«Иностранные гимнастки пишут, что скучают и ждут нас». Мельникова – о «Спартаке», ОИ-2024 и планах

Ангелина Мельникова два года назад стала одной из главных звёзд российской сборной на Олимпиаде в Токио, где российские гимнасты завоевали золото. Сейчас лидер сборной России соревнуется только на внутренних стартах.

Ангелина Мельникова. Фото: Федерация спортивной гимнастики России
Ангелина Мельникова. Фото: Федерация спортивной гимнастики России

В интервью Metaratings.ru чемпионка мира и Олимпийских игр рассказала, чем она занимается вне спорта. Из нашего разговора вы узнаете:

  • насколько высок уровень соревнований в России;
  • какая у неё мотивация выступать без международных стартов;
  • когда собирается завершать карьеру;
  • что думает об участии в Олимпиаде;
  • почему болеет за «Спартак».

– После Кубка России уже прошло больше месяца. Ты, наверное, успела проанализировать свои выступления. Почему не совсем удачно выступила?

– Я не считаю, что выступление на Кубке России было неудачным. Во-первых, у меня сейчас немного другой вектор в жизни. Кубок России – это не основной старт для меня, на котором я должна показывать свой максимум и блистать. Сейчас нет международных стартов, и Кубок России для меня просто турнир, где я поддерживаю свою форму. У меня не было задачи показать свой максимум. Я сумела показать свои снаряды, олимпийские программы. На вольных упражнениях я поменяла программу, изменила одну диагональ. Поэтому я не считаю своё выступление неудачным.

– В России ты – главная звезда своего вида спорта. В чём для тебя интерес продолжать выступать, помимо привычки, зарплаты и так далее?

– Сейчас моя основная мотивация – это ответственность, которая на мне лежит. Дети смотрят на меня, и я понимаю, что я их мотиватор. Стараюсь себе не позволять выходить на соревнование и упрощать программы или выступать не на всех снарядах. На меня смотрят и равняются, я являюсь мотивацией для кого-то, а это большая ответственность.

– Уровень внутренних стартов соответствует уровню чемпионата Европы?

Нет, конечно. В России есть две-три гимнастки, которые могут претендовать на уровень чемпионатов Европы и мира, остальные – нет. Сам уровень соревнований в России тоже невысокий. Повторюсь, есть две-три спортсменки, которые борются за пьедестал, и это очень мало. Когда я начинала, помню, что тогда семь-восемь девочек могли бороться за медали.

– На телеканале «Старт» полгода назад вышел твой документальный фильм. Как пришла такая идея?

– Мне предложили раскрыть себя как личность и сделать что-то интересное. Мне кажется, получилось очень классно. Я сама посмотрела этот фильм и увидела, как удалось раскрыть себя с новой стороны.

– Есть ещё какие-то творческие планы на будущее?

– Пока новых фильмов мне никто не предлагал (смеётся). Вообще, хочу раскрывать гимнастику с другой стороны, потому что у нас очень интересный и красивый вид спорта. Уже начинаю этим заниматься, в Воронеже открыла школу для детишек. Хотим показать и детям, и их родителям, что профессиональный спорт это не страшно, а наоборот, классно.

Фото: Ангелина Мельникова
Фото: Ангелина Мельникова

– В фильме ты сказала, что в детстве мечтала стать великой спортсменкой. Мечта сбылась?

– Да, моя мечта детства полностью сбылась. Я никогда не думала, что стану успешной спортсменкой, у которой есть золото Олимпийских игр. Ещё меньше я могла представить, что стану вдохновителем для детишек. Меня сильно любит публика, дети пытаются на меня ровняться. В детстве просто хотела, чтобы у меня было много медалей.

– Твоя фраза из этого фильма: «Ни с чем не сравнится олимпийская золотая медаль, лучшие эмоции. Внутри всё бурлит, чувствуешь гордость и счастье». В нынешнее время в душе есть хоть какая-то надежда, что сумеешь повторить успех?

– В Париже, наверное, нет, в связи с обстоятельствами. Не могу сказать, что у меня есть надежда поехать на Олимпийские игры, если только чуда не произойдёт. Что будет дальше, я не знаю, потому что на следующих Играх-2028 в Лос-Анджелесе мне уже будет 28 лет. Но опять же, всё будет зависеть от того, как будет складываться политическая ситуация.

– Идёт очень много разговоров от высокопоставленных людей в российском спорте, что в нейтральном статусе не стоит ехать на Олимпиаду в Париж, даже если будет такая возможность. Ты сама готова будешь поехать?

– Сейчас не готова ответить на вопрос. Это будет совместное решение всей федерации. До этого мы шесть-семь лет выступали под нейтральным флагом и частично уже привыкли. Сейчас будет зависеть от того, какие нам условия предложат. Если нам условия ужесточат, то я сомневаюсь, что наша федерация нас допустит туда.

– Почти каждый день выходят новости касательной Олимпиады-2024 в Париже. Следишь, что пишут и говорят?

– Не особо, потому что каждый день что-то новое всплывает. Когда всё это началось, я очень следила, а потом поняла, что это качели: сегодня допускаем, завтра не допускаем, а послезавтра с определёнными условиями, но мы ещё не решили какими, скажем вам об этом через месяц. Месяц проходит и они говорят, что не решили и скажут через два месяца. В итоге мы в таком подвешенном состоянии уже полтора года. Мы уже пролетели все командные отборы на Олимпиаду. Полгода назад я перестала следить за всеми новостями.

– Как устроен отбор на Игры? Получается, гимнасты уже точно пролетают мимо Олимпиады?

– Должны были в этом году поехать на чемпионат Европы, через который уже могли отобраться на чемпионат мира, который сейчас проходит. На этом чемпионате мира восемь или девять команд попадают на Олимпиаду, всего могут выступить 12 сборных. Остальные команды уже отобрались с прошлогоднего чемпионата мира, с этого чемпионата мира был наш последний шанс попасть на Олимпиаду в Париже в командном составе.

– За самим чемпионатом мира следила?

– Трансляции не смотрела. Только видела результаты и что девушки публиковали в социальных сетях.

– Упал уровень и зрелищность соревнований без российских гимнастов?

– Наверное, нет. Я видела результаты, было прям очень достойно. Я анализировала: если бы мы поехали туда, мне со своей программой было бы тяжело бороться за пьедестал. Ради медалей мне пришлось бы усложняться. Девушки там сейчас показывают достойные элементы. Уровень определённо не упал, даже чуть поднялся.

– Говорит ли это о том, что другие страны в гимнастике прогрессируют?

– Да, причём в какой-то период времени в гимнастике очень сильно упала сложность выполнения элементов. Сейчас опять всё возвращается к сложности, девушки на опорным прыжке и на вольных упражнениях делали очень сложные элементы.

Фото: Федерация спортивной гимнастики России
Фото: Федерация спортивной гимнастики России

– Общаешься с иностранными гимнастками? Что они говорят?

– Не общаемся, можем перекинуться фразами. Они иногда пишут, что скучают и ждут нас. У нас никогда разговоры не заходили на политические темы.

– Сейчас при обсуждении, ехать ли на Олимпиаду в нейтральном статусе, многие говорят, что отношение к россиянам всё равно будет предвзятым, выиграть не дадут. Ты раньше чувствовала предвзятость к себе? Например, на ЧМ-2021, когда японка выиграла?

– Никогда этого не замечала и даже не думала об этом. У нас вид спорта очень субъективный. Здесь можно постоянно сваливать на предвзятое отношение. Если вспомнить чемпионат мира 2021 в Японии, когда выиграла японка, то тогда определённо была наша ошибка, что не подали протест. Никто не знает, что было бы, если бы наши тренеры успели подать протест. Это наша ошибка, а не предвзятое отношение.

– Симона Байлз снова побеждает. Она имела терапевтическое исключение, делилась психологическими проблемами, рассказывала о домогательствах. Как ты относишься к ней, к её истории?

Я очень восхищаюсь Симоной как спортсменкой, именно с точки зрения того, что она делает и какую гимнастику она показывает. Байлз – уникум. Она делает нереальные вещи, я смотрю на неё и думаю: «Ну как?». Я никогда не вникала в тему её болезни, никогда не хотела принижать её гимнастические способности.

– Есть ли у тебя какая-то со стороны зависть к ней из-за её титулов?

– Абсолютно нет! Я повторюсь, что восхищаюсь ей как спортсменкой — она невероятная. Байлз навсегда войдёт в историю как самая уникальная гимнастка. В течение десяти лет подряд на чемпионатах мира Симона всегда побеждала.

Фото: соцсети Симоны Байлз
Фото: соцсети Симоны Байлз

– Но после золота Байлз на чемпионате мира старший тренер сборной России Валентина Родионенко заявила, что на неё смотреть страшно и это безобразие. Получается, ты с ней не согласна?

– Да, не могу согласиться. Во-первых, Симона одна из сильнейших и уникальных гимнасток современности, она, наверное, выиграла всё, что можно было. Да, её гимнастика не такая эстетичная и не такие красивые линии, но можно уважать её и восхищаться сложностью её программ. Она сумела перевернуть мир спортивной гимнастики. Валентине Александровной не нравится её гимнастика с точки зрения эстетики. Наша российская гимнастка была всегда про эстетику, а американская больше атлетическая, но это тоже гимнастика!

– Из сборной России 2016 года, когда на Олимпиаде в Рио взяли серебро, выступаешь до сих пор только ты. Не думала о завершении карьеры?

– Нет. О завершении карьеры я точно не думаю, в гимнастике много чего не сделала. Я сейчас выступаю в силу своих возможностей в российских турнирах, пока ещё буду тренироваться.

Мне очень жаль, что сейчас такая ситуация, что мы не сможем поехать в Париж. Мне кажется, я бы могла быть в своей лучшей форме. Я уже повзрослела, у меня сформировалась определённое видение своей подготовки в гимнастике. Мне кажется, что к этим Олимпийским играм я бы подошла в отличной форме, мне бы хотелось в Париже выдать свой максимум.

– Сколько ещё планируешь выступать?

– Нет у меня определённого времени у меня, когда хочу закончить карьеру. Я люблю гимнастику. Буду до последнего тренироваться, пока график будет позволять, потому что моя жизнь на гимнастике не заканчивается, я развиваюсь в других сферах тоже. Но и резко заканчивать карьеру в гимнастике не планирую. Два-три года ещё точно буду выступать, а дальше посмотрим.

Фото: Федерация спортивной гимнастики России
Фото: Федерация спортивной гимнастики России

– Похожая ситуация в фигурном катании у Елизаветы Туктамышевой, которая в 26 лет выступает без международных стартов.

– Да, наверное. У меня сейчас полностью поменялся формат моих тренировок. Раньше я бесконечно сидела в зале, но сейчас у меня сформировался профессионализм, что я могу за два месяца подготовиться к соревнованиям и потом отдыхать. Я нашла для себя тот формат подготовки, который подходит мне и я могу жить этим жить спокойно, совмещать очень много вещей. Мне кажется, я так смогу долго продержаться.

– Мустафина и Пасека уже занимаются тренерской деятельностью. Можем ли когда-то тебя увидеть на этой должности?

– Никогда не говори никогда, но сейчас скажу, что наверное, нет. Тренерство – это не совсем моё.

– Удивилась волне критики, которая поднялась вокруг Пасеки, когда она уехала? Чем это объяснить?

– Мы, спортсмены, очень нейтральны ко всему этому. Маша вот уехала, потому что ей предложили перспективу. Для неё это был шаг попробовать для себя что-то новое, реализовать и помочь спорту, раскрыть тренерский потенциал. Не было же такого, что Пасека в такое время взяла и уехала из страны. Здесь был акцент исключительно на рост в карьере.

Фото: соцсети Марии Пасеки
Фото: соцсети Марии Пасеки

– Что можно сделать сейчас для продвижения гимнастики? Может, какие-то телешоу, выставочные турниры, как в фигурном катании, клубную систему как в Бундеслиге?

– Сейчас с этим тяжело. Я бы перевела чуть-чуть гимнастику больше в формат шоу, сделала бы больше гимнастики в любом виде. Это может быть шоу, турниры или как батлы между мальчиками или девочками. Можно даже непрофессиональную делать, чтобы люди больше говорили о спортивной гимнастики. Как вариант, подтянуть спортсменов из других видов спорта. Был бы обмен аудиториями, а если бы всё это вывели на ТВ, получилось бы совсем классно. Как Кубок Первого канала в фигурном катании.

Нам, конечно, сейчас не хватает интересных соревнований. Можно придумать много разных форматов, чтобы это было интересно зрителю. У нас сейчас с этим очень тяжёло идет всё.

– В январе этого года ты открыла свою школу в Воронеже. В такое тяжёлое время когда нет международных стартов, сложно привлекать детей в секции?

– Нет, у нас очень много детишек. Пока, к сожалению, не хватает ресурсов, чтобы принять всех желающих. У нас бесплатно тренируются больше 200 детей и ещё почти столько же в резервном списке. Мы их не можем взять, потому что не хватает тренеров, да и зал маленький. У нас занимаются от полутора до одиннадцати лет, и родители хотят отдавать детей в спорт.

– У родителей не было желание бросать гимнастику, не видя международных перспектив?

– Если взять мою школу, то мы себя позиционируем как непрофессиональное направление. У нас развивающая гимнастика, которая укрепляет детей. Дальше зависит от родителей: перевести ребёнка в СДЮСШОР, чтобы он занимался профессионально или отдать в другое место. Но и в школах олимпийского резерва сейчас тоже очень много занимающихся. После нашей с мальчиками победы в Токио 2020 спортивная гимнастика получила новый виток популярности, чему я очень рада. Количество детей, которые выбрали для себя это вид спорта, увеличилось кратно.

– Есть планы как-то расширить твою школу?

– Да, мне бы очень хотелось. Тот зал, который у нас есть сейчас, почти полностью укомплектован. Сейчас только ищу финансирование на батут. Вообще, надо расширяться, потому что, как я и сказала, больше детей мы принять не можем. Нам даже пришлось переделать одну раздевалку под маленький зал. Очень хочу, чтобы в Воронеже было минимум пять залов моей школы.

– Ты сама там часто бываешь? Даешь мастер-классы?

– Бываю там регулярно, но больше занимаюсь административными делами. Мастер-классы пока не проводила, так как детки маленькие и, как я сказала, у нас непрофессиональное направление. Мы устраиваем детям праздники и стараемся разнообразить досуг. Любим общаться с другими секциями, где можем показать наш вид спорта, а они свой. Да и вообще всячески продвигаем спортивную гимнастику в массы. Кто знает, может через некоторое время ещё одна девочка из Воронежа станет Олимпийской чемпионкой!

– Алина Загитова собирается открыть свою школу фигурного катания в Казани, но у неё нет соответствующего образования. А у тебя есть? Какая у тебя роль в школе?

– Это социальный проект, созданный вместе с федерацией спортивной гимнастики города Воронеж. Я в нем не директор, а руководитель проекта, поэтому специальное образование мне не требуется.

– За последний год ты начала активно вести социальные сети, общаться с подписчиками. После отстранения появилось больше свободного времени?

– Определённо! Сейчас у меня в жизни спорт ушёл на второй план, потому что нет международных стартов. Я стала больше общаться, снимать что-то интересное. Раньше тяжело было, сидишь бесконечно на базе и не знаешь, что тебе снять и рассказать. Всё это скучно, но сейчас жизнь стала намного разнообразней.

– Та же Загитова пробует себя в кадре. Тебе это было бы интересно?

– Да, очень. Мне бы очень хотелось поработать в роли ведущей. Вообще, мне бы очень хотелось себя реализовать в других видах спортах, попробовать что-то новое.

– Ты как-то заявляла, что в фигурном катании поддерживаешь Валиеву и Щербакову. Следишь за допинговым дело Камилы?

– Нет, за другими видами спорта особо не слежу. Я смотрю социальные сети, когда у девчонок турниры, так и поддерживаю их.

– Все знают, что ты болельщица «Спартака», но до игры с ЦСКА пару месяцев не была на матчах. Почему?

– К сожалению, я не попадаю на матчи из-за своего графика. Сентябрь и октябрь получились очень загруженными месяцами. Меня звали на стадион, но я не могла попасть на игру.

– В начале сезона ты заявляла, что «Спартак» станет чемпионом, но сейчас у команды определенные трудности. Веришь ещё в чемпионство?

– Сезон начали очень круто, когда выдали серию побед. Сейчас непростой период, но я верю в победу команды, за которую болею.

– Насколько глубоко ты следишь за командой? В курсе разговоров об отставке Абаскаля, его странных решений по составу?

– Настолько я не в курсе (смеётся).

– Ты сама из Воронежа, перед матчем с «Зенитом» нанесла символический удар по мячу. Почему болеешь за «Спартак»?

– Моё знакомство с футболом началось именно с матча «Спартака», правда я не помню с кем они играли тогда. У меня тренер ещё болеет за команду, очень многое рассказывает.

Кстати, моя любимая певица МакSим, она причастна к «Спартаку». Поэтому моя душа легла к этому клубу.

– Промес приходил на гимнастику и поддерживал тебя. Сильно удивилась, когда увидела его там?

– Я его сама пригласила. Он мне просто сказал, что его дочка хочет заниматься гимнастикой и хочет посмотреть. Я пригласила, и они пришли вместе с семьей. Для меня не стало сюрпризом, что они захотели прийти и поддержать меня. Мне было приятно. Для меня стало необычно, когда узнала, что дочке Промеса нравится.

Фото: соцсети Ангелины Мельниковой
Фото: соцсети Ангелины Мельниковой

– Дочка Промеса была под впечатлениями после гимнастики. Готова показать мастер-класс и заниматься с ней?

– Конечно, да. Я бы очень хотела с ней позаниматься и показать что-нибудь. Думаю, кое-чему сумею её научить!

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте