Сезон КХЛ подходит к концу, уже на этой неделе определится новый обладатель Кубка Гагарина. После четырех матчей финала преимущество за сильнейшим клубом регулярки — «Магниткой», но ЦСКА умеет переламывать ход серий.
В то же время стала известна и большая часть финансовой отчётности российских клубов лиги. Metaratings.ru выделяет самые интересные моменты из бухгалтерских ведомостей команд.
Какие проблемы есть в отчетностях клубов КХЛ?
Финансовые документы в КХЛ заметно отличаются от показателей футбольных клубов. И дело не просто в показателях выручки, расходов и прибыли: заметная часть информации скрыта от «обычных» глаз, в отличие от РПЛ, где, например, точно известно, сколько чуть ли не все клубы лиги потратили в 2021 году.
К примеру, неизвестно, сколько в 2021 году на зарплаты израсходовали «Металлург» и «Трактор». Все дело в правовых формах: заметное число клубов оформлены не как «ооошки». Следовательно, они могут не целиком раскрывать свои данные о тратах на игроков, персонал и прочих сотрудников.
Так, раскрыты зарплатные фонды лишь у 8 российских клубов лиги из 18. Это СКА, «Ак Барс», «Авангард», «Локомотив», «Салават Юлаев», «Северсталь», «Автомобилист» и «Нефтехимик». По сути, все эти команды с очень грубой оговоркой, но можно отчасти приписать к частным.
К примеру, у «Металлурга», а точнее у Автономной некоммерческой организации «Хоккейный клуб «Металлург» есть информация только по выручке, себестоимостям продаж, чистой прибыли и ряду других пунктов за 2021 год. Однако нет сноски о зарплатном фонде.
Для сравнения, в РПЛ подобная информация есть по 15 клубам из 16, за исключением «Химок». Суммарные траты футбольных клубов элиты за прошлый год превысили 43 млрд рублей, из которых на один лишь «Зенит» приходится свыше 9 млрд. При этом в КХЛ, к примеру, на официальном ресурсе БФО нет данных о ЦСКА и «Сочи».
Какие зарплаты у топ-команд КХЛ?
В отчетностях 8 клубов с более-менее открытыми зарплатами есть один очень интересный момент. В КХЛ уже как два сезона действует жесткий потолок зарплат в 900 млн рублей. На самом деле, его вполне легально можно преодолеть, но это лишь нюансы.
Зарплатные фонды 6 клубов из 8 за 2021 год существенно превышают не только «установленные» 900 млн рублей, но и «расширенные» 1,26 млрд за счет бонусов. Лишь «Северсталь» и особенно «Нефтехимик» выделяются на фоне остальных:
- СКА — 2,848 млрд рублей;
- «Ак Барс» — 2,55 млрд;
- «Авангард» — 2,395 млрд;
- «Салават Юлаев» — 1,828 млрд;
- «Локомотив» — 1,64 млрд
- «Автомобилист» — 1,478 млрд;
- «Северсталь» — 700 млн;
- «Нефтехимик» — 372 млн.
Конечно, в эти суммы заключены еще и зарплаты тренеров и иных сотрудников, однако все равно показатели клубов из Петербурга, Казани и Омска выделяются очень сильно. Крайне вероятно, что это следствие «легального» обхода потолка в виде бонусов за выход в финал конференций.
Согласно правилам КХЛ, все бонусы жестко регламентированы, однако некоторые из них могут и не учитываться. Сюда входят премиальные за попадание в топ-3 лучших бомбардиров, снайперов, распасовщиков, прочие личные показатели, а также пресловутые бонусы за финалы.
СКА, «Ак Барс» и «Авангард» год назад вышли в финалы Запада и Востока вместе с ЦСКА, а значит могли «отсыпать» своим игрокам еще прилично сверху. А у «Салавата» Теему Хартикайнен вошел в топ-3 регулярки среди снайперов и бомбардиров – значит, он с большой вероятностью получил бонусы из Уфы.
Эти пункты регламента отчасти размывают все принципы потолка зарплат. Как бы героически ни играли «Северсталь» и «Нефтехимик», они никак не могут со своими возможностями на равных бороться с «клубами-олигархами». Хотя все равно благодаря потолку Восток стал много ровнее, пример тому «Трактор» в финале конференции в 2022-м.
Конечно, это домыслы, так как нет точной информации о бонусах, но с очень большой вероятностью домыслы соответствуют реальности. По итогам 2022 года вполне можно ожидать существенное снижение зарплатных фондов у «Авангарда» и «Ак Барса», которые не пробились в финал Востока.
Что же касается общего снижения показателей по сравнению с 2020-м годом, то здесь особой разницы не наблюдается. Ранее суммарно эти клубы заплатили сотрудникам 13,75 млрд рублей, а год спустя — 13,82 млрд. Вот только на 2020-й пришёлся не завершившийся из-за пандемии сезон 2019/20, и с невыплаченными премиями цифры могли оказаться больше.
Какие доходы в КХЛ?
Согласно документам, выручка российских клубов в 2021 году, за исключением ЦСКА и «Сочи», составила 22,19 млрд рублей, что на миллиард больше, чем за 2020-й (21,08 млрд). Особенно сильно она возросла у пока что действующего чемпиона «Авангарда» — с 850 млн до 1,95 млрд рублей.
Однако из-за особенностей подачи деклараций нельзя точно узнать, сколько именно клубы заработали самостоятельно благодаря коммерческой деятельности. К примеру, выручка СКА — 6,1 млрд рублей, а «Ак Барса» — 4,5 млрд рублей. И сюда входят не только средства от билетов, мерча, кейтеринга, рыночных спонсорских контрактов, но еще и деньги от «Газпрома» и «Татнефти».
Считать же эти компании просто рекламодателями, а не, по сути, владельцами, проблематично. К примеру, у «Ак Барса» денежные поступления от реализации продукции, товаров, работ и услуг составляют 4,277 млрд рублей. Сколько же в рыночных условиях «Татнефть» бы заплатила за рекламу, а ее объем безо всяких «но» внушителен и крайне таргетирован — вопрос открытый.
На этом фоне довольно сложно судить о показателе «чистая прибыль». В среднем эти 16 клубов убыточны на 240 млн рублей, больше всех — «Динамо» (минус 796 млн). СКА же показал прибыль в 426 млн рублей, «Ак Барс» — в 192 млн, «Северсталь» и «Салават» — в 47 и 63 млн соответственно. Но в какой плюс наши команды ушли бы рыночных условиях, можно лишь гадать. Кажется, там была бы огромная дыра.
Лучшие букмекеры для ставок на КХЛ
Откуда деньги у клубов?
Несмотря на всю закрытость, финансовые документы позволяют отчасти понять, откуда же клубы берут деньги для покрытия всех расходов. Просто надо смотреть не только на показатель «выручка», а чуть глубже.
Так, согласно документам, в «Металлург» в 2021 году поступило 2,36 млрд рублей добровольных имущественных взносов и пожертвований. Сама же выручка клуба составляет 275 млн рублей. Крайне высока вероятность, что эти 2,36 млрд рублей — деньги от «Магнитогорского металлургического комбината».
Добровольные имущественные взносы и пожертвования «Салавата» составили 1,147 млрд рублей плюс 831 млн рублей по пункту «прочие». Взносы и пожертвования «Автомобилиста» — 1,282 млрд рублей, «Сибири» — 1,004 млрд, «Спартака» — 756 млн рублей. Целевые взносы у «Амура» равняются 1,187 млрд рублей, а «Торпедо» по пункту «прочие» получил 900 млн.
Внушительные показатели и у финалиста Востока «Трактора»: по документам «Челябинская городская общественная организация Хоккейный клуб «Трактор» получила 1,906 млрд рублей. Это все при выручке в 198 млн рублей. К сожалению, источники всех вышеприведенных средств не указаны.
Конечно, можно сказать, что все это пожертвования от уральских заводов, фондов и прочих спонсоров, однако их можно прописать, как это сделала «Северсталь». Клуб указал выручку в 989 млн рублей при размере пожертвований и взносов всего в 16 млн. Именно поэтому крайне сложно точно говорить о заработках и расходах в российском спорте – слишком много яиц можно разложить по разным корзинам.
***
Сезон КХЛ может завершиться уже во вторник, 26 апреля. Перед домашним матчем «Металлург» ведет в серии 3:1, но шансы на победу в пятом матче, по мнению аналитиков «Винлайна» , равны: коэффициенты по 2,47 на победу обеих команд в основное время и 4,00 на то, что будет в овертайм.