В следующем сезоне РПЛ точно станет бодрее и ярче: из Мелбет Первой лиги в элиту поднялась «Балтика», которая вошла в топ-6 самых посещаемых команд страны и даже собрала аншлаг на своём 35-тысячном стадионе. Кто-то в Калининграде очень сильно соскучился по играм высшего дивизиона, а многие их в принципе никогда не видели: с лучшими клубами России в чемпионате «Балтика» не играла 25 лет!
Но интерес к ней возник далеко не только за счёт эффекта ностальгии или новизны: мощнейшую работу в медийном и коммерческом плане проделывают все структуры клуба. Коммерческий директор «Балтики» Юрий Аракелян – локомотив балтийского движа, который по уровню исполнения и оригинальности идей даёт фору большинству клубов Премьер-Лиги.
По окончании исторического сезона и в преддверии захода на новый уровень Аракелян в эксклюзивном интервью Metaratings.ru рассказал:
- как «Балтика» собирается заполнять трибуны, несмотря на Fan ID;
- можно ли успешно играть в РПЛ с бюджетом меньше 1 млрд рублей;
- откуда у клуба Первой лиги 35 спонсоров и как ещё нарастить их число;
- зачем «Балтика» устраивает тематические встречи всем гостям;
- как закрытый Игнашевич эволюционировал в Калининграде.
«Думаю, в ближайшие год-полтора центр города сместится на остров Канта, где находится стадион»
– На матч с «Рубином» пришло почти 35 тысяч зрителей. Так стадион в Калининграде не заполнялся со времен ЧМ-2018. Сейчас чувствуется, что город и весь регион живут командой?
– Безусловно, это чувствуется, но хочется отметить, что во главе угла всегда стоит спортивный результат. Думаю, что и хороший старт в РПЛ позволит нам показать посещаемость выше, чем мы рассчитываем.
– «Балтика» уже несколько недель помогает болельщикам оформить Fan ID. Сколько калининградцев на данный момент оформили паспорта болельщиков?
– У нас есть информация, что Fan ID оформили 2-2,5 тысячи зрителей.
– Какую посещаемость вы ожидаете в следующем сезоне в РПЛ?
– Может быть, посещаемость немного спадет. Активные болельщики уже сказали, что не будут оформлять Fan ID. Однако я думаю, что мы по аудитории будем примерно на одном уровне с «Факелом». Калининграда давно не было в РПЛ, люди соскучились по большому футболу.
– Я общался с болельщиками «Балтики», и они опасаются, что после выхода в РПЛ клуб повысит цены на билеты. Произойдет ли это?
– Пока ценовая политика обсуждается руководством, но цены на нижнюю категорию билетов мы не поднимем. Это позиция клуба. Повысим стоимость верхней категории и VIP-мест. Но, думаю, будет градация по матчам. Сейчас всё на стадии обсуждения, в ближайшее время мы представим абонементную программу.
И сразу скажу, что за последние полгода мы в принципе не работали в «плюс». Например, не поднимали цены на ложи и на питание, так как они были рассчитаны целиком на сезон. Работали в убыток, так как продукты в России сильно подорожали.
– У вас есть козырь – часовой пояс. Готовы ли вы играть всё время в 21:30, чтобы попадать в федеральный эфир «Матч ТВ»?
– Для нас не так важен прайм-тайм, как удобство наших болельщиков. У нас есть море и много других факторов. Клуб будет нацелен на максимальную посещаемость стадиона, это важная коммерческая составляющая.
– Насколько тяжело зазвать людей на стадион на окраину города?
– Я не согласен, что стадион находится на окраине. Остров Канта очень сильно застроился, там много баров и ресторанов. Думаю, в ближайшие год-полтора туда вообще сместится центр города. Ну а спортивный результат и работа клуба приводят к заполненному стадиону на матче с «Рубином».
– Как считаете, можно ли будет воссоздать «балтийское дерби» с «Зенитом»?
– Безусловно. Любое дерби основывается на болельщиках – были небольшие трения фанатов на памятном матче «Балтики» и «Зенита», который проходил в Калининграде. Помним, как здорово медиаслужба «Рубина» отработала «Кубок эчпочмака» с «Нефтехимиком» и КАМАЗом, но многое в футболе происходит само собой.
– Какой клуб в России и за рубежом вы считаете идеалом в плане работы с болельщиками?
– Это обширный вопрос, но мне нравился «Челси» с их разноплановыми сторисами на каждый матч. Я подписан на клубы Чемпионшипа, слежу за дортмундской «Боруссией». Многое делают топ-команды, но всегда можно посмотреть, что нового у клубов первых дивизионов – очень много идей зарождается именно там.
«Мы не были в топ-3 по бюджету и в Первой лиге, но показали результат, которого не было в городе 25 лет»
– По нашим подсчетам, «Балтика» только за счет спортивных результатов в следующем году в РПЛ и FONBET Кубке России может заработать свыше 300 млн рублей. А на какую итоговую выручку вы рассчитываете?
– На данный момент я не могу вам назвать точные цифры, все-таки сезон в Первой лиге только закончился, нужно время для анализа. Что касается коммерческой выручки, то у нас появился новый спонсор – «Ростех» перешёл к нам из «Арсенала». Сейчас ведутся финансовые переговоры, а это решения не одного дня. В следующем сезоне мы можем не то что заработать, а заложить фундамент на будущее, чтобы наш выход в РПЛ был не просто одноразовой акцией.
– Как долго клуб вел переговоры с «Ростехом» и кто был инициатором сделки?
– Это были переговоры на самом высоком уровне, недаром сам губернатор области Антон Алиханов ездил на подписание контракта, так что не могу рассказать много конкретики.
– Но когда вы узнали, что в «Балтику» может зайти такой большой спонсор?
– В последние два месяца наш коммерческий отдел готовил презентации и делал всё по мере наших возможностей. Готовили всё, что от нас требовали – отчеты, документы – и передавали их вышестоящим людям. Но мы понимали, что в ближайшее время «Ростех» должен зайти к нам в клуб.
– Как считаете, может ли клуб с расходами менее 1 млрд рублей быть конкурентноспособным в РПЛ?
– Думаю, да. Мы не были в топ-3 по бюджету и в Первой лиге, но показали результат, которого не было в городе 25 лет. Грамотный менеджмент и управление клубом могут привести к хорошему результату.
– Помимо «Ростеха», у вас в нынешнем сезоне появился еще один большой спонсор – «Мелбет». Почему вы поменяли беттинг-партнера прямо по ходу чемпионата?
– «1хСтавка» уведомила нас, что они больше не могут исполнять свои контрактные обязательства. Поэтому мы вышли на рынок, и «Мелбет» дал нам самые интересные условия. «Балтика» – это первый их большой клубный проект, первая команда в РПЛ. Для ребят это в новинку, но мы видим, что компания готова развиваться с большим желанием. У «Мелбета» много интересных менеджеров, а мы никогда не были против расти вместе с такими молодыми компаниями.
– Сколько компаний было на этом тендере?
– 4-5 букмекеров проявляли интерес, но «Мелбет» был наиболее конкретен. В том числе и в плане финансов. Их предложение было самым привлекательным для нашего клуба.
– Тот факт, что «Мелбет» еще и спонсор Первой лиги, как-то повлиял на заключение сделки?
– На мой взгляд, это большой фактор. В Первой лиге видели наш уровень компетенции, коммерции, посещаемость и работу со СМИ. Так что такое выгодное предложение – это наша заслуга, на нас обратили внимание. И да, все это мы сделали в Мелбет Первой лиге. Грубо говоря, все сложилось в одну корзинку.
– Контракт «Мелбет» с Первой лигой составляет несколько сотен миллионов рублей в год. В РПЛ большая часть средств от контракта с «Винлайном» уходит клубам. А сколько перепало призовых «Балтике» за второе место в лиге?
– Отчисления есть. Не могу сказать, какие именно, но они рядом не стоят с призовыми в РПЛ.
«У нас порядка 35 активных спонсоров, хотели бы увеличить их число до 50»
– У вас очень много локальных спонсоров. Останутся ли все они после выхода в РПЛ?
– В ближайшие недели у нас будет собираться программа лояльности. 100% количество спонсоров увеличится. Мы видим дополнительный интерес к «Балтике». Вообще, у нас в работе с калининградскими компаниями есть посыл «Быть вместе». Плюс в Калининграде очень большое предпринимательское сообщество, и многие сейчас начинают оказывать поддержку, интересуются нашим брендом, хотят с нами сотрудничать в РПЛ.
– Почти весь Калининград увешан рекламой «Балтики» – баннеры есть в аэропорту, на улицах, в фан-шопах и даже в детских комнатах в торговых центрах. И ранее вы, скажем так, сами покупали все это пространство. А сейчас как?
– Да, у нас заметная интеграция в городе. Плюс мы выходим в курортные места в Калининградской области. У нас порядка 35 активных спонсоров, которые оказывают нам поддержку. И мы бы хотели увеличить их число до 50, но уверены, что их может быть еще больше.
– Раньше вы сами покупали растяжки и прочее, выход в бары был за ваш счёт? Сейчас конкуренция появилась?
– Да, появилась. Раньше у нас 85-90% контрактов заключались на бартерной основе. Мы действительно тратились на растяжки, но не платили за аренду. Это помогло популяризировать наш бренд. И я хочу выразить огромную благодарность всем людям, которые были с нами с самого первого дня, когда мы приняли команду в не самом лучшем финансовом положении. Спасибо партнерам, что они минимизировали наши финансовые траты.
– В России ведется активное обсуждение возвращения пива на стадионы. И у «Балтики» есть одно небольшое преимущество на фоне всех остальных – идеальное для пивоваров название. Как думаете, сможет ли клуб на этом заработать неплохие деньги?
– Это очень хорошая и интересная тема. Мы поддерживаем возвращение пива на стадионы, потому что когда в клуб приходят частные деньги, это придает большой стимул для развития команды и футбола в регионе. Да, чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью, но у пива и футбола долгая история. Во время ЧМ-2018, который, на мой взгляд, был одним из лучших в истории, все прошло на великолепном уровне.
Чем больше у нас возможностей для заработка, тем больше качественных футболистов мы можем позвать. Деньги помогут и более качественно интегрировать команду во все сферы. Так что любая финансовая подпитка, в том числе и от пивоваров – это ступень к развитию футбола.
– Может ли хотя бы профессиональная часть клуба жить без бюджетных денег?
– Тут мы возвращаемся к вашему вопросу о разрешении пива и послаблениях в плане спонсорства. Если будут возможности коммерциализации, то в ближайшем будущем это возможно. У нас есть частные клубы, которые это показывают – тот же «Акрон». Думаю, что главное – правильное использование финансов и контроль. Это ведет к тому, что снижается бюджетное финансирование. Мы двигаемся по этому пути. Глава региона ставит задачу минимизировать бюджетные средства, но на данный момент в российском футболе, как мне кажется, это маловероятно. Однако стремиться к этому нужно.
– Калининград интересен тем, что у «Балтики» в регионе нет конкурентов. В Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге есть другие виды спорта. У вас нет конкуренции, но вы постоянно проводите акции. Почему?
– Не скажу, что нам не с кем конкурировать. У нас есть блестящий женский волейбольный клуб «Локомотив», который показывает высокие результаты в чемпионате России.
Что касается наших акций, то это непременно наша позиция. Мы хотим быть с городом: делаем много социальных проектов, направленных на развитие молодежи, детского футбола. Также мы сейчас планируем развиваться в Светлогорске, в Зеленоградске. Скорее всего, там будут открываться детские футбольные школы под эгидой «Балтики». Наша концепция – пропаганда футбола и здорового образа жизни. У нас есть отдел развития, который отвечает это. Социальное направление для нас очень важно.
– Сколько работает людей в отделе развития?
– В штате работают пять человек и еще фотограф и видеооператор, которые у нас на сдельной оплате.
– Вы играли с «Амкалом», у вас был коллаб с IDOLO. Почему вы, клуб Первой лиги, решили это сделать, и сколько человек купило этот капсульный мерч?
– Было все раскуплено. Почему это не делают многие команды РПЛ? Всё в головах людей, работающих в клубе. Мне кажется, рамки в голове мы ставим только сами себе. Спасибо нашему руководству, которое нам позволяет делать различные акции и поддерживает нас в этих идеях.
– Своими акциями вы во многом опережаете клубы РПЛ. Вы закладывали цель работать на таком высоком уровне?
– Приятно это слышать. Я начинал менеджером по работе с болельщиками в «Химках», до этого сам играл в футбол. Для меня футбол – это болельщики, мы играем для них. Самая лучшая награда для меня за эти четыре года работы – это пост, где мы написали: «Билетов нет». Для 35-тысячного стадиона это здорово. Конечно, команда поддержала нас результатом, но, получается, все эти акции мы делали не зря, разговаривая с болельщиками на одном языке.
«Мы пропагандируем уважение. В России это немного не принято»
– Отдельное место среди этих акций занимает полноценный сериал «Приветствуем гостей». Как это помогает клубу, если это направлено не на своих болельщиков?
– Если мы возьмем футбол, то даже в Лиге чемпионов у всех команд на форме есть надпись respect – пропаганда уважения. На поле футболисты сражаются за результат, а все, что находится за полем – это уважение к сопернику, нашим коллегам, к людям, которые делят с нами кусок хлеба. Да, в России это немного не принято. Если брать противостояние «Зенита» и «Спартака», то такое мы вряд ли увидим, там больше «подколки».
Мы хотели поменять эту традицию и показать, что отличаемся от всей большой общественности. Мы пропагандируем уважение. Важно, что на это смотрят дети. Многие это помнят, и, когда мы приезжаем в гости к другому клубу, то у хозяев отношение к нашей команде на другом уровне. Конечно, нам понравился и большой медийный отклик. Мы хотим это продолжать и в РПЛ – будут другие команды и идеи.
– Какие акции вы считаете самыми успешными?
– Они все разные. Мы всех их любим, это как попросить выделить какого-то одного ребёнка из своих. У Льва Толстого было 13 детей – вряд ли бы он смог кого-то выделить.
Поделюсь инсайдом: зимой мы стали снимать фильм, который, как мы рассчитывали, будет посвящен выходу команды в Премьер-Лигу. Слава богу, так и случилось. К 70-летию «Балтики» в кинотеатрах выйдет большой фильм о том, как все это происходит изнутри, сколько людей это делает. Нам пока не хватит ресурсов сделать сериал, как у Netfix – лучше сделаем один качественный проект.
– Как реагируют на ваши акции игроки, Сергей Игнашевич?
– Понятно, что ребята скоцентрированы на игре, но в целом реакция положительная, хотя где-то мы были на грани, как с Satisfaction и «Уфой». У Сергея Николаевича Игнашевича же всё время занимает работа. Мы не мешаем ему тренировать команду, стараемся максимально аккуратно делать акции с футболистами, чтобы их не отвлекать, а он старается содействовать нам во всех моментах, о которых мы просим.
– Есть ли у Сергея Николаевича потенциал, чтобы стать таким же обсуждаемым, как Валерий Карпин?
– На этот вопрос лучшие ответит сам Сергей Николаевич. Но сейчас он стал более открыт. Не могу сказать, что он нам многое запрещает. Для нас очень приятна его эволюция: для нашего фильма мы хотели снять его установку перед матчем, но это казалось невыполнимой миссией. Однако на матче с «Рубином» Сергей Николаевич пошёл нам навстречу. Покажем в фильме, как команда готовилась, что он говорил перед игрой и в перерыве. Большое спасибо ему за то, что он поддерживает идеи развития клуба.
– Как сильно изменилась «Балтика» за последние четыре года, которые вы работаете в клубе?
– «Балтика» сильно изменилась. И должна измениться ещё больше, чтобы быть на хорошем уровне в РПЛ. Людьми-фанатами своего дела, трудящимися не за большие деньги, а за любовь к футболу, было сделано колоссальное движение вверх. Надеюсь, что в ближайшее время будет еще один колоссальный рывок.
Стадион находится не на острове Канта, его сложно там вместить. Стадион стоит на острове Октябрьском.
Они и шествие перед игрой с Велесом назначили на острове Канта у отеля Кайзерхоф)