Благо Георгиев был одним из самых ярких легионеров российского футбола в прошлом десятилетии. После сезонов в Ла Лиге и Бундеслиге болгарин решился на переезд в Чечню и с тех пор до конца карьеры выступал только в России. В «Тереке» и «Амкаре» он был важнейшим игроком у Станислава Черчесова, в «Рубине» – лидером полузащиты и бился против «Ливерпуля» в Лиге Европы, а в «Оренбурге» – завершал длинную карьеру.
Сейчас он живёт в Болгарии и продолжает вести активную жизнь, о чём рассказал Metaratings.ru . Из большого интервью вы также узнаете:
- как Благо переживал о вылете «Рубина», несмотря на тяжёлый разрыв с клубом;
- почему остался в «Рубине» после успешных матчей с «Ливерпулем» и какие клубы его звали;
- как воспитывал 20-летнего Азмуна и постоянно обыгрывал его в приставку (иранец сильно расстраивался);
- чем понравился Черчесов, как Станислав стал главным тренером Благо и почему Георгиев не поехал с ним в «Легию»;
- что Георгиеву дарил Кадыров и каких диких зверей игрок видел в его резиденции в Чечне;
- Благо никогда в жизни не пробовал алкоголь и не курил сигареты. Зато он видел, как людям становилось хорошо от водки в России;
- как относится к отстранению России от мирового спорта и что теперь думают о русских в Европе.
«Слежу за российским футболом. Из новостей запомнился переход Артёма Дзюбы в Турцию. Думаю, у него всё получится в новой стране»
– Чем сейчас занимаешься?
– Я живу в Болгарии, занимаюсь бизнесом, который не связан с футболом. В будущем есть мысли вернуться к футбольной теме, но пока все силы направлены на другие дела. Были некоторые футбольные планы, но они не осуществились. С друзьями думаем над одним футбольным проектом. Если всё получится, будет очень круто, но пока не хочу подробно о нём говорить.
– Как устроен твой день?
– Я всю жизнь жил в режиме. Уже не играю несколько лет, но всё равно встаю рано и продолжаю заниматься спортом. Моим хобби стал теннис, каждый день играю с друзьями, а по утрам занимаюсь в тренажёрке. В общем, в плане активности всё одно и то же, как когда был футболистом.
– За футболом следишь?
– Я очень скучаю по футболу, он всегда был и будет со мной. Даже сейчас играю с друзьями, потому что футбол занимает одну из важнейших частей в моей жизни.
– И российский футбол на первых местах?
– Конечно. Я до сих пор слежу за Россией, у меня очень много друзей в вашей стране. Слышу, что болельщики разных клубов до сих пор меня вспоминают. Это очень приятно.
– Какие футбольные новости до тебя доходят?
– Я узнаю новости из клубов, где играл. В каждой команде есть друзья, а из новостей всего российского футбола запомнился переход Артёма Дзюбы в Турцию. Думаю, у него всё получится в новой стране.
«После матчей с «Ливерпулем» были предложения из Италии и «Динамо», но я не хотел уходить из «Рубина»
– Кстати, многие тебя до сих пор вспоминают в Казани. Слышал, что случилось с «Рубином»?
– Да, их вылет – это сюрприз для всех. Вообще, от Казани у меня только самые лучшие воспоминания. Благодаря местным болельщикам я когда-то очень быстро адаптировался к команде и городу. Фанаты всегда были рядом со мной, постоянно подходили фотографироваться.
«Рубин» должен быть не только в высшей лиге, но и бороться за первые места. Как болельщик «Рубина», я верю, что у клуба получится поскорее вернуться. Знаю, что это большая боль для бывших игроков команды. Я общаюсь с Караденизом, и он очень переживает за «Рубин». Он отдал 10 лет команде, поэтому для него это ужасное разочарование.
– Клуб не очень красиво разошёлся с тобой. Даже это не перечеркнуло отношение к «Рубину»?
– Хороших вещей было больше. Конечно, я мог бы наговорить много неприятных слов про «Рубин», потому что клуб плохо расстался со мной. Там строили другую команду с новым руководством, а я не хотел уходить. Было обидно, потому что достигли договорённости по новому контракту на 2-3 года, а потом всё внезапно поменяли. Но подробно в этом углубляться не буду, буду говорить о «Рубине» только хорошее. Я, как и все болельщики, хочу, чтобы команда поскорее вернулась в Премьер-лигу.
– Самые яркие моменты в «Рубине» – матчи против «Ливерпуля» в Лиге Европы?
– Думаю, да. Дома тогда минимально проиграли им, в гостях сыграли вничью. Уверен, мы могли их победить, всё было для этого. Причём на «Энфилде» пришлось час играть в меньшинстве после удаления Олега Кузьмина, но всё равно сыграли достойно.
– Тогда Валерий Чалый едва не схлестнулся с Клоппом. Помните?
– Вроде бы немного потолкались, до драки не дошло. Это эмоции, и Валерий Чалый показал, что сам весь в игре. Мы же не каждый день играли с «Ливерпулем», поэтому ничего страшного не было.
– Считается, что такие большие игры продают игроков. На тебя после матчей с «Ливерпулем» выходили с крутыми предложениями?
– У меня были хорошие предложения, потому что неплохо смотрелся в обоих матчах и в остальных играх Лиги Европы того сезона. Поступали предложения из Италии, хорошие условия предлагали в «Динамо», но я всегда хотел остаться в «Рубине» до последней минуты. Из-за Казани отказался от Италии и Москвы.
– Многим это может показаться странным.
– Моей семье было комфортно в Казани, меня тогда всё устраивало в «Рубине», на трибунах были классные фанаты. Я был невероятно счастлив в то время и не понимал, зачем уезжать.
– Тогда в «Рубине» был совсем молодой Сердар Азмун. Слышал, что у вас с ним были особые отношения.
– В Казани он всегда был под моим крылом, очень хороший пацан. Ему тогда было всего 19-20 лет, но я уже знал, что из него вырастит игрок мирового уровня. Сердар постоянно сидел у меня дома, он же был совсем маленьким, поэтому я хотел ему помочь, давал много советов. Всегда играли дома в FIFA, и он постоянно проигрывал мне. Смешно реагировал, но зато после меня он, думаю, научился нормально играть в FIFA! Желаю ему удачи в Бундеслиге.
– Ты играл там, хорошо знаешь чемпионат Германии. Он может вырасти, например, в игрока «Баварии»?
– У него есть хорошие качества, мощные данные. Всё зависит от самого человека, но его качества позволяют ему играть в «Баварии».
«Черчесов – лучший мой тренер. Что-то скажет перед игрой, а по телу идут мурашки. Хотелось тогда поскорее выйти и победить»
– Ты говорил, что у тебя было предложение от «Динамо», которое тогда тренировал Станислав Черчесов. Что он за тренер для тебя?
– Это мой лучший тренер, с кем я когда-либо работал. Он не только сильный тренер, но также мощный психолог и вообще топовый специалист, потому что умещал в себе все роли. Все команды, где он был, росли в качестве. Поэтому я не удивился, что сборная России с ним показала сильный результат на чемпионате мира. Продолжаю следить за его командами, недавно его «Ференцварош» выиграл 4:0 в Лиге Европы.
– При этом вокруг него всегда странные истории. Например, Максим Канунников вспоминал, как он уволили массажиста в первый день в «Амкаре». Что там было?
– Да, мы тогда вместе были с Кануной. Я находился в тот день в раздевалке. Массажист отвернулся от тренера, что не понравилось Черчесову. Потом он ему что-то ответил, и Черчесов решил убрать его из команды.
Возможно, для кого-то это выглядит жёстко, но так строится дисциплина, это самое важное в футболе. Успехи Черчесова идут от дисциплины, у него никогда не было мелочей в работе.
Но он тоже не робот. С ним тоже можно было пошутить, однако для всего есть время. На тренировках и на поле у него только режим работы. Если кто-то не настраивался должным образом, мог получить и по шапке, причём не только молодые, ха-ха. Попадало даже взрослым мужикам!
– В «Амкаре» это многих шокировало?
– Не могу говорить за всех, но я уже всё понял, когда работал с ним в «Тереке». Все требования были знакомы, поэтому его жёсткость не стала сюрпризом.
– В Чечне он так никого не увольнял?
– Наверное, увольнял, я уже не помню. Помню только, что его уважали все – от игроков до высшего руководства. Многие вспоминают, как он мотивировал перед важными матчами. Я подробных историй не вспомню, но бывало, что он что-то скажет перед игрой, а по телу идут мурашки. Хотелось тогда поскорее выйти и победить. Он – один из сильнейших российских тренеров сейчас.
– Звал ли он тебя в «Легию»?
– Было предложение от него, когда он уехал работать в Польшу. Мы с ним виделись в Москве, и я согласился, потому что тогда уже начались проблемы с «Рубином». Потом удалось договориться, чтобы я доиграл сезон в Казани. Но было приятно, что он помнит и зовёт даже в другие страны.
– Общение с ним сохранилось?
– Последние 3-4 месяца не говорили, но в целом мы постоянно на связи. Номер есть, всегда могу позвонить.
«Мой менеджер-немец вообще не поверил, когда Кадыров подарил мне автомобиль. Для Европы такой подход выглядит странно»
– Ты показывал топ-уровень в «Амкаре», «Рубин» и «Оренбурге», но Россия для тебя началась с «Терека». Как решился начать знакомство с Россией с Грозного?
– Когда был в «Дуйсбурге», получил хорошее предложение от «Кёльна». Но параллельно мой менеджер сказал, что мной интересуется команда из России. Я прилетел и быстро договорился с руководством. До приезда в Чечню ничего не знал об этом месте. Когда поближе познакомился, то очень удивился, насколько это красивое место. Там у меня много друзей. В Чечне я увидел очень верных мужиков, которые всегда держат своё слово.
– Как впервые реагировал на людей с автоматами на улицах?
– Сначала было неловко, честно скажу. Зато потом ты привыкаешь и не обращаешь внимания.
– После Европы не казалось странным, что нельзя выйти на улицу в шортах, например?
– Для европейцев это, конечно, было странным, но это местные традиции. Ты живёшь на их земле и должен уважать их ценности.
– За четыре года ни разу не было страшно в Чечне?
– А чего бояться, когда там Рамзан, ха-ха? Он всё держит в порядке.
– Кадыров сильно погружался в дела команды?
– Он всегда был рядом с нами, даже присутствовал на тренировках. Рамзан всегда интересовался, нужно ли кому-то помочь. Для всего клуба такое внимание от него шло только на пользу.
– Ты попал туда в годы, когда игрокам прилетали самые разные подарки. Что получал от Кадырова?
– Были машины, но не только у меня. Любой футболист за хорошую игру мог после матча в раздевалке получить ключи от нового автомобиля. Хорошо, когда есть такой человек в клубе.
– Ты удивился, когда впервые столкнулся с таким?
– О своём первом автомобиле я первым делом рассказал своему менеджеру. Он немец и вообще не поверил, что такое может быть. Для Европы такой подход выглядит странно.
– Сколько машин дарил?
– Не хочу говорить обо всём, ха-ха! Скажу только, что первой машиной была Toyota Land Cruiser.
– Олег Иванов ещё говорил о резиденции Кадырова. Был там?
– Да, мы вместе с Олегом играли и посещали его дом. Рамзан не только приглашал в резиденцию, вся команды была в разных местах Чечни по его приглашению. Он это делал, чтобы каждый человек хорошо чувствовал себя в команде.
– Что поразило в резиденции?
– Дикие звери. Мы видели больших львов, тигров и других животных.
– Агент из Германии удивился сильнее, чем машинам?
– Я про это даже не говорил, чтобы совсем его не шокировать!
– С Черчесовым «Терек» даже как-то лидировал в чемпионате, но до него с командой работал легендарный Руд Гуллит, у которого ничего не получилось. Что он за тренер?
– Мы жили в одном здании с Гуллитом, постоянно общались. Не могу сказать, что он слабый тренер. У него просто не получилось в «Тереке».
– Сложилось впечатление, что он просто не был готов к тому, что с него всерьёз будут спрашивать результат.
– Да, он оказался не готов. Думаю, он не ожидал такого давления.
– Когда его увольняли, «Терек» заявил, что Гуллит много думает о барах и дискотеках. Он любил потусить?
– Был один случай. Мы выиграл один матча, и он пригласил всю команду на дискотеку. Я не видел ничего особенного, меня удивило, что так много говорилось о том случае, хотя мы просто отметили победу.
«Абсолютно везде, где я играл в России, все хотели угостить меня водкой, но ни у кого не получилось»
– Ты говорил, что никогда не курил и не пробовал алкоголь. Как это удалось сделать, живя в России?
– Недавно сидел с другом, и он удивлялся, как я в России не научился пить. Да, я не употребляю и не курю сигареты. Когда был маленьким, поклялся родителям, что никогда не попробую ничего из этого. Так и держу обещание.
– Часто пытались угостить в России?
– Абсолютно везде, где я играл, все хотели меня угостить водкой, но ни у кого не получилось!
– Иностранцы любят вспоминать, как становилось плохо от водки. У тебя на глазах рвало людей от русских вечеринок?
– На моих глазах всем становилось только хорошо, всем нравилось.
– Российские футболисты любят нарушить режим?
– Я не знаю никого, кто не пробовал алкоголь. Были люди, кто очень увлекался, но все были профессионалами в разной степени. Я бы не сказал, что хорошо выпить любят только в России. Во всём мире есть люди, которые любят это дело.
– При этом громкий скандал был именно в России, когда Александр Кокорин и Павел Мамаев напились, избили людей в Москве, а затем оказались в тюрьме. В Европе слышали об этой истории?
– Да, везде их показывали по телевизору, когда это случилось. Я хорошо знаю Мамаева и Кокорина, запомнил их хорошими футболистами и добрыми людьми. Не знаю, почему так произошло, тогда это выглядело плохо.
– Ты играл в Испании и Германии. Как там относятся к футболу?
– Везде всё максимально профессионально. Но в Германии всё построено на чёткости и дисциплине, а в Испании при мне можно было за пару дней до матча увидеть в раздевалке колу и чипсы. Мне ближе подход Германии, потому что дисциплина очень важна. Там я получил полезные знания и до последней секунды карьеры оставался профессионалом.
– Россия к кому ближе?
– К Испании, но в последние мои годы в России многое менялось в вашем футболе. Клубы стали приглашать мировых профессионалов и больше думать о восстановлении, правильном питании. Это очень важно и хорошо для русских футболистов.
«Отстранение российского футбола – настоящий бред. В чём виноваты футболисты и остальные спортсмены?»
– Но теперь российские клубы могут показывать свой уровень только дома. Что думаешь об отстранении всего спорта России от международных турниров?
– Это настоящий бред. В чём виноваты футболисты и остальные спортсмены? Я хочу задать этот вопрос всем, кто принимает важные решения. Для чего эти глупые поступки?
– Как думаешь, болгарские футболисты готовы приезжать в Россию даже без еврокубков?
– Почему нет? Сам чемпионат становится лучше с каждым годом. К тому же я не могу представить, что российский футбол навсегда изолируют. Максимум на год-два, дольше заниматься этим бредом ненормально. Надо заканчивать его поскорее.
– В Европе меняется отношение к России?
– Да, сильно меняется в худшую сторону. Я пытаюсь убедить каждого человека, с кем говорю, что русские люди ни в чём не виноваты. Нельзя считать русских людей плохими. Я жил в России, знаю менталитет людей, знаю традиции. Я всегда буду за Россию.
– Как на твои мысли реагируют знакомые?
– Никто не отворачиваются. Все знают, что я всегда говорю только правду. Я был здесь, знаю о всей ситуации, которая происходит в вашей стране. Мне известно, что творится сейчас, я за русских людей.
– Сейчас много историй, как во многих странах Европы всё дорожает после введения санкций против России. В Болгарии вы это ощущаете?
– Конечно, у нас тоже всё очень серьёзно. Все товары и продукты стали дорогими. Хуже дела не только в России, но и для всех в мире. Бензин у нас стал сильно дороже, как и всё остальное. Хочется, чтобы все поскорее успокоились.
– Ты скучаешь по России?
– Да, очень сильно. Много лет я играл здесь, не хотелось даже уезжать отсюда. Россия навсегда будет в моём сердце!