20 октября 2009 года точно надолго отпечаталось в памяти всех российских болельщиков – чуть больше 15 лет назад «Рубин» на выезде обыграл «Барселону» со счетом 2:1. Главный герой того эпохального матча – полузащитник Александр Рязанцев. Тогда он забил в ворота каталонцев на второй минуте игры.
После той самой встречи карьера Рязанцева не раз делала кульбиты. После «Рубина» был «Зенит», вызов в сборную, возвращение в РПЛ с «Торпедо» и много чего ещё. Мы поговорили с Александром Александровичем о его прошлом, настоящем и будущем.
В интервью Metaratings.ru Рязанцев рассказал:
- о том самом голе «Барселоне» на второй минуте;
- о возможном открытии пирожковой;
- о планах на будущее;
- об отношениях с Спаллетти;
- о работе с Семаком.
«Не помню, чтобы Бердыев связывал кого-то веревками»
– 16 октября 2004 года вы дебютировали во взрослом футболе. 20 лет пронеслись как один миг?
– Все так. Пока вы мне не сказали, я даже не обратил на это внимание. Конечно, дата не маленькая.
– Сейчас в деталях сможете воспроизвести ту игру в составе «Москвы» против «Локомотива»?
– Да, я все помню. А после матча с «Локомотивом» я вышел на замену с «Крыльями Советов». Было очень волнительно и интересно. Жаль, что «Локомотиву» проиграли. Дебют, первый гол и первая игра в новом турнире – это всегда запоминающиеся моменты.
– Знаете, что 16 октября 2004 года во взрослом футболе также дебютировал Лионель Месси?
– Ничего себе. Нет, не знал.
– Сейчас не стали сравнивать себя с ним?
– Я вас умоляю, какие сравнения (смеётся). У людей часто совпадают даты в жизни. Я на такое не обращаю внимания.
– Вашим первым клубом, в котором вы закрепились, был казанский «Рубин». Один из игроков казанцев спустя время рассказывал, что Бердыев связывал защитников веревками.
– Честно говоря, я такого не помню. Но у нас было много тактических тренировок. Был очень смешной момент на сборах, когда мы приехали на тренировочное поле, а на нем уже стояло много фишек. Тогда один из иностранцев сказал: «О, сюрприз». Он сделал это с акцентом, было очень смешно. Не помню, чтоб Бердыев связывал кого-то веревками.
– Вы работали с разными тренерами, многие из которых часто штрафовали своих футболистов. При ком был самый большой штраф в карьере?
– Штрафы были во всех клубах, в которых я играл. Если нас штрафовали, мы делали из этого общую копилку и пускали эти дети на общие нужды. Так что я вообще не помню, чтоб эти деньги уходили обратно в клуб.
– Недавно был юбилей победы «Рубина» над «Барселоной», в котором вы принимали участие. Спустя 15 лет после того гола хочется спросить. Вы сами удивились, когда мяч оказался в воротах?
– Я ведь за всю карьеру забил не так много голов, для меня это вообще не было обыденной ситуацией. Так что для меня любой гол был приятным. Но не могу сказать, что я забил «Барселоне» совсем уж неожиданно. Все равно свои пять голов за сезон я забивал. Хорошо, что я принял участие в таком знаменательном матче.
«Гол «Барселоне» забил и про пирожки сказал, значит не зря в футбол играл»
– После окончания карьеры футболиста вы пробовали себя в роли спортивного координатора «Торпедо». А чем вы занимаетесь сегодня?
– Пока прохожу обучение в академии РФС, в ноябре будет последний модуль. А портфолио буду защищать в феврале. Так что вероятно, что в феврале я уже получу лицензию.
– Вы делаете это с прицелом на то, что эта лицензия вам действительно пригодится или просто для общего развития?
– Надеюсь, что появится возможность применить все знания на практике.
– Мечта – вернуться в «Торпедо»?
– Нет, такой мечты нет. И вообще нет предпочтения по клубам. У нас и так много специалистов высокого уровня, так что работать там, где мне сейчас хочется, будет сложно. Буду выбирать из имеющихся предложений.
– Сейчас многие экс-футболисты идут работать на телевидение или становятся блогерами. Такая линия развития вам не близка?
– Блогерство точно нет. По крайней мере, сейчас я этого не рассматриваю.
– Что можете сказать об уровне наших телеэкспертов?
– Я смотрю только футбол, передачи о футболе не смотрю. У меня просто нет времени на эти программы. Мне хватает живого общения с тренерами и с футболистами, я обсуждаю спорт с коллегами. Так что вступать в обсуждения с телевизорами как-то не очень.
– За какими командами и турнирами вы сейчас следите?
– Слежу за РПЛ, Лигой чемпионов и МЕЛБЕТ Первой Лигой. Если есть время, смотрю Лигу Наций. А конкретных команд, за которыми я смотрю, нет. Просто слежу за футболом в целом.
– Не могу не спросить про пирожковую.
– Гол «Барселоне» забил и про пирожки сказал, значит не зря в футбол играл. У меня были разные победы, но запомнили меня по цитате про пирожки. Наверное, это отображает наше время.
– Но вы сами четыре года назад сказали, что открытие пирожковой – хорошая идея.
– Я не зарекаюсь, все возможно. Но я понимаю, что если что-то открывать, то надо уходить в это дело целиком. Пока я к такому не готов.
«Понимал, что в «Зените» я бьюсь в стену»
– Вы пробовали себя в «Зените», но в какой-то момент ушли из него, сказав, что просто сидеть на лавке и получать зарплату не готовы. Почему вам ближе играть в клубе, который не берет трофеи, или быть запасным в клубе, который всегда находится в лидерах?
– Я всегда хотел проявлять себя на поле. Я понимал, что в «Зените» я бьюсь в стену, пытался ее обойти.
– Семак пытался сохранить вас в клубе?
– Когда Семак пришел в «Зенит», у меня уже закончился контракт. Так что мы с ним не общались. Я с ним успел поработать как с помощником тренера.
– Но в «Рубине» вы пересекались с Семаком как с футболистом. Тогда в нем были задатки тренера?
– Семак – уникальный человек и футболист. Дай Бог, чтоб у него все продолжало получаться, я очень за него рад. И я рад, что я сумел с ним поиграть и немного потренироваться под его руководством. Семак – легендарная личность для нашего футбола.
– Многие говорят, что с таким составом любой тренер станет чемпионом шесть раз подряд.
– Но так говорят люди, которые не работали в таких клубах. Это неправильно. Луческу поставили – он не выиграл, Манчини поставили – тоже не выиграл. Работа Семака налицо. Мотивировать таких футболистов с такими зарплатами – это еще сложнее, чем мотивировать команду, которая борется за выживание в РПЛ. Да, уровень футболистов в «Зените» высокий. Но «Локомотиву», «Краснодару» и «Динамо» никто не мешает совершать трансферы уровня «Зенита».
– Вы ведь пересекались со Спаллетти в «Зените»?
– Спаллетти как раз пригласил меня в «Зенит», но спустя два месяца его уволили и назначили Виллаша-Боаша.
– Год назад экс-игрок «Зенита» Алексей Евсеев говорил, что Спаллетти мог как поцеловать в лоб, так и пнуть любого игрока команды. Вы сталкивались с такими проявлениями эмоций от итальянца?
– У меня таких историй не было. Спаллетти вел себя в режиме отца, но всегда соблюдал субординацию с футболистами и со всеми, кто работал на базе. Он очень культурный человек, штаб у него такой же. На меня вообще все тренеры «Зенита» произвели очень положительное впечатление по человеческим и профессиональным качествам. Лучано говорил со мной как отец с сыном. Ничего некрасивого с его стороны не было.
«Было ощущение, что после удара Халка может сломаться перекладина»
– В «Зените» вы также пересекались с Халком и Витцелем. Какое впечатление у вас сложилось о них после знакомства?
– Халк на тренировках постоянно бил со всей силы. Иногда было ощущение, что может сломаться перекладина. Не знаю, видел ли я еще такие же сильные удары. Он физически хорошо развит, что тут сказать.
– У Витцеля на тренировке было невозможно отобрать мяч?
– Да, у него было очень тяжело отобрать мяч. Он очень хорошо работал корпусом, плюс у него длинные ноги. И он руками отодвигал людей так, что к нему нельзя было подобраться.
– Ваш агент говорил, что переход в «Зенит» – промежуточный этап перед отъездом в Европу. Был ли к вам интерес из европейских топ-лиг?
– Не было. Получилось так, что я не закрепился в «Зените» и в сборной. А тогда в Европу было невозможно уехать, если ты не был игроком национальной команды – на еврокубки на тот момент не смотрели. План был такой: через «Зенит» попасть в сборную, а потом уехать. Но не получилось.
– Есть сожаление от того, что так и не получилось попробоваться в Европе?
– Конечно, есть, но сейчас об этом нет смысла говорить.
«Капелло был очень требовательным, но про Бердыева я могу сказать то же самое»
– За сборную вы провели пять матчей. Грустно, что так и не смогли стать основным?
– Хорошо, что я вообще сыграл. Провести даже один матч за сборную – дорогого стоит.
– Капелло вызывал вас на игры отбора на ЧМ, Слуцкий – на отбор к Евро. Была мечта сыграть именно на крупном международном форуме?
– Хотелось сыграть. Но сейчас нечего обсуждать. Нет таких футболистов, которые не хотят играть на таких турнирах.
– Капелло – самый жесткий тренер, с которым вы сталкивались?
– Бердыева тоже можно поставить в этот ряд. При Бердыеве дисциплина была жёсткой.
– Кто-то рассказывал, что при Капелло нельзя было сесть на мяч на тренировке – сразу выгоняли.
– На мяч я не пробовал садиться. Вообще на мяч сесть во время тренировки – странная идея. Да, Капелло был очень требовательным, но про Бердыева я могу сказать то же самое.