«Мы хотим делать классные домашние игры и выделяться в РПЛ»: рассказываем, как живет «Акрон»

2 октября «Акрон» в матче FONBET Кубка России сыграет в Санкт-Петербурге против «Зенита». И это встреча – не только возможность для вендетты у Артёма Дзюбы, но еще и очередной раунд противостояния «Давида и Голиафа». «Зенит» оперирует бюджетом в 17 млрд рублей, а это, возможно, в 10 раз больше, чем у команды из Тольятти. Metaratings.ru перед началом матча рассказывает, как вообще живет скромный частный клуб из Самарской области.

Коммерческий директор «Акрона» Сергей Рубан
Коммерческий директор «Акрона» Сергей Рубан

Вся история «Акрона» – это целиком заслуга его владельца, Павла Морозова. Появление команды связано с успехами бизнес-империи предпринимателя. Практически всю свою карьеру Морозов построил на переработке и утилизации лома и других объектов. Павел накопил свой первый капитал еще до появления «Акрон-Холдинга», собирая сырье на рынке в Тольятти. В 2000-м компания открыла свой первый объект – ломозаготовительное предприятие.

Резкий успех в бизнесе случился на рубеже «нулевых» и «десятых», когда в России запустилась госпрограмма по утилизации автомобилей. Таким образом правительство хотело поддержать автомобильную промышленность, стимулируя россиян покупать новые машины.

На этом и сыграл Морозов. Его компания получала старые авто, а автовладельцы – скидку на новую продукцию «Автоваза». Госпрограмма вышла успешной – в первые девять месяцев (с января по сентябрь 2010-го) в России было продано 1,32 млн автомобилей. Это на 18% больше, чем годом ранее.

Уже к 2014 году «Акрон-Холдинг» стал крупнейшим утилизатором автомобильного транспорта. Параллельно с этим компания начала по всей стране открывать ломоперерабатывающие предприятия и пункты сбора сырья. Благодаря такому фундаменту, холдинг и начал возводить свою «бизнес-империю».

Фото: «Акрон Холдинг»
Фото: «Акрон Холдинг»

Так, в 2017-м в Тольятти началось строительство первого собственного металлургического предприятия – завода «Рускат». А в следующие семь лет в состав холдинга вошли десятки компаний и объектов по всей стране. И к 2023-му в холдинге работало 16 тысяч сотрудников.

Вот только про его успешность вряд ли бы узнал обыватель. Да, в Самарской области предприятие кормит тысячи семей, а логотип компании можно увидеть даже на окраинах Казани – в точках сбора вторсырья. Настоящий медийный фурор случился после появления футбольного клуба.

«Когда я переехал в Тольятти для того, чтобы работать в «Акроне», у меня сложилось впечатление, что собственник клуба в городе гораздо популярнее, чем футбольный клуб. Каждый год этот бренд развивался, а в ФНЛ за несколько лет случился серьёзный прирост аудитории. В нашей команде происходило много интересных событий, которые активно освещались в СМИ. С выходом в РПЛ популярность «Акрона», как бренда, сильно возросла. Мы точно стали интересны тем людям, которые раньше никогда не слышали о существовании такого клуба. Это резонанс для такой молодой команды, как мы. Выйти в РПЛ за 6 лет существования – это очень хороший результат», – сказал в интервью Metaratings.ru коммерческий директор клуба Сергей Рубан.

«Акрон» – это полностью частный клуб, в котором нет ни капли бюджетных денег. Однако такие проекты были в РПЛ и ранее, например, «Тосно». Клуб из Ленинградской области также был частным, вот только владельцы отказались от него. И после победы в Кубке России-2017/18 команду расформировали.

«Акрону» это точно не грозит. Морозов публично заявил, что хочет построить в Самарской области «футбольную пирамиду», он мечтает об 11 воспитанниках в старте. Причем, может быть, даже и с уроженцами Самарской области. Поэтому холдинг параллельно еще спонсирует «Акрон-Академию Коноплева». И 21 сентября в Самару приехал «Краснодар» Сергея Галицкого, который построил эту систему в прошлом десятилетии. Именно с него и хочет брать пример владелец «Акрона».

«Сравнение с Галицким льстит. Это человек, на которого хочется равняться. Команда боролась за чемпионство, академия создает сотню воспитанников. Но лично с Галицким я незнаком», – заявил Павел Морозов.

Павел Морозов / Фото: ФК «Акрон»
Павел Морозов / Фото: ФК «Акрон»

На появление футбольного «Акрона» повлияло множество факторов. Например, Морозов, который всю жизнь любит футбол, хотел приобрести команду в Европе. Шли переговоры о покупке латвийских «Сконто» или «Спартака» из Юрмалы, но из-за финансовых условий до заключения сделки не дошло.

В 2018-м в Тольятти родился «Акрон». Клуб заявился в КФК и состоял из местных игроков, занял третье место в зоне «Поволжье» и получил квоту во Вторую лигу из-за расформирования чувашской команды «Химик-Август». Бюджет у «Акрона» был совсем небольшой – около 40 млн рублей. Но этого оказалось достаточно, чтобы выиграть зону «Урал-Приволжье» и сходу попасть в Первую лигу.

Все, что было дальше, – уже современная классика российского футбола. На третий сезон в Первой лиге «Акрон» удивил всю страну, добравшись до решающих стадий FONBET Кубка России. И выбив по ходу плей-офф «Торпедо», «Локомотив», «Спартак» и «Динамо».

А на следующий год «Акрон» стал третьим в Первой лиге, выбил в стыках «Урал» – и дебютировал в РПЛ. В этой точке истории клуба мы и находимся сейчас. «Акрон» вышел в Премьер-лигу, уже смог одержать первую победу и подписал Артёма Дзюбу. Но вместе с тем выход в элиту – это огромная нагрузка для частной команды, у которой еще нет достаточного фундамента для заработка.

Больше бонусов

Перед первым домашним матчем в РПЛ-2024/25 против московского «Динамо», генеральный директор «Акрона» Алексей Власов сообщил, что бюджет клуба будет одним из самых небольших в лиге. Он не сказал, сколько именно, но еще в апреле 2023 функционер говорил, что команда сможет найти 1,5 млрд рублей, если нужно.

«Уверенно можно заявить, что наш бюджет входит в топ-3 РПЛ с конца. Он больше 1 миллиарда рублей. Для нас, как частного клуба, важно привлекать внешние финансы, а не государственные», – сказал Власов на пресс-конференции клуба и букмекерской компании FONBET.

Окупить даже 1 млрд рублей в России – задача крайне непростая. В Европе клубам приходят доходы сразу с нескольких направлений:

  • продажа билетов, еды и продукции;
  • спонсорские соглашения;
  • трансферы футболистов;
  • призовые от лиги (в основном это деньги от ТВ-компаний);
  • заработки в еврокубках.

По словам Рубана, после выхода в РПЛ клубу поступило несколько спонсорских предложений. «Акрон» активно работает с партнёрами. В клубе есть сотрудники, которые занимаются привлечением спонсоров, но также компании приходят самостоятельно, что редкость для небольших команд.

Фото: ФК «Акрон»
Фото: ФК «Акрон»

Проблема в том, что на данный момент вряд ли какая-то провинциальная команда из России способна крупно зарабатывать на чем-то, кроме рекламы. «Акрон» играет на стадионе в Самаре. Клуб хочет показать посещаемость на уровне «Крыльев Советов», вот только основная фан-база «Акрона» находится в Тольятти.

Продажа футболистов за хорошие деньги кормит десятки клубов по всей Европе. «Акрон» находится в процессе выстраивания собственной вертикали. В Тольятти и области работают секции – футбольная школа «Акрон», готовит лучших из подрастающего поколения «Акрон-Академия Коноплёва», во Второй Лиге Б играет «Акрон-2», состоящий преимущественно из футболистов, прошедших академию. На вершине пирамиды – главная команда. И все же, этого будет недостаточно для самоокупаемости.

«С учётом того, что «Акрон» является частным клубом, мы тщательно считаем бюджеты и живём по определённой бизнес-модели», – отметил Рубан.

По его словам, чтобы добраться до самоокупаемости в 50%, нужна совместная работа всех участников процесса: как клуба, так и лиги. Рубан считает, что клубы должны работать над развитием своего бренда, популяризировать футбол, а также лига должна стимулировать внимание к своему продукту. Таким образом, увеличится общая аудитория любителей футбола, а также будет дополнительный стимул для роста стоимости спонсорских контактов.

«Каждый должен стараться развиваться самостоятельно и этим самым, наверное, поможет всем остальным. Мы, как частный клуб, хотим делать максимально классные домашние игры и выделяться в лиге. Есть цель возвысить работу на максимально крутой уровень. Тем самым, мы будем привлекать больше людей и увеличим спонсорские контракты», – сказал Рубан.

Фото: ФК «Акрон»
Фото: ФК «Акрон»

Потенциально, клуб может заработать и миллиард рублей самостоятельно без спонсоров – но для этого нужно выиграть РПЛ и FONBET Кубок России. В прошлом сезоне таким образом заработал деньги «Зенит». С нынешнего сезона объем призовых увеличится, так как по контракту на более чем миллиард рублей повысятся выплаты лиге от «Матч ТВ».

Плюс РПЛ ввела «призовой фонд» в размере 555 млн рублей. 16 клубов будут ранжированы по самым разным показателям – от посещаемости до медийной активности. И даже одна позиция может стоить десятки миллионов. Так что сейчас всем командам стоит вкладываться в продвижение своего бренда.

«Акрон» – не исключение. В нынешнем сезоне тольяттинцы выступают в одной из самых красивых форм лиги, а также являются частью так называемого Кубка Волги. Однозначно увеличит медийность клуба появление Артёма Дзюбы. Главное, чтобы следом подросла и спортивная составляющая.

Артем Дзюба / Фото: ФК «Акрон»
Артем Дзюба / Фото: ФК «Акрон»

Плюс «Акрон» из-за своей структуры и модели может выстраивать различные бизнес-процессы без дополнительного согласования от руководства региона. Например, команда снимает собственную документальный сериал, который выходит раз в несколько недель. Эта модель помогает конкурировать за внимание зрителя, а в будущем, потенциально, и его кошелек.

«У нас есть преимущество – мы частный клуб. Хоть нам всего шесть лет, но мы гораздо мобильнее. Мы меньше зажаты в рамках, которые могут быть в других командах», – сказал Metaratings.ru руководитель отдела маркетинга команды Евгений Попов.

Так что если вы не застали превращение «Краснодара» Сергея Галицкого в топ-клуб, то можете в прямом эфире следить за этим в Тольятти. Для российского футбола появление частных инвесторов – несомненное благо. Особенно таких инвесторов, как Павел Морозов, которые любят свои проекты.

«Частный футбол, частный спорт в России никому не нужен. Он, если можно так сказать, служит доказательством неэффективности нечастных клубов. Частный футбол показывает, что с меньшим бюджетом можно решать более амбициозные задачи», – говорил Морозов еще в 2019-м. Но пока все хорошо – треть чемпионата позади, а тольяттинцы идут на 9-м месте. В FONBET Кубке России клуб и вовсе уже обеспечил себе место в плей-офф.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте