного со стороны. Когда мы в «Рубине» меняли модель игры, были нелицеприятные разговоры, где каждый мог Бердыеву и другим тренерам высказать своё мнение. Бекиич всегда прислушивался к тренерам в своём штабе. В этом «Рубине» такого нет. Точно знаю, что Кузьмин и Козко по многим моментам были не согласны со Слуцким, но они не выразили это мнение на собраниях и общих встречах, потому что главный тренер не прислушивался. Так что Слуцкий с Яровинским и Веретенниковым ни при каких обстоятельствах не должны оставаться в клубе.
– Кто тогда может спасти «Рубин»?
– Для меня идеальным выбором кажется Юрий Уткульбаев. Он знаком с ФНЛ, в «Нефтехимике» провёл 4 года. Знаю Юру как вдумчивого тренера, который может разговаривать с игроками. Не надо смотреть по сторонам, есть свой человек, воспитанник «Рубина», уроженец Казани. К тому же он работает сейчас в системе клуба (с прошлого года Уткульбаев занимает пост руководителя департамента развития игроков академии «Рубина», – прим. Metaratings.ru ).
– Вы обсуждали проблемы «Рубина» с Бердыевым и другими тренерами чемпионского «Рубина»?
– С Бекиичем не обсуждали, у него сейчас свои проблемы с «Кайратом», которыми он занят. Но я уверен, что он сильно удручён и расстроен вылетом «Рубина». У него просто не может быть другого настроения. А с Кафановым, Уразсахатовым и Мацюрой мы общались в последнее время. Все они сильно удивлены, как после четвёртого места всё быстро пошло на спад. Особенно во второй части сезона.
– Генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов тоже пропал из поля зрения. Что с ним сейчас?
– Информации по нему нет. Я с ним в прекрасных отношениях. У нас даже есть своеобразная шутка. Как-то он заходит в команду, когда ещё работал спортивным директором, видит меня и говорит: «О, мэтр!» Я отвечаю: «Извините, у меня метр и 69». Теперь это у нас с ним как пароль, всегда с юмором вспоминаем.
Если серьёзно, уйти в тень перед каким-то выбором в его характере. Когда с «Рубином» работал Роман Шаронов в первой части сезона-2019/20, он меня пригласил в Казань. У него были мысли вернуть меня в клуб. Мы поговорили, потом он пошёл на собрание с тренерами. Вышел оттуда и просто попрощался. Ну ты скажи, что клуб пришёл к решению отказаться от ваших услуг. Я просто улетел обратно в Казахстан, а Сайманов даже на звонки и смс не отвечал.
Встретились только через несколько месяцев на сборах в Турции, но эту тему уже не поднимали. Есть небольшой оттенок непорядочности в этом отношении. Так что закрытость вообще ото всех с его стороны меня не удивляет.
Рустем прошёл вообще всё. У него были 90-е, арест, заключение. При этом он помогал родственникам тех, кто пострадал от его деятельности. Дальше смог построить суперуспешную карьеру в футболе. В общем, он – человек невероятного жизненного опыта, поэтому я сильно удивился, когда он так беззаветно поверил в Слуцкого и делал заявления о пожизненном контракте. Сам контракт на 5 лет очень удивил, ведь всегда можно договориться на 2-3 года, а потом перезаключить. Не знаю, почему такой щепетильный человек как Сайманов повёл себя подобным образом. В итоге он ошибся.
В таких контрактах предусматриваются отступные, но, насколько я знаю, Слуцкий просто должен собрать вещи и покинуть клуб. Да иначе и нельзя, когда человек опускает клуб на дно.