«Выйти в РПЛ любой ценой – это не про нас»: интервью Алексея Зинина о «Родине», Газзаеве и Дзюбе

«Родина» – один из самых молодых клубов России, играющих сегодня на профессиональном уровне. Столичная команда появилась в июле 2019 года, но даже за такой короткий промежуток времени успела закрепиться на уровне МЕЛБЕТ-Первой лиги и уже стремится к выходу в РПЛ – в сезоне-2022/23 клуб играл в стыковых матчах, а весной 2024-го вновь претендовал на «стыки», но занял лишь пятое место.

Перед командой и сегодня стоят самые серьезные и амбициозные задачи. При этом «Родина» отличается от многих российских команд особым подходом. Руководство клуба следует своей изначальной философии и хочет, чтобы в деле себя показали футболисты, которых многие уже успели списать со счетов.

Алексей Зинин. Фото: ФК «Родина»
Алексей Зинин. Фото: ФК «Родина»

О настоящем и будущем проекта мы поговорили с Алексеем Зининым – главным операционным и спортивным директором «Родины». В интервью Metaratings.ru Зинин рассказал:

  • почему Владимир Газзаев ушёл с поста главного тренера;
  • достаточно ли команде ресурсов для выхода в РПЛ;
  • общался ли клуб летом с Дзюбой и Промесом;
  • как «Родина» собирается жить дальше.

– Вы довольны тем, какой футбол показывает «Родина»?

– «Родина» – это клуб, команды которого обязаны играть в умно-комбинационный футбол. Так играли и играют первая, вторая и третья наши команды. Это наша концепция, наше видение.

Но любая концепция – это живой механизм, допускающий дополнения и коррекцию. И перед текущим сезоном мы решили добавить нашей первой команде прагматизма, поскольку в ФНЛ не раз страдали из-за излишнего романтизма. Однако мы достаточно быстро почувствовали, что всё-таки не нужно отступать от своего пути. В итоге вернулись к изначальной направленности, и даже зашли еще дальше.

Вполне возможно, что сейчас «Родина» с точки зрения созидательно-атакующих действий показывает самую дерзкую свою версию: тотальный контроль мяча, даже в своей штрафной под давлением соперника, позиционное нападение, построение комбинаций на излишне ограниченных участках поля.

Это большой и рискованный путь, по которому мало кто идёт у нас в стране, и уж тем более в Первой лиге. Пока это не завершенный процесс, тренерскому штабу еще предстоит много работы, поэтому выводы делать рано. Но первые впечатления в целом положительные.

– Вы довольны тем, какое место команда занимает в турнирной таблице?

– Нет, конечно. Как можно быть довольным местом, когда твоя команда не наверху?! При этом для данного этапа нет ничего критичного. Надо работать. Это нормально, когда что-то не получается, главное – держать удар и быстро и корректно реагировать.

Фото: ФК «Родина»
Фото: ФК «Родина»

– У клуба есть реальные ресурсы, чтобы конкурировать с другими командами за выход в РПЛ?

– Можно ли с нашим составом решать серьёзные задачи? Конечно, можно. Есть ли команды, которые вкладывают куда большие финансы, имеют большие ресурсы и ставят более амбициозные задачи? Тоже – да.

Поэтому скажу так: у нас есть все ресурсы, чтобы быть в борьбе за выход в РПЛ. При этом у нас очень аккуратные зарплаты, мы не тратим много средств на трансферы и стараемся подтягивать к первой команде молодых ребят из второй и молодёжной команд. Мы не работаем с судьями, стремимся играть в футбол. Совокупность всех этих факторов ставит судьбу выхода в РПЛ в том числе в зависимость от везения, стечения обстоятельств и судейских ошибок, как это было в прошлом сезоне.

– Клуб готов к тому, что надо будет потратиться на установление системы Fan ID?

– Для тульского «Арсенала» это актуальный вопрос. У нас же в собственности нет стадиона, на котором мы сможем играть в РПЛ. Поэтому нам надо будет арендовать арену, если мы окажемся в высшей лиге. Так как мы находимся в Москве, то будем выбирать между стадионами ЦСКА, «Динамо», «Спартака», «Локомотива» и «Химок». На всех этих аренах уже установлены системы Fan ID, так что лишние затраты на нее не предвидятся.

Конечно, «Родина» по бюджету потянет игру в РПЛ. У нас частный клуб, в котором оперативно верстается бюджет. Мы не занимаемся пустыми тратами, так что команда будет в состоянии достойно выступать в РПЛ, если она там окажется. Но обсуждение этого сейчас бессмысленно. Это всё равно что делить шкуру неубитого медведя.

Александр Юшин. Фото: ФК «Родина»
Александр Юшин. Фото: ФК «Родина»

– Александр Юшин сейчас один из лучших бомбардиров Первой Лиги. Летом к нему был интерес от команд РПЛ?

– Практически ко всем игрокам стартового состава «Родины» летом был интерес от команд РПЛ. По Саше Юшину нам тоже делали серьёзные предложения. Но мы очень рады, что он остался и сейчас является лучшим бомбардиром ФНЛ.

– Филипп Соколинский рассматривается как временщик или как постоянный главный тренер?

– Филипп Александрович ранее не работал на таком уровне и сейчас ему нужно время для адаптации. Мы это понимаем и очень хотим, чтобы у него всё получилось. Поэтому мы изначально закладывались на то, что как минимум до зимней паузы у Филиппа Александровича будет карт-бланш.

– Какие основания были для того, чтобы Владимир Газзаев покинул свой пост?

– Во-первых, Владимир Валерьевич сам решил уйти. Во-вторых, место в турнирной таблице и качество игры, которое команда показывала на тот момент, давали основания для того, чтобы перемены возникли. И они возникли.

Владимир Газзаев. Фото: ФК «Родина»
Владимир Газзаев. Фото: ФК «Родина»

– Почему перед началом сезона выбор пал именно на Владимира Газзаева? Его назначение смотрелось неожиданно.

– Потому что, проанализировав тенденции Первой лиги за последние годы, и учитывая характер вынужденных кадровых перемен летом в составе, мы видели смысл в переходе к схеме с 3 центральными защитниками, но при этом с высокими латералями. Мы понимали, что команде также необходимо будет прибавить в надежности и в характере. Был еще целый ряд критериев в брифе на подбор главного тренера.

Владимир Валерьевич соответствовал многим критериям и вошел в число кандидатов, качественно прошёл собеседование, подробно изложил свои идеи, которые заслуживали шанса. Газзаев хорошо знал нашу команду, имел опыт решения задач по выходу в РПЛ, его программа работы была убедительной.

Мы в свою очередь попросили Владимира Валерьевича, сохранив его сильные стороны, больше повернуться в сторону столь важного для нас созидательно-атакующего футбола. При этом мы договорились, что если поймём, что нужный пазл не складывается, то Владимир Валерьевич сам объективно решит, в состоянии он двигаться в заданном курсе или нет. Газзаев старался и корректно, очень достойно, по-мужски ушел.

После смены главного тренера мы сохранили схему с тремя центральными защитниками, хотя у Филиппа Александровича ее наполнение более атакующее.

– Валерий Георгиевич Газзаев принимал участие в назначении своего сына на пост главного тренера?

– Валерий Георгиевич узнал о том, что его сын пришел работать к нам в команду, уже после того, как все договоренности были достигнуты. Помогал ли он в работе Владимиру Валерьевичу? Лучше спросить об этом у кого-то из них, но насколько я знаю Владимира – он очень независимый человек.

Валерий Георгиевич посещал наши матчи, был на нескольких тренировках. Конечно же, он переживал за наши результаты, но не более того.

– Вы с Валерием Георгиевичем обсуждали те или иные футбольные аспекты, касающиеся «Родины»?

– На тренировках и матчах «Родины» вообще бывает много сильных футбольных специалистов, включая тех, кто в разное время возглавляли сборную страны. Помимо Валерия Георгиевича, это Олег Иванович Романцев, Станислав Саламович Черчесов, Леонид Викторович Слуцкий, который вообще посетил вторую тренировку в истории «Родины», видел команду на стадии становления. У нас со всеми хорошие отношения, но мы никогда не обсуждали футбольные аспекты, разве только уровень мастерства отдельных игроков.

– Вы следите за работой Франка Артиги в «Химках»?

– Я просто слежу за всеми клубами РПЛ, и за «Химками» тоже. С Франком контакт поддерживаем.

– Он продолжает следить за «Родиной»?

– Да, но ему сложнее это делать. У него в «Химках» забот выше крыши, по сути они играют по два матча в неделю. Общее представление о наших делах он имеет, передает ребятам привет, но сейчас у него много другой работы.

– После выхода в РПЛ «Химки» целиком обновили состав, а махачкалинское «Динамо», наоборот, сохранило костяк. Чей путь ближе «Родине»?

– Пока мы не вышли в РПЛ. Когда выйдем, проведем трансферную кампанию, и вы все сами увидите. Если бы мы вышли в РПЛ по итогам прошлого сезона, то сохранили бы состав процентов на 70. У нас есть интересные футболисты, но точечные усиления мы бы произвели.

Что касается Махачкалы... Нас нельзя сравнивать. У них есть ярко выраженная клубно-национальная идея. В Дагестане у команды огромная поддержка, во всей Первой Лиге нигде нет такой уникальной концентрации идеи и энергии.

Фото: ФК «Родина»
Фото: ФК «Родина»

У «Химок» и «Акрона» такого нет, у нас пока тоже. В Махачкале огромная армия болельщиков, а сами футболисты «Динамо» играют как «парни с соседнего двора» в хорошем смысле. Они играют за свой регион, и болельщики платят им своей любовью, впрочем, спросить с них тоже могут серьезно. Это тоже работающий путь.

«Химки» и «Акрон» были вынуждены меняться. И правильно сделали, что поменялись. Но здесь очень важен масштаб этих перемен. Мне кажется, «Химки» в этом переусердствовали, а «Акрон» попытался сделать это аккуратно и точечно, при этом сохранив свою атакующую философию. В РПЛ играть в атакующий футбол гораздо проще, чем в первом дивизионе. В РПЛ игровая ментальность – забивать голы. В ФНЛ 80% команд думают, прежде всего, о том, как не пропустить.

– Новички первого дивизиона разве не показывают интересный футбол? Взять ту же «Чайку».

– «Чайка» играла в атакующий футбол в прошлом сезоне, какие-то штрихи от него остались. Не просто так мы взяли оттуда Святослава Кожедуба. Мы хотим, чтобы у нашей команды была атакующая ментальность.

– Из РПЛ в Первую лигу спустились «Урал» и «Сочи». Чувствуется, что конкуренция стала выше?

– Не думаю, что стало сложнее. Или легче. Но стало интересней. Сейчас у нас в турнире есть пять стадионов, на которых проходил чемпионат мира. Это одни из лучших арен в Восточной Европе. Интересно играть против футболистов, которые выступали в РПЛ. И интересно играть против брендов и команд, на которые ходит зритель.

Да, «Сочи», «Балтика», «Урал» – это серьёзные команды, но вы думаете, им просто играть в Первой Лиге? Точно нет. И вообще редко кто возвращается в РПЛ в следующем сезоне после вылета. В первом дивизионе многие соперники играют очень низко и плотно, чего нет в Премьер-лиге. Поэтому вылетевшим командам сложно адаптироваться под такой футбол, это занимает какое-то время.

К тому же у нас в чемпионате много «команд-молотобойцев» – десять человек за линией мяча плюс работа с судьями. Стоит только пропустить против такой команды на выезде – сразу мальчики, которые подают мячи, делают это очень долго, а футболисты начинают валяться на поле.

– По поводу комплектования состава. Летом команда контактировала с кем-то из возрастных игроков, покинувших РПЛ?

– Мы не вели переговоры ни с кем из опытных игроков.

– Может, вы общались с Дзюбой?

– Я большой поклонник Артема и считаю, что он сильный футболист, а для Первой лиги – и вовсе космический, но его приглашение – сложный процесс. В переговоры мы не вступали.

– Может, выходили на Антона Шунина?

– У нас вообще не было вопросов по нашим вратарям, хотя нам предлагали Гильерме и Стаса Крицюка.

– Ваш коллега Константин Архипов говорил, что клуб готов вступить в переговоры с Промесом. Это была, скорее, шутка?

– Для нас вести переговоры с Промесом – это то же самое, что вести переговоры с Венделом или Глушенковым. Промес в «Родине» – на данном этапе это нереалистичная история. Если бы Промес оказался в первом дивизионе, это была бы невероятная нелепица. Если он и будет играть в России, то за «Спартак». К тому же, его юридическая ситуация не позволяет ему находиться в России.

– Вы не вели переговоров с опытными игроками, потому что не хотели загружать зарплатную ведомость?

– «Родина» – это клуб, который гипотетически может позволить себе положить игроку любую зарплату, но мы за здравый смысл, баланс и внутрикорпоративную справедливость. Изначально решили, что не станем участвовать в гонке зарплатных вооружений и предлагать сторонним игрокам зарплаты в два-три раза больше, чем у наших ведущих игроков. У нас нет задачи любой ценой выйти в РПЛ в этом сезоне.

– Почему?

– Любой ценой – это не про нас. Даже если мы не выйдем в РПЛ, то всё равно решим важные стратегические вопросы, в том числе, по закреплению своих позиций в российском футболе и росту игроков в целом. Не забывайте, что у нас уже огромная работающая структура. «Родина-2» блистает в «Серебре», у нас растут сборники и в «Родине-М», и в ЮФЛ. К нам на всех уровнях тянутся футболисты. Пройдет еще несколько лет, и у нас будет столь мощная вертикаль, наполненная игроками высокого уровня, что мы сможем решать серьезные задачи и на уровне РПЛ.

Пять лет назад, когда мы создавали клуб, нам было интересно дать шанс выпускникам футбольных школ, не получившим место в профессии. Нам интересно вкладываться не в зарплаты футболистов, не в трансферы, не в агентские комиссии, а в молодежку, в академию, в кадры, в инфраструктуру, в тренировочный процесс и другое развитие. Мы хотим, чтобы люди приходили к нам не за деньгами, а за чем-то большим. Мы хотим растить будущее.

В первый набор мы брали людей чуть ли не с улицы, но многие ребята закрепились в футболе. Жора Юдинцев пришел к нам на первую тренировку «Родины» в истории, тогда он играл в КФК Б. А сейчас он рекордсмен по количеству матчей за наш клуб. Лёшу Каштанова мы тоже нашли на КФК, ему было 24 года, он вообще уже не помышлял о большом футболе, а получилось, что он стал первым игроком «Родины», которого купил клуб РПЛ.

И когда мы поднялись в первый дивизион из ПФЛ, у нас было 19 ребят, которые выше уровня второго дивизиона никогда не выступали. Людям нужно давать шансы и возможности, а у нас очень высокий процент попадания в футболистов, которые в итоге «выстреливают». Некоторых ребят уже списывали со счетов, а у нас они находили второе дыхание и новую жизнь.

– Помогать футболистам – ваша цель?

– Не только. Мы иногда берем достаточно статусных игроков, но не делаем этого бездумно. И в целом мы за жизнь и интересное развитие. «Родина» не сравнивает себя с пятёркой московских клубов. Мы хотим, чтобы у нас была своя, пусть и небольшая, армия болельщиков, а наша структура развивалась на всех уровнях: на взрослом, на молодёжном, на детском.

На нашей базе всегда кипит жизнь. Ведь не обязательно всегда замахиваться на мировое господство. Если есть возможность сделать что-то хорошее, пусть и в небольшом формате, надо это делать. А дальше двигаться шаг за шагом, не прыгая через десять ступеней, каждый день с любовью делая свое дело. Если мы будем следовать этим принципам, то обязательно доберёмся до цели.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте