Пока в России следили за московским этапом Гран-при по фигурному катанию, в США прошел Skate America – первый этап мирового Гран-При ISU. Несмотря на то, что россиян к международной серии не допустили, без русского следа не обошлось.
Мужской одиночный турнир выиграл Илья Малинин – сын русских фигуристов Татьяны Малининой и Романа Скорнякова, которые уехали за рубеж еще 30 лет назад. Выдающийся прокат Малинина с пятью четверными прыжками позволил 17-летнему парню стать самым юным победителем Skate America в истории. Теперь Илья намерен выиграть все соревнования, в которых будет участвовать. В его силе не сомневается Ари Закарян – спортивный агент, который с лета представляет интересы фигуриста.
Закарян прекрасно представляет масштабы таланта Ильи, но после блистательного выступления Малинина в Массачусетсе сам находился в шоке. Тем не менее Metaratings.ru обстоятельно поговорил с Закаряном о прошлом, настоящем и будущем фигуриста. Из нашего большого интервью вы узнаете:
- почему выступление Малинина на Skate America было столь уникальным;
- как в США воспринимают Илью;
- в чем особенность Малинина как фигуриста;
- почему ранее никто и не пытался гнаться за такими сложными элементами;
- когда мы увидим пятерные прыжки и почему Малинин изменит весь спорт;
- насколько Илья похож на Ханю, Чена и Плющенко.
«Илья всем раздавал интервью и фотографировался, а утром в 8:30 приехал на тренировку и начал заниматься»
– Ари, как вам выступление Ильи на Skate America, особенно после 4-го места в короткой программе?
– Я давно такого не видел. Это в очередной раз доказывает, что фигурное катание – очень крутой вид спорта: эмоции, которые я увидел на трибунах, невозможно передать. После проката Ильи стоял гул, народ кричал и «выкидывался» к бортам. Дорого стоит увидеть своими глазами, как 17-летний парень смог довести публику до такого «одурения».
– Даже Нэйтен Чен и Юдзуру Ханю не вызывали у вас и у публики таких эмоций?
– Они тоже в свое время покорили. Но прокат Малинина – это свежее чувство, нечасто увидишь такое и такую реакцию публики.
– А на прокат Малинина отреагировали профессионалы из мира фигурного катания США?
– Они все кричали, все бегали к нему фотографироваться, обнимали, поздравляли. Очень интересно наблюдать и за реакцией Ильи: он был очень веселый и счастливый. Все это приятно было видеть.
– Как сам Илья отреагировал на свой прокат? Он был в шоке или подошел с мыслью: «Я хотел это сделать, и вот сделал, молодец»?
– Второй вариант. Илья шутил со всеми, раздал всем интервью и со всеми сфотографировался. После пошел отдыхать, а утром в 8:30 приехал на тренировку и начал заниматься. Правильный, хороший, позитивный и добрый молодой мальчик!
– Что не получилось в короткой программе? Он стал лишь четвертным, плюс упал с тулупа.
– Так получилось. Плюс надо понимать, что Skate America – 2022 был его первым серьезным стартом в жизни, тем более что арена была переполнена, билеты раскупили еще за несколько месяцев до начала. Да и по главным федеральным каналам в США шли трансляции.
Этот четверной тулуп, с которого он упал на прокате, на тренировке прыгает с закрытыми глазами. Такое бывает, но никто не сомневался, что Илья в произвольной всех обойдет. Но чтобы с таким фурором…
– Какие цели у Ильи на сезон? Изменились ли они после Skate America?
– Его цель – постараться выиграть все соревнования. Впереди нас ждет Гран-при Финляндии, затем Финал Гран-при, национальный чемпионат и чемпионат мира в Японии.
– Александр Энберт сказал, что Малинин – это будущее фигурного катания, и все фигуристы вслед за ним будут стремиться поднимать свой уровень. Вы с этим согласны?
– Согласен. Илья сейчас поднял такую планку и показал настолько космические вещи, что все остальные должны будут тренироваться и работать иначе.
«Илье всего 17 лет, в этом возрасте выполнить самые сложные элементы более возможно, чем в старшем возрасте»
– Расскажите, как вы познакомились с Малининым?
– Мы только начали работать, все в начальной стадии. Я еще с 90-х знаю его родителей, они очень хорошие, прекрасные люди. Слежу за Ильей уже несколько лет, мне о нем рассказал тренер Рафаэль Арутюнян: «Посмотри за ним, он очень перспективный».
– В чем заключается ваша работа с Малининым?
– Я бы, честно, хотел больше об Илье говорить, а не обо мне. Лично я считаю, что у меня довольно-таки большой опыт, в своё время поработал с Евгением Плющенко, Ириной Слуцкой и многими иностранными спортсменами, канадцами, американцами. Думаю, что накопил хорошую платформу, чтобы делать то, что важно спортсмену. Пытаюсь максимально концентрировать все свои лучшие знания, связи, чтобы использовать в работе с Ильей.
– Илья первым в мире исполнил четверной аксель. Это не потолок для него? Что будет дальше?
– Илья только в начале своего пути. Надеюсь, что вокруг него будет правильная атмосфера в работе. Хочется сделать все максимально и правильно с ним. Я очень счастлив, что у меня есть возможность с ним поработать. Малинин очень талантливый фигурист с колоссальной скоростью вращения в воздухе во время прыжка.
– Почему Малинин смог прыгнуть аксель в четыре с половиной оборота, а другие – нет?
– Как я и сказал выше – у Ильи колоссальная «крутка», хорошо поставлена техническая база. К тому же, в нем сразу видна «жилка» победителя с правильными амбициями.
– Почему у него колоссальная «крутка»? Это особенности телосложения, работа ног, генетика или что?
– Всё в одном, в том числе и правильная работа с тренерами. И еще ему всего 17 лет, в этом возрасте выполнить самые сложные элементы более возможно, чем в старшем возрасте. Это самое хорошее время, чтобы идти на ультра-си, если у спортсмена все правильно поставлено, а за ним хорошая команда.
«Думаю, пятерные прыжки появятся к 2030-м годам»
– Учитывая его потенциал и достижения в столь юном возрасте, можно ли сказать, что нас будут ждать годы его доминирования в мужском фигурном катании?
– Нельзя сказать, что всё, теперь Илья будет доминировать. Впереди еще очень много работы. Японские ребята тоже очень сильны – очень хорошо прогрессирует Юма Кагияма, Шома Уно прибавил во время работы с тренером Стефаном Ламбьелем. Да и вообще японское фигурное катание будет главным соперником для Малинина до следующей Олимпиады. Их спортсмены очень мягкие, скоростные, с классным скольжением.
– На данный момент в США у Малинина нет конкурентов?
– Это сможем сказать после чемпионата Америки. Я бы не хотел сейчас говорить, что Илья – самый-самый, но надеюсь, что лет через 10 мы будем говорить о Малинине как об одном из величайших фигуристов, как говорим сейчас про Ханю, Чена, Плющенко, Ягудина.
– Малинин – фаворит ближайшего чемпионата мира?
– Наряду с другими ребятами у него есть возможности и силы оказаться на ЧМ на самом верху. Но сезон будет очень сложный, и соперники тоже сильны. Помимо японцев хорошо прогрессируют французы, итальянский фигурист. Посмотрим, что дальше будет.
– У японцев есть люди, способные прыгать четверной аксель?
– Мы все помним, что Ханю был близок. Думаю, после того, как Илья будет постоянно исполнять на соревнованиях этот прыжок, то и остальные спортсмены тоже начнут двигаться в этом направлении. Ведь теперь, чтобы победить, нужно будет еще сильнее совершенствоваться.
Хотя попытки прыгнуть были и раньше. Изначально же Артур Дмитриев начал штурмовать четверной аксель, у него были хорошие попытки. Прогресс невозможно остановить. Мы все думали, что этот прыжок выполнят где-то в 2030-е годы, но получилось намного раньше.
– Почему только в 2022 году удалось прыгнуть четверной аксель? Что мешало сделать это раньше?
– Это эволюция спорта. Сейчас стали другими техника, подготовительный период. В 2010-м году в Ванкувере, например, лишь Плющенко и китаец исполнили четверной прыжок. И это на Олимпийских играх! Прошло 12 лет – и практически нет людей, которые не исполняют четверные. Их сейчас пробуют прыгнуть даже те, кто до этого выполнял лишь «три с половиной».
– Пятерные прыжки скоро будут?
– Сейчас думаю, что к 30-м годам они появятся. Может, даже раньше.
– Чего не хватает, чтобы их исполнить сейчас?
– Чтобы исполнить такой элемент, надо быть очень уверенным в себе, создать правильную подготовку. Оборотные прыжки все-таки опасны, для спортсмена главное не травмироваться. Сумеет Малинин сделать пятерной или нет – думаю, что лучше ответит тренерский штаб. На мой взгляд, это возможно.
«Малинин не может стать вторым Ханю, потому что Ханю был, есть и будет единственным»
– Вы работали со многими именитыми спортсменами, в том числе и с Плющенко. По ощущениям, Малинин – талантливее их?
– Каждый человек талантлив в своем роде. Плющенко и другие внесли колоссальную лепту в фигурное катание, поэтому нельзя сказать, что Малинин – самый талантливый.
Когда появился Женя, все понимали, что это суперспортсмен. Я помню, как в 1997 году, кажется, в Милане на показательных выступлениях он прыгнул 7 тройных акселей и 4 четверных. Тогда у всех глаза широко-широко открылись, это было настоящей заявкой.
И вот Ханю. Он тоже талантливейший человек, словно с другой планеты. Не знаю, когда еще в мире родится второй Ханю. У Чена поражала техника и стабильность. Так что нельзя сказать, что Илья талантливее этих парней. За их плечами медали Олимпиад и чемпионатов мира, а мы только в начале своего пути.
К тому же надо помнить, что в фигурном катании, кроме прыжков, есть еще само катание, вращения, хореография и так далее. И в этих позициях соперники тоже очень сильны.
– Сказали, что не знаете, когда родится второй Ханю… А Малинин как раз может им стать?
– Малинин не может стать вторым Ханю, потому что Ханю был, есть и будет единственным. Когда на каких-либо выступлениях в списке участников есть Юдзуро, то билеты раскупаются со скоростью звука.
– Малинин сможет собирать стадионы, как Ханю?
– Если Малинин будет здоров, то у него будет очень насыщенное будущее. Не сомневаюсь, что Илья, как и Ханю, будет собирать стадионы.
– С Плющенко вы познакомились примерно в таком же возрасте, что и с Малининым. Чем похожи молодой Плющенко и нынешний Малинин?
– Очень похожи: такие же амбициозные, легкие, свежие. У обоих в глазах – огонь будущих побед. 16-17 лет – это хорошее время.
– А когда вы впервые увидели Малинина, у вас не появились мысли: «Да, это же Женя Плющенко, точь-в-точь словно он»?!
– Я бы не сказал, чтобы были такие мысли. Тогда было одно время, сейчас – другое. Посмотрим, что дальше пойдет.
Лучшие букмекеры для ставок на фигурное катание
«Возрастной ценз должен быть с 16, а не с 17 лет. Но в мужском катании возраст не имеет особого значения»
– Александра Трусова заявила, что тоже хочет исполнить пятерной. Как думаете, сможет ли она его исполнить и кто быстрее это сделает – Александра или Илья?
– Александра тоже одаренная девочка с прекрасными амбициями, которая внесла своё имя в историю фигурного катания. На Олимпиаде было видно, что она прыгала четверные с запасом, так что все возможно. Но сейчас сезон другой, прошло достаточно времени, начинается другая подготовка. Так что не могу сказать, прыгнет ли она точно пятерные.
– Плющенко сказал, что у нас в России есть ребята, которые смогут прыгнуть четверной аксель. А на ваш взгляд, есть такие люди?
– Думаю, что да. В России очень сильная молодежь, хороший и здоровый соревновательный ритм. За это хочу похвалить ФФКР. Считаю, что одна из самых функциональных федераций. Здесь правильно стимулируют, организация проводит хорошую работу над турнирами. На мой взгляд, с такой работой появится много талантливых ребят.
– Не могу не задать провокационный вопрос: Малинин был бы сейчас тем самым Малининым, если бы он воспитывался в России и был продуктом российского фигурного катания?
– Не могу ответить. Мы имеем то, что имеем. Сейчас гадать или изобретать новые мысли не смогу. Родился в Америке, тренеры – бывшие фигуристы, хорошо разбираются в этом деле. Илья живет и тренируется в Вашингтоне.
– Кто сейчас в России может прыгнуть четверной аксель?
– Сложный вопрос. Не знаю, быть может, уже на тренировках кто-то пробует так прыгать. Однако думаю, что такие прыжки будет выполнять поколение ребят, которым сейчас от 12 до 15 лет.
– Вы сказали, что Малинин, пока ему еще 17 лет, может выполнять такие сложные прыжки. При этом параллельно ISU ставит возрастные цены. Как вы считаете, такое решение замедлит эту, как вы выразились, «эволюцию спорта»?
– Это ограничения больше относятся к девочкам. Лично мое мнение: ценз должен быть с 16, а не с 17 лет. Четверной аксель на данный момент – это чисто мужской элемент, и пройдет несколько поколений фигуристок, пока его исполнит девушка. В мужском же катании возраст не имеет особого значения, но к сложным элементам нужно подготавливаться в раннем возрасте. Тот же четверной аксель после 20 лет будет сложнее исполнять, хотя Ханю и Дмитриев были близки к нему.
– То есть, поднятие ценза, на ваш взгляд, не так скажется на мужском катании?
– На мой взгляд, да. Поднятие ценза больше относилось к женскому катанию.
«В США «закрываются» любое имя и национальность, когда люди начинают выступать за страну»
– Вы с Ильей на русском говорите?
– Когда как. На русском и на английском Илья прекрасно общается. Я буду приветствовать, если и российские болельщики будут за него болеть.
– По ощущениям и менталитету Илья – чисто американец с русскими корнями или что-то русское в нём есть?
– Наверное, это лучше скажут его родители. Копать так глубоко в жизненные моменты я бы не смог, так как мы только начали совместный путь. Вот если бы вы меня спросили о том, какой человек Женя Плющенко после 25 лет работы, я бы мог сказать.
– Как американцы относятся к Малинину с его русской фамилией? Или никто не обращает внимания?
– Малинин – гражданин США. К нему относятся так же, как Чену, у которого китайское происхождение. Америка – многонациональная страна. Например, у Николь Бобек чешские корни, у Брайана Бойтано – итальянские. В этом и уникальность этой страны: здесь любое имя или национальность «закрываются», когда спортсмен начинает выступать за США.
– Иными словами, если Малинин успешно выступит на Олимпиаде, то его фамилия никак не помешает ему стать национальным героем?
– Абсолютно нет. Я даже скажу, что и некоторые российские болельщики будут за него переживать. Хоть Илья родился в США и гражданин страны, но дома с родителями говорит по-русски. Русское в нем тоже есть, парень очень хороший, толковый, интересный.