Агент Джамал Акаев давно помогает российским игрокам уехать в Европу. В прошлом году благодаря ему в Шотландию отправился воспитанник «Спартака» Иван Коновалов, который теперь выступает за клуб высшей лиги «Ливингстон».
В интервью Metaratings.ru Акаев рассказал, какие страны теперь готовы пригласить российских футболистов, откуда иностранцы могут приезжать в Российскую Премьер-лигу и почему у Артёма Дзюбы не задалась карьера в Турции.
«Из чемпионата Франции у меня недавно интересовались Черниковым и Карпукасом»
– Вы недавно посещали Болгарию и Венгрию. Кто-то оттуда мог бы проявить себя в нашем чемпионате?
– И Венгрия, и Болгария на сегодняшний день – это крепкие, средние европейские лиги. Там много интересных ребят, которые, как я думаю, могли бы интересно смотреться в РПЛ. Поедут или нет – это более сложный вопрос. Легионеров из Южной Америки, Африки, которые играют в этих чемпионатах, очевидно, гораздо легче убедить переехать в Россию, чем футболистов, имеющих паспорта европейских стран.
– В нынешних условиях российские футболисты могут перейти в европейские клубы не из ведущих чемпионатов? Есть ли интерес к нашим футболистам из европейских чемпионатов?
– Не сомневаюсь, что могут. В том числе и в ведущие. Вот недавно Коля Прудников перешел в венгерский «Мезёкёвешд». Из чемпионата Франции недавно у меня интересовались Черниковым и Карпукасом.
Но ведущие направления для россиян в силу известных причин сейчас – это Израиль, Кипр, Сербия и Турция.
– Вы внимательно следите за португальским футболом, общаетесь с различными футбольными деятелями из этой страны. Как вы оцените трансфер Томаша Тавареша из «Бенфики» в «Спартак»?
– Определенно, он сможет усилить нынешний «Спартак». Португалия – один из самых интересных рынков. Действительно, я знаю многих людей из этого региона, в том числе главного скаута «Бенфики» Педро Феррейру. К сожалению, не могу сказать, что видел много матчей Тавареша, но слышал о его игре только положительные отзывы.
«Црвена Звезда» довольна Пруцевым. Удивился, что они приезжали смотреть на него в Нижнекамск»
– Была информация, что Владимир Писарский мог оказаться в «Црвене Звезде». При этом в молодёжном составе «Црвены» играет российский футболист Егор Пруцев. У клуба теперь вектор на российское направление?
– Насчет Сычевого (с этого года форвард «Крыльев Советов» сменил фамилию и стал Писарским, – Прим. Metaratings.ru) у меня информации нет. Я хорошо общаюсь с людьми из «Црвены Звезды», но про него я не спрашивал.
Пруцевым там довольны. Планируют постепенно подпускать к основе. Был удивлен, когда узнал, что они несколько раз приезжали в Нижнекамск, чтобы посмотреть игрока.
– Стоит ли сейчас российским футболистам предметно рассматривать сербский чемпионат для продолжения карьеры?
– Сербский чемпионат – специфический. Есть две команды с серьезными возможностями – «Партизан» и «Црвена Звезда». Эти клубы определенно стоит рассматривать. У остальных команд частые проблемы с финансами. Могу это сказать уверенно, потому что за последние два года помогал трем игрокам трудоустроиться в Сербской Суперлиге.
– Поедут ли в наш чемпионат сейчас игроки из Сербии?
– На Балканах исторически хорошо развиты игровые виды спорта. Там много интересных и голодных до побед ребят, которые могли бы хорошо себя показать в России. Взять нашу ФНЛ. Сейчас лучший бомбардир турнира – Гедеон Гузина. В 29 лет малоизвестный босниец приезжает в Россию и сразу адаптируется к непростой лиге.
Умение ладить с окружающими, быть требовательными к себе и к партнерам, оставаться профессионалами – главные особенности ребят из этого региона. Также важно отметить, насколько грамотно сработали селекционеры и руководство «Балтики». Они отлично знали, кто им нужен, и проделали серьезную работу. Безусловно, многие балканцы поедут в Россию.
«У Коновалова есть варианты в Греции и в Израиле. К сожалению, в Шотландии он не играет столько, сколько бы нам хотелось»
– Ваш клиент Иван Коновалов выступает в Шотландии. Оказывается ли на него давление в связи со сложившейся ситуацией?
– Никакого давления в клубе или от болельщиков на Ивана нет. Были определенные бытовые проблемы, такие, как открытие банковского счёта. Но Ваня – парень серьезный, сообразительный, умеющий ставить правильные цели и идти к ним. Поэтому такого рода небольшие проблемы он преодолевает с достоинством.
– Он думает оставаться в Европе или будет готов рассмотреть предложения из России?
– К сожалению, он не получает столько игрового времени, сколько бы нам хотелось – в этом сезоне он сыграл 10 матчей во всех турнирах. Поэтому мы периодически общаемся с некоторыми клубами. Есть варианты в Греции, в Израиле, но пока есть расхождения в деталях между клубами.
«У Дзюбы эго размером с Эмпайр-стейт-билдинг. Не скажу, что у него были серьезные конкуренты в Турции»
– Какие ваши трансферы вам запомнились за последний год? Может, были какие-то интересные сделки, которые не удалось провести?
– О сорвавшихся переходах, наверное, большого смысла говорить нет. Всегда нужно, чтобы сошлось много факторов, а это, к сожалению, не всегда получается.
Меня всегда забавляют истории, когда бывший скаут или директор условного «Спартака» говорит: «Вот мы могли подписать Неймара, когда ему было 15, за два мешка картошки». Такое всегда смешно читать. Просто потому, что после перехода в РПЛ мировой футбол, скорее всего, просто потерял бы Неймара. Поэтому, думаю есть смысл говорить о трансферах только по факту.
Запомнившихся переходов было достаточно, но давайте остановимся на Коновалове. Это последний российский игрок, который на данный момент перешел в клуб из топ-10 лиг в Европе (после Коновалова в чемпионат Португалии вернулся Станислав Крицюк, но у бывшего вратаря сборной России до этого был многолетний опыт игры в Португалии, – прим. Metaratings.ru).
Процедура получения разрешения на работу в Британии – сложная штука. И по мере того, как это все происходило, в течение 2 месяцев пришлось решать много небольших и интересных вопросов.
– Почему, на ваш взгляд, Артём Дзюба оказался не востребован в Европе? В чем главная причина его неудачного выступления в Турции?
– Дзюба – специфический игрок и, как я понимаю, человек. У этого парня эго размером с Эмпайр-стейт-билдинг (первое в истории здание высотой свыше 100 этажей, – прим. Metaratings.ru). Подозреваю, что во многих спортивных и жизненных ситуациях это ему помогало, но где-то, возможно, и мешало.
Почему оказался не востребован, наверное, лучше спросить у него самого. По нему в разное время у меня интересовались многие серьезные клубы Европы.
Нельзя сказать, что у него были серьезные конкуренты в Турции. Команда играет в два форварда, а в последних матчах на этой позиции выходят полузащитники. Скорее всего, Дзюба просто не соответствовал завышенным ожиданиям и своей высокой зарплате. А в Турции такие вопросы обычно решаются специфически. Игрока, от которого хотят избавиться, обычно сажают на лавку, могут где-то хитрить, задерживать зарплату. В общем, доводят до такого состояния, что игрок сам проявляет инициативу и хочет расторгнуть контракт.
Очевидно, для клуба выгоднее, когда игрок сам просит расторгнуть контракт. Можно договориться на лучших для клуба условиях. Не знаю, было ли с Дзюбой именно так, но много посторонних факторов, которые выводят на такой ответ. Дзюбе могу пожелать только удачи и поскорее найти интересный вариант с продолжением карьеры.