После домашнего чемпионата мира российскому футболу прочили сильное будущее, но спустя всего несколько лет наступила тяжёлая реальность. Сейчас футбол находится в изоляции от международных турниров, а желающих вложиться в самый популярный вид спорта страны – единицы.
«Знамя» из Ногинска в последние годы приковывает к себе внимание даже из Второй лиги. За команду выступали Роман Павлюченко, Александр Самедов, Ренат Янбаев и другие известные игроки. Пару лет назад клуб даже попал в элитный раунд Кубка России, где играл с «Ахматом» из Премьер-лиги. Финансовую поддержку команде оказывает местный бизнесмен Алексей Орлов.
В интервью Metaratings.ru он подробно рассказал о жизни и экономике клуба из Подмосковья, который после назначения Рената Янбаева спортивным директором делает ставку на молодых игроков, а не звёзд прошлого. Из интервью Алексея Орлова вы узнаете:
- зачем вкладывается в российский футбол, который не приносит прибыли;
- почему не воспринимает Медиафутбол и женский футбол;
- для чего клуб приглашал возрастных звёзд и как «Знамя» связывалось с Юрием Жирковым;
- сколько готов потратить на приглашение Артёма Дзюбы;
- почему уверен, что в России не любят футбол;
- что произошло, когда зимой вся страна обсуждала матч-фантом его команды;
- что его останавливает от оформления Fan ID;
- почему ему не нравится, что российские футболисты стремятся играть в Европе.
«За этот сезон потратим 28 млн рублей. На звёзд уходило 10% от всего бюджета»
– Зачем вам история с футбольным клубом «Знамя»?
– Я люблю футбол, хочу, чтобы «Знамя» выступало минимум в Первой лиге. К клубу у меня с детства особые чувства. В 1974-м году вышла книжка «Московский футбол», и там мельком было сказано, что «Красное Знамя» из Ногинска вышло в полуфинал розыгрыша первого Кубка СССР по футболу. Там играли Григорий Федотов, братья Жарковы – известные ещё до войны футболисты.
– Вы тоже смогли заманить известных футболистов, чем и сделали «Знамя» знаменитым клубом в России. Сколько уходило денег на Павлюченко, Янбаева, который теперь у вас стал спортивным директором, и других звёздных игроков прошлого?
– Всего лишь 10% от всего бюджета. Сейчас в команде только молодые игроки.
– Какой бюджет у команды?
– В этом сезоне хотели уместиться в 25 млн, но по ходу сезона траты увеличилась. Примерно 28 млн потратим. Пришлось домашние матчи играть в Орехово-Зуево, а это лишние затраты и отсутствие болельщиков.
– Сколько удалось отбить?
– Наш лучший сезон – 2021/22. За выступления в Кубке мы заработали 2 млн 800 тысяч, билеты и атрибутика принесли ещё миллион.
– Откуда идёт ваш основной доход?
– Я занимаюсь инвестициями на фондовом рынке.
– Вы всё равно тратите из своих сбережений в год более 20 млн рублей. Сколько вы зарабатываете?
– На «Знамя» уходит около 70% всех заработанных за год денег.
«Я считаю, что люди в России не любят футбол»
– Тогда я ещё раз повторю вопрос: зачем вам это?
– Ну, вот так я люблю футбол в Ногинске. Меня в целом привлекают не самые звучные команды. С 15 лет я болею за «Данди Юнайтед». Дома висит флаг клуба, ездил в Шотландию на их матчи. Причём влюбился я в команду ещё в Советское время, когда всю информацию мы получали из газет. Мне хватило того, что они крупно выиграли у «Монако» и «Боруссии». Подумал, что прикольная команда, и начал за них болеть.
– Тёплые чувства к обоим клубам понятны, но как бизнесмен вы верите, что на «Знамени» можно зарабатывать деньги?
– Мы, кстати, недавно заработали первые деньги с продажи игрока. Владислав Грязнов ушёл в «Текстильщик», и мы получили за него 1 млн рублей. Зарабатывать нормально сейчас невозможно, но я верю, что гипотетически можно выручать деньги и выходить в ноль.
Когда играли с «Ахматом» на Кубок в позапрошлом сезоне (0:3), заработали 500 тысяч на одних билетах. За 10 минут до начала матча у нас закончились билеты в кассах, продали 1500 билетов. Но тогда была пандемия, и мы не могли продать больше ограниченного количества билетов. Возможно, получилось бы больше, если бы доступ на стадион был полностью открытым. Если бы получилось влюбить болельщиков в команду и на каждом матче зарабатывать по 500 тысяч, это уже помогло бы отбить четверть годового бюджета.
– История с «Ахматом» показала, что важны не звёзды, а результат?
– Я со всеми спорю, что, если футбол по-настоящему любят, на футбольную команду в городе люди должны ходить при любых обстоятельствах, а не только когда приезжают большие команды. В Ногинске живёт более 100 тысяч жителей. Хотя бы тысяча зрителей в таком городе должна приходить на стадион. Это если футбол любят.
– Почему зрители не ходят на футбол? Речь не только про вас, но и про большинство футбольных клубов страны.
– Я считаю, что люди в России не любят футбол. В пятой по силе лиге Англии играет валлийская команда «Рексем», и на каждый матч приходит 8-10 тысяч зрителей. При этом билет стоит 20 фунтов, а жителей в два раза меньше, чем в Ногинске. Мы играем в третьей лиге, на нас ходит в среднем 300 зрителей. При этом цена – совсем не 20 фунтов.
– Вы размещали информацию, что любой желающий может делать пожертвования клубу. Что из этого получилось?
– Да, это было пару лет назад, и речь шла про 385 рублей в месяц. В год получается 4600 рублей с человека. Если бы у нас было пять тысяч таких жертвователей, то бюджет бы вырос в два раза. В таком случае можно ставить другие задачи. Но на пике было шесть жертвователей. Мы им за это сделали бесплатный вход на стадион, выпустили лимитированные шарфы и латунные значки.
– Есть ли в этом ваша недоработка, или люди не хотят?
– В любых неудачах есть что-то, что ты сделал неправильно. Но и болельщики малоподвижны. Они слабо откликаются на все идеи с нашей стороны.
– Будет ли ещё подобная попытка?
– Конечно. Я в одну точку буду стучать и 100 раз, и 1000 раз.
– Вы это делали на фоне заявлений Леонида Федуна, который хотел отдать клуб болельщикам. Такая идея реальна в российском футболе?
– Для «Спартака» надо слишком много болельщиков, чтобы такого достигнуть. А если говорить о городе в 100-150 тысяч жителей и с командой Второй лиги, нужно всего 4-5 тысяч активных болельщиков. То есть 2-5% от населения города. А «Спартаку» надо примерно миллион болельщиков, готовых жертвовать по тысяче рублей каждый месяц при их текущем бюджете.
Если люди загорятся этой идеей, то такое можно воплотить в жизнь. Но я не знаю, что надо сделать, чтобы зажечь их.
«Многие оформят Fan ID, если всё ограничится отправкой смс-сообщения. Болею за «Динамо», но сейчас не вернусь на стадион»
– Очень странная история произошла зимой: «Знамя» и пензенский «Зенит» сыграли «матч-призрак», которого не было. А что было?
– Я нахожусь на отдыхе и вдруг получаю сообщение от нашего исполнительного директора Евгения Лукьянова: «У нас хотят купить сразу 10 футболок». У нас одна футболка стоит 2800, но они хотели со скидкой купить всё сразу за 25 тысяч. Мы думаем сменить со следующего сезона название на историческое «Красное Знамя», поэтому решили, что спроса на эти футболки в будущем не будет. Решили продать за 25 тысяч.
Через пару дней мне звонят и говорят, что мы якобы играем с Пензой. При этом команда находится в Ногинске. Встал вопрос, что делать. Я сразу сказал, чтобы мы максимально быстро написали обращение в РФС. Получается, кто-то от нашего имени проводил матч, чтобы заработать на ставках. Но я сам до конца не знаю, был ли на самом деле этот матч-фантом.
После этого нас с Лукьяновым ещё вызывали в РФС, мы там объяснили всю ситуацию. В РФС нам сказали, что всё расследуют, даже если это будет проходить медленно. Позже РФС вызывал нашего бывшего спортивного директора и экс-тренера. Два этих сотрудника сразу написали заявление об уходе по собственному желанию.
– До полиции это дело не доходило?
– Нам известно только то, что делом занимается РФС.
– Для вас это не стало звоночком, что не всё в нашем футболе чисто? Снова повторю вопрос: зачем вам всё это?
– Мы несём ответственность за себя, про других ничего не знаем. Но, немного изучив «тему», могу сказать: если клуб в межсезонье размещает на своей странице в соцсетях информацию о товарищеском матче в другом городе, а в нём принимают участие только футболисты, находящиеся на просмотре, это на 95% договорняк для зарабатывания денег.
Я знаю, что мы не работаем с судьями. Как пришёл в клуб, сразу сказал: если будет что-то такое происходить за моей спиной, я собираю вещи и ухожу. У меня нет доказательств, но 99%, что кто-то из клуба знал о махинации.
– Прошлую осень вы играли в Орехо-Зуево, где играет «Знамя Труда». Часто клубы путают?
– Всегда. Про нас пишут нечасто в спортивных СМИ, но в комментариях к новостям люди часто что-то пишут, даже не понимая, о каком клубе идет речь. «Знамя Труда» из Орехово-Зуево и «Знамя» из Ногинска – две разные команды, с разными названиями из разных городов!
– Обидно, когда путают?
– Мне обидно не за себя, а за людей, которые не разбираются в довольно простых фактах. Это к слову о том, что люди не сильно интересуются футболом в нашей стране, а погруженных в него ещё меньше.
– Что вас раздражает в российском футболе?
– Как только появляется потенциальный футболист, все сразу говорят, что ему надо ехать в Европу. Как мы хотим делать сильный чемпионат, если сами всё время отправляем хотя бы на словах лучших в Европу? Вместо этого мы рады, когда кто-то уезжает в «Монако». Так наша лига сильной никогда не будет.
– Многих удерживает от похода на стадион в Премьер-лиге карта болельщика. Как вы относитесь к Fan ID?
– Сейчас проблема в самой системе. Многие оформят Fan ID, если всё ограничится отправкой одного смс-сообщения, а не целой историей с походом в МФЦ. Если я зарегистрирован на Госуслугах, зачем мне куда-то ходить? Там автоматом в меню должна появиться строчка – ваш Fan ID. Я болею за «Динамо», до пандемии ходил в VIP-ложу «Динамо». Сейчас, думаю, не вернусь на стадион, потому что слишком много телодвижений нужно делать для посещения матчей.
«Медиафутбол и женский футбол я не воспринимаю. Мне хочется заниматься футболом, а не представлениями»
– Как вам кейс Медиалиги, где сейчас много денег от тех же букмекеров?
– Я верю только цифрам, а их я не видел. Мы, кстати, в каком-то роде работали как медиаклуб, когда приглашали звёзд, но никто из спонсоров нами не заинтересовался. Хотя мы тоже тогда играли в любительском футболе.
– В Медиалиге ваш доход, возможно, не был бы выше, но расходы точно были бы ниже. Зачем вам был нужен именно профессиональный футбол?
– Скажу, наверное, спорную вещь, но медиафутбол и женский футбол я не воспринимаю. Я не сравниваю одно с другим, но для меня это всё из категории шоу, а женский футбол – издевательство над девушками. Есть же фигурное катание, художественная гимнастика, шахматы, наконец.
Мне хочется заниматься футболом, а не представлениями. При этом Ренат Янбаев всегда положительно высказывается о работе Ольги Смородской во главе «Локомотива», так что к женщинам в руководстве футбола я отношусь положительно, если они приносят результат.
– При этом вы делали элемент шоу, когда приглашали звёзд, но сейчас отказались от этого.
– Да, причём я был не против продолжать идти по этому пути, но наш новый спортивный директор Ренат Янбаев убедил, что сейчас нужно доверять молодым футболистам.
– Есть человек, которого вы бы больше всего хотели пригласить к себе?
– Сейчас есть только один такой футболист – Артём Дзюба. Но я не уверен, что он захочет ездить в Ногинск.
– Готовы 50% своего бюджета отдавать только ему?
– Думаю, там всё равно порядок сумм другой. Но, если на каждый матч Дзюбы к нам будут приходить на стадион по 2 тысячи зрителей, то можно всерьёз обсудить такую историю.
– Жиркова рассматривали?
– Да, мы приглашали его. Янбаев прошлым летом спрашивал у него. Он сказал, что подумает, но так и не ответил. Значит, не захотел.
– В целом таких энтузиастов, готовых расставаться с деньгами ради футбола, сейчас много в России?
– По-моему, их сейчас много на Кипре.
– Но есть и в России: Галицкий и «Краснодар», Морозов и «Акрон», Шиленков и «Велес».
– Да, здорово, что есть частные клубы, но их очень мало. Наш футбол предприниматели не любят, массово футбольные клубы на своей родине не создают. А может, как говорили в фильме «Брат-2»: «Родина там, где пятая точка в тепле». Отсюда всякие «Челси-шмелси» и прочие «Арсеналы». Хотя итог этих потугов известен. С Кипра пока не гонят – и то хорошо.
Болельщик должен массовее и активнее, на мой взгляд, ходить на игры любимого клуба, покупать атрибутику. А мы у себя в 100-тысячном Ногинске не можем найти 4000 любителей футбола, готовых тратить по 500 рублей в месяц на любимый клуб. Тогда команда не будет зависеть от одного человека, можно прогнозировать дальнейшее развитие. Билет на игру у нас по цене двух пачек сигарет. Ты можешь от них отказаться, сходить на футбол – и будешь здоровее.