Полузащитник Артур – один из сакральных символов весеннего «Зенита». Хотя бы потому, что на его счету два важнейших победных гола: первый – в гостевом матче с «Краснодаром», после которого петербуржцев начали короновать. Второй – «золотой» в игре с «Ростовом», принесший команде Семака победу в 30-м туре и шестое подряд чемпионство.
После окончания сезона Артур дал эксклюзивное интервью Metaratings.ru, где рассказал:
- представлял ли такой старт в России;
- о холоде и тёплой одежде;
- о кризисном периоде карьеры;
- как в «Зените» отмечали победу в чемпионате;
- о мечте сыграть с Аргентиной, которая не реализовалась.
«Клаудиньо сказал мне: «Приезжай, здесь ты будешь получать удовольствие и завоевывать трофеи»
– Артур, ты чемпион России и обладатель кубка. Ещё пять лет назад мог представить такой сценарий развития карьеры?
– Точно не мог. Но могу сказать одно: всё, что со мной происходит – исполнение мечты. Завоевать титул в сильном европейском чемпионате – это то, чего я всегда хотел. И сейчас невероятно счастлив, что сделал это в первый же сезон. Даже за половину сезона. А потом добавилась ещё и победа в Кубке России. Просто фантастические ощущения. Наслаждаюсь этими моментами по полной.
– Когда ты только переезжал в Россию, что о знал о стране?
– Совсем немного. Знал, что Россия очень большая и что она далеко от Бразилии. А ещё слышал о холоде. Если честно, немного опасался, что холодно в России всегда. Но «зенитовские» бразильцы убедили меня в том, что это не так.
– А что знал о «Зените»?
– У «Зенита» позитивный образ в Бразилии. Ведь много моих соотечественников или играло, или продолжает выступать за команду. Поэтому в моей стране с повышенным интересом следят за тем, что происходит в РПЛ. Прежде, когда команда играла в Лиге чемпионов или когда Халк забивал много голов, о «Зените» говорили вообще все. Прекрасно знал, что это клуб-гегемон, который каждый год претендует на титулы. И в целом мои ожидания совпали с тем, что я увидел.
– Переговоры о трансфере шли очень долго. Говорили, что ты опасался ехать в Россию. Это так?
– Никаких опасений не было. Пауза возникла из-за ряда вопросов, которые мне хотелось уточнить. В частности, у Клаудиньо, с которыми мы прекрасно знакомы. Я спрашивал его про клуб, климат, город. И в ответ слышал только позитив. Он сказал, чтобы я не переживал. Ведь Петербург – красивейшее место, а домашний стадион «Зенита» находится под крышей. А в других городах можно просто утеплиться. Конечно, я спрашивал его и о ситуации с безопасностью в России. Он меня успокоил, сказал, что никаких сложностей не возникнет. Переговорный процесс шёл в период праздников в Бразилии. Может, ещё и поэтому история слегка затянулась. Но сам я довольно быстро понял, что хочу принять этот вызов.
– Самый ценный совет, который ты получил, когда думал о предложении?
– Повторюсь, в основном я говорил с Клаудиньо. Он сказал простую вещь: «Приезжай, здесь ты будешь получать удовольствие и завоевывать трофеи». Но в действительности я и сам понимал, что это отличная возможность получить опыт в европейском чемпионате.
– В Бразилии тебя называли «Король Артур». Как так вышло?
– Когда я забивал или отдавал передачи, то в бразильской прессе или социальных сетях писали, что это сделал Король. Довольно приятно такое читать. Но, думаю, прозвище появилось благодаря болельщикам – они первые стали кричать мне, потом подхватили другие.
– Игра за «Ред Булл Брагантино» как-то обязывает любить энергетические напитки? Что ты ешь и пьешь перед игрой?
– Периодически могу позволить себе энергетик, но редко. Перед матчами пью очень много воды. Иногда добавляю туда какие-нибудь сладости, чтобы энергии было больше. Когда мы с семьей на отдыхе, то обожаю пить свежевыжатый апельсиновый сок. В плане еды, если мы говорим о времени перед матчем, то требуется много углеводов. Я обожаю макароны. Плюс – белки. Ничего необычного. Всё направлено на то, чтобы еда давала энергию и силы.
– Перед переходом в «Зенит» ты четыре месяца не забивал и не отдавал голевые передачи. Почему?
– Был не очень простой период карьеры. В «Палмейрасе» получил травму один из лидеров, и главный тренер изменил схему, сдвинув в меня в центр поля. Но я не играл там с детства, уже привык действовать на фланге, и на новой позиции за пару матчей не показал максимальный уровень игры. В итоге схема сохранилась, но из-за того, что я не был достаточно хорош в центре, потерял место составе и как следствие упала результативность.
– Правда, что у тебя испортились отношения с португальским тренером?
– Нет. Дело только в схеме, где я не мог проявлять свои лучшие качества.
«В Петербурге привыкал к теплой одежде, которую раньше никогда в жизни не надевал»
– Расскажи, насколько тебе тяжело было адаптироваться и привыкнуть ко всему новому в Петербурге?
– Самым главным вызовом стал холод. Я вырос в месте, где температура круглый год почти не опускается ниже 30 градусов. Да, сейчас в Петербурге солнце и тепло, но вернулись со сборов мы в феврале. И, конечно, это были необычные ощущения. Сначала тренируешься в холоде, потом играешь – к этому пришлось привыкать. Было непросто и, уверен, что и дальше будет непросто, потому что через полгода новая зима. Посмотрим, как я её проведу. А всё остальное было легко – в клубе меня отлично приняли, никаких бытовых проблем не возникло.
– То есть привыкал в основном к теплой одежде?
– Да, к теплой одежде, которую раньше никогда в жизни не надевал. А тут пришлось изучить, что это такое. Узнал про тёплые куртки, кофты. А Петербург удивил своей красотой. Особенно сейчас, когда тепло, светло и много воды. Россия же удивила своими размерами, длинными перелетами, непохожестью городов друг на друга. Конечно, мы видим не так много, как хотелось бы. Но что-то по пути для себя отмечаю.
– Известно, что Педро приехал сюда с мамой. С кем здесь живешь ты?
– С женой, дочкой и помощником, который работает на меня ещё с бразильских времён.
– Помимо футбола есть и досуг – что ты предпочитаешь делать в свободное время?
– Практически всё свободное время провожу с дочкой. Либо играем с ней дома, либо что-то смотрим. Ещё она обожает гулять, а рядом с домом у нас красивый парк. Вообще их много в Петербурге – очень зелёные, много активностей. Сейчас мы достаточно времени проводим на улице, постоянно гуляем. Это одно из наших любимых семейных занятий.
– Тезис Вендела «утром работай, вечером танцуй» тебе не близок?
– Вендел – невероятная фигура: весельчак и при этом отличный футболист. Огромный профессионал, который при этом обожает танцевать, если есть повод. Я восхищаюсь им. Но честно скажу: если я хорошо поработаю утром, то вечером мне уже будет не до танцев. Это время семьи и, как правило, я провожу его с дочкой.
– Ты провел сборы и почти сразу оказался в основе. Чем тебя удивила РПЛ?
– Первое – насколько физически развиты игроки почти во всех клубах. Удивило, насколько здесь силовой футбол. Быстро понял, что надо прибавлять в этом компоненте, если я хочу конкурировать. Здесь много единоборств на поле. Я не представлял, что в РПЛ настолько высокий уровень борьбы. И больше, чем техника, тебе поможет только физическая сила. Это я понял по первым играм, и в этом главное отличие России от Бразилии.
«То, что мы вдруг перестали набирать очки – это не нормальная ситуация. Так не должно быть»
– Сначала у «Зенита» все складывалось хорошо. Но потом случился апрельско-майский отрезок. Что происходило в тот период внутри команды?
– Конечно, мы были разочарованы. И прекрасно понимали – это не те результаты, которые от нас ждут. Мы не могли допустить, чтобы так продолжилось. У каждой команды по ходу сезона есть взлёты и спады. Все, что мы делали – продолжали молча работать. Понимали, что только сами можем исправить ситуацию и преодолеть спад. И на последнем отрезке сезона Бог вознаградил нас за старания.
– Знаю, что вы даже встречались командой неформально, пытались обсудить ситуацию – как все это происходило?
– То, что мы вдруг перестали набирать очки – это не нормальная ситуация. Так не должно быть. «Зенит» не может позволить себе так играть и терять очки. Капитаны собрали команду и сказали, что нам надо встретиться. Нужен неформальный ужин – всё обсудить, открыться и объединиться. И действительно был организован тёплый, душевный вечер. Поужинали, всё обговорили и пообещали друг другу, что будем бороться до конца. И исправим эту ситуацию. Как видите, нам это удалось.
– Как на кризисную ситуацию реагировал главный тренер?
– Очевидно, эта ситуация была неприятна не только нам, но и главному тренеру и штабу. Однако он нас всегда подбадривал, всегда находил нужные слова, не позволял нам опустить руки. Мотивировал, заряжал, говорил, что верит в нас, что мы можем всё исправить. Поэтому итоговый успех – это результат работы вообще всех: игроков, тренеров и тех, кто ежедневно с нами занимается. Каждый из них в какой-то период находил нужные слова. И в итоге всей единой «зенитовской» семьей мы смогли преодолеть трудности.
– Перед последним туром кто-то верил, что «Краснодар» сможет обыграть «Динамо»?
– Если честно, то лично я думал только о «Ростове». Понимал, что без нашей победы результат того матча не будет иметь никакого значения. Уверен, каждый из нас верил, что мы сможем стать чемпионами. Так в итоге и получилось.
– Игра с «Ростовом» складывалась непросто. Но во втором тайме вы резко бросились вперед. Сказался результат в параллельной встрече?
– Нет, дело не в результате другого матча. Просто понимали – победа нужна нам при любом раскладе. Но мы пропустили, поэтому полетели вперёд с удвоенной энергией. И в какой-то момент на скамейку попала информация о том, как складывается матч в Краснодаре. Узнав, что они ведут, мы поняли, что просто не имеем право упустить победу с «Ростовом». Это придало сил. Мы поняли – титул очень близок.
«Когда забил «Ростову», то просто лопался от восторга»
– Когда ты забил победный гол – что почувствовал? Можно ли сказать, что этот гол самый важный в твоей карьере?
– Точно один из самых важных. Даже поставлю его на вершину топа забитых мячей. Всего полгода в новой команде, новой стране, и ты забиваешь мяч, который делает вас чемпионами – просто невероятные чувства. Даже фантастические. Уверен, об этом мечтает каждый футболист. Огромная радость и гордость. Почувствовал невероятный душевный подъем. Сорвал футболку, попытался увернуться от бросившихся на меня партнёров и как-то отпраздновать с болельщиками. Я просто лопался от восторга.
– С чем ты можешь сравнить эмоции от этого чемпионства? Ведь и до этого ты завоевывал большие трофеи в Бразилии.
– Каждый титул обладает своей историей. За каждым стоит огромный труд и усилия. С точки зрения ценности невозможно сравнить. Каждая награда выстрадана и вырвана зубами. Но по эмоциям нынешнее чемпионство стоит отдельно от всего остального. По тому, какая получилась развязка, по сложностям, которые предшествовали.
– Как вы отмечали?
– Сначала погудели в раздевалке, отметили на ура, поплясали и покричали. Потом мы пошли в ресторан на стадионе, где были наши семьи и друзья. Было круто! Дальше все разделились на свои компании – кто-то поехал праздновать дальше, кто-то домой. Я лично выбрал второй вариант – мы немного посидели с семьей, а потом, если честно, занялся тем, что мне всегда помогает расслабиться – погрузился в любимые видеоигры. Поиграл, а потом как следует выспался. Ведь у нас было два выходных, использовал это время, чтобы восстановить силы и эмоции.
– Если подводить эту часть сезона для тебя только с игровой точки зрения, насколько ты ей доволен?
– Доволен. Потому что понимал, куда еду. Я присоединился к команде, когда большая часть сезона уже была позади. В наиболее непростой период, когда шла активная борьба за титул. Понимал, как важно помочь подтвердить статус сильнейшей команды России. Это накладывало обязательства, но в итоге мы отпраздновали исторические три титула в одном сезоне. Да, без трудностей не обошлось. Но это часть футбола. Не все всегда бывает гладко.
«Коваленко похож на бразильца по менталитету, а Мостовой – по технике»
– Кто из бразильцев помогает тебе с адаптацией?
– На самом деле обратиться можно к любому в клубе. Все открыты и могут помочь советом. Так как больше знаком с Клаудиньо, то в первое время обращался в основном к нему. Но сейчас уже сам могу советовать, так как адаптировался и привык к стране.
– Кто в из россиян больше всего похож на бразильца по менталитету?
– Наверное, Коваленко. Он любит повеселиться, потанцевать.
– А по технике игры?
– Выделю Мостового. Отличный футболист с крутыми скиллами, приносит много пользы на поле.
– Слышал, что в Бразилии при невысоком росте ты нередко забивал головой. Как это возможно?
– Думаю, дело в том, что я хорошо читаю игру. И умею находить правильную позицию в штрафной. Плюс могу подобрать правильный момент для прыжка. Это просто чувство игры, и оно у меня хорошо развито.
– По твоим ощущениям, следующий сезон будет лучше?
– Очень надеюсь на это. Хочется повторить успех нынешнего и продолжить побеждать. Поднимать над головой трофей приятнее всего. Мы будем много работать, чтобы пережить эти эмоции ещё раз. И доставить радость болельщикам, ведь в год столетия это особенно важно.
– Нино читает Достоевского. Как в русскую культуру погружаешься ты?
– Могу точно сказать, что постепенно с ней знакомлюсь. В скором времени планирую сходить в театр. А ещё слышал, что в Петербурге невероятно красивый балет. Так что это часть обязательной программы. Надеюсь, в скором времени будут достаточно подкован и могу более уверенно рассуждать о том, что представляет из себя русская культура.
– Два с половиной года назад ты вызывался в сборную Бразилии. Расскажи, как это было?
– Это исполнение детской мечты. Однако одновременно запоминающийся и грустный момент – отмена матча с Аргентиной. С одной стороны на поле был Неймар, с другой – Месси. Очень хотелось хотя бы чуть чуть поучаствовать в этом матче. Но через несколько минут после начала правительство решило прервать встречу из-за нарушения ковидных правил. Конечно, в тот момент было очень обидно. Но приложу все усилия, чтобы ещё раз пережить этот момент.