В предстоящий уик-энд отборочными стартами сборной России в Ханты-Мансийске и Тюмени, а также международными соревнованиями в Швеции и Норвегии стартует биатлонный сезон. Двукратный чемпион мира Дмитрий Ярошенко в интервью Metaratings.ru рассказал об ожиданиях от предстоящего сезона, отборе в состав сборной России, сравнении биатлонистов с лыжниками, необходимости больше свободы предоставить тренерам и смелее вводить в состав молодёжь.
«Лыжники были в недоумении, когда их обыграли биатлонисты»
– Уже через неделю по итогам контрольных гонок в Тюмени и Ханты-Мансийске определится состав сборной на декабрьские этапы. Стоит ли отбору в команду уделять повышенное внимание и согласны ли вы с его принципами?
– Специального ажиотажа быть не должно. Это внутренняя кухня сборной, где тренеры уже понимают, кто будет выступать на Кубке мира. Это мы с вами не знаем результатов, за исключением контрольной гонки с лыжниками в Алдане, результатами которой я был приятно удивлён. Наши биатлонисты здорово выступили. Лыжники были в лёгком недоумении, почему биатлонисты обыграли почти весь их состав.
Но мы не знаем, кто как тренировался и подводился, однако вряд ли биатлонисты к этой тренировке специально готовились. Мне удивительно было читать комментарии после летнего чемпионата о том, что спортсмены не подводились к этому старту, были в акклиматизационной яме или на фоне загрузки. Лучшие спортсмены в сборной России не должны близко никого подпускать к шестёрке лучших, а не делать такие отговорки. Это лишь говорит о том, что у некоторых спортсменов есть проблемы. Если в прошлом году я в кого-то сильно верил, то теперь понимаю, что пришло время обратить внимание на других, которые, к счастью, есть в команде.
– В ваше время отбор в команду сильно отличался?
– Когда я попал на Кубок мира, тоже заскочил в последний вагон уходящего поезда. У нас разыгрывалось всего две путёвки, которые завоевали мы с Андреем Маковеевым. Контрольную бежали все, вся команда готовилась по одному плану, но по результатам мы с Андреем оказались самыми быстрыми. Я не сильно рассчитывал после этого на большой успех на Кубке мира, но завоевал там серебряную медаль в спринте и обалдел.
Однако предпосылки для этого были в лучшей скорости на контрольной тренировке, к которой я специально не готовился. У нас каждый год утверждают отбор, а потом все его критикуют. Я не анализирую эти критерии, потому что у меня другая работа, но смотрю со стороны. В Шушене тоже пройдут контрольные старты с участием иностранных спортсменов, которые будут лакмусом перед стартом сезона и покажут, кто как будет смотреться в Эстерсунде.
– Что ждёте от мужской команды?
– В целом я смотрю в сезон с оптимизмом. Очень надеюсь, что молодые парни оботрутся, обшлифуются и покажут перспективы. Пусть команда состоит из двух групп, но мне она нравится.
– Вас не смущает, что на Кубке мира будут оба старших тренера Юрий Каминский и Сергей Башкиров? Многое будет зависеть от их взаимодействия, взаимопонимания и отсутствия конфликтов.
– Не хотелось, чтобы такая ситуация возникала. Лучше когда нет вопросов по третьему-четвёртому номеру в эстафете, а они есть только по пятому-шестому номеру в команде, а на эти места претендуют человека четыре. У Башкирова есть опыт самостоятельного руководства и работы в команде с Александром Касперовичем, поэтому нельзя говорить, что он менее авторитетный. Он младше по возрасту, но имеет больше биатлонного опыта, хотя в вопросах лыжной подготовки у Каминского больше козырей.
«Зачем затаскивать спортсменов на Кубок мира? Выступят в плохой форме, получат кучу хейта»
– Из молодежи как раз выделяется Серохвостов, но есть опасения, что он поедет на Универсиаду вместо Кубка мира. Неужели он менее перспективен, чем тот же освобождённый от контрольных стартов Евгений Гараничев?
– Согласен. Я хорошо отношусь к спортивным заслугам Гараничева, но понимаю, что весь сезон он не сможет выдержать. Освобождение от контрольной тренировки даёт возможность задавать дополнительные вопросы в случае его неудачного выступления. Если в прошлом году он бежал контрольную тренировку, достойно на ней выступил и безо всяких вопросов попал в команду, то сейчас спортсмену создают особые условия. Это хорошо для него лично, а не для общего результата.
Что касается Универсиады, я ни разу не бегал эти соревнования. Никто их в жизни не вспомнит, а это олимпийский сезон. Максу Чудову в своё время сказали в Турине: «Ты молодой, у тебя всё впереди, зачем тебе бежать в этой эстафете?» Человеку обидно было. Нельзя жить прошлым или будущим, надо жить здесь и сейчас. Пусть, пока он в форме, пробует свои силы. Потом его увезут на Универсиаду, может, он что-то там выиграет, но это совсем другой уровень. Это даже не чемпионат России. Универсиадские медали абсолютно ничего не дают спортсмену. Звание мастера спорта международного класса можно завоевать и по-другому.
– Ещё есть вероятность, что Серохвостов попадёт на Кубок мира, и тогда от Универсиады его освободят.
– Универсиада будет проходить в Швейцарии, это недалеко от Кубка мира в Хохфильцене, поэтому можно будет сделать ротацию. Эти соревнования можно использовать как контрольные старты. Ротация в ходе сезона неизбежна, потому что не все спортсмены будут в хорошей форме. Раньше 30-е место в общем зачёте не было гарантией включения в команду без отбора. Даже от сезона к сезону разное самочувствие у спортсменов, но зачем всеми силами их затаскивать в последний вагон на Кубок мира? Ну выступит он там в последней группе, в плохой форме. Из-за давления загонит себя в психологическую яму, а дальше что?
Потом ему надо будет доказывать, что он должен быть в олимпийской команде, а в прессе начнут муссировать, что он сбитый лётчик. Но это всё можно было увидеть на контрольной тренировке и избежать для спортсмена нервотрёпки. Не тянешь там, значит, чуда за две недели не случится. Никто дорогу не закрывает спортсмену, но зачем ехать на Кубок мира, занимать 40-е места, получать кучу хейта и потом выгребаться из этого состояния? Спортивные результаты в конце концов всё расставят по местам.
– А почему наши биатлонисты не ездят на международные старты в Норвегию или Швецию? Может, стоило пораньше привыкнуть к скандинавскому снегу, а заодно и сравнить состояние команды на фоне соперников?
– Точно думаю, что выпустить предсезонный пар лучше на международных стартах, где всегда присутствует волнение и можно понять, насколько ты готов к первым этапам сезона. Если всё хорошо, ты будешь выходить на старт уже с уверенностью, понимая, на что можешь рассчитывать.
Что касается снега, в Ханты-Мансийске сейчас идеальная трасса, которая похожа на шведский снег. Немного свежего снега выпадает, но ратрак ходит каждый день и делает трассу быстрой. Несколько дней к вечеру вообще наблюдался гололёд. Трасса очень скоростная, но может не такая рыхлая, как обычно в Эстерсунде, где сухая и быстрая каша.
В Шушене мы тоже бегали перед сезоном и там снег другой, ближе к российскому. Если потом будут говорить, что привыкли к другому снегу, это будет из той же категории, что плохому спортсмену всегда сервис мешает. Снег тоже может внезапно поменяться: был искусственный, а потом выпал свежий и стал натуральный.
– В Хантах всё готово к контрольным стартам?
– Да, нас проинформировали о количестве участвующих спортсменов. Их очень много для отбора — больше 15 человек.
– Большинство из них будут претендовать только на попадание на Кубок IBU, так как они не были на централизованной подготовке.
– А если такой спортсмен привезёт второму секунд 30? Его личные тренеры будут говорить, что он на коне и его надо брать. Наверное, целесообразнее было бы выступить в Европе более узким кругом. Тренеры всё равно понимают, кто рассматривается на Кубок мира, а кто входит в резерв для Кубка IBU. Можно добавить максимум два-четыре человека по итогам летнего чемпионата. Есть спортсмены, которые быстро бегут, но не всегда справляются со стрельбой. При этом хуже, когда человек не бежит. На Кубке мира ему будет бороться невозможно даже с чистой стрельбой, а у функционально готового спортсмена есть хотя бы шансы. К тому же после соревнований в Шушене никто не будет говорить про акклиматизационные ямы.
«Забавно, когда тренеру навязывают чужое мнение, а потом выкидывают из сборной»
– На Олимпийских играх в Пекине у России, скорее всего, будут допущены всего по пять спортсменов в мужской и женской команде. Насколько это серьёзная проблема для тренеров, которых лишили пространства для манёвра?
– Конечно, это серьёзно. Не дай бог, кто-то заболеет, могут возникнуть серьёзные проблемы. Если кто-то провалит тест, то вся команда рассыплется. Много вопросов и к самому тестированию. Когда мы были на чемпионате мира-2007, Аликин пообещал Сергею Рожкову дать пробежать две дистанции, но желающих уступить ему своё место не было. Поэтому нужно, чтобы четвёрка была сбалансированная. А в вариант с человеком специально для эстафеты я не верю, потому что быть на Олимпийских играх и готовиться только к эстафете — очень смело. Я не знаю таких железобетонных эстафетчиков, которые могут ничего больше не бежать и отлично выступить в эстафете.
– Таким человеком Каминский может видеть Бабикова, который в прошлом сезоне ничего не показал в личных гонках, а в эстафетах был местами неплох.
– Антон великолепно стреляет, но сейчас этого недостаточно. Надо бежать быстро. Решение вести его только под эстафету вызовет у меня большой скепсис. Если три-четыре спортсмена будут стабильно выступать в ходе сезона, то зачем кого-то убирать за скобки ради человека, специально привезённого под эстафету? И кто хотел бы стать этим счастливчиком, который бы хотел не бежать лично и гарантированно бежать эстафету? И где его тогда обкатывать?
Мне это кажется странным. Команда там и так подбирается неплохая, четверых набрать можно. В резерве есть хорошие парни. В конце прошлого сезона ребята-биатлонисты обыграли всех лыжников, кроме Александра Большунова. Значит, умеют бегать.
– Что ждёте в предстоящем сезоне от женской сборной? Будут личные медали?
– По заголовкам новостей я понимаю, что там происходят какие-то склоки, видят везде несправедливость. Но есть тренер Михаил Шашилов, которому доверили и который берёт на себя ответственность, чего раньше не было.
Я всегда считал, что тренер должен не бояться принимать самостоятельные решения. Если вы не покажете результат, вас всё равно выгонят, так вы хоть попробуйте проявить свою волю и характер и отстоять своё решение. А когда навязывают чужое мнение, а потом выкидывают из сборной, мне это забавно. Я бы не хотел так работать. Надеюсь, всё у девчонок будет хорошо, но скажу честно, что в парней я больше верю.
– Но тренеры находятся в разных ситуациях. Каминский пришёл со стороны, у него нет своих воспитанников и особых пристрастий, а у Шашилова четыре человека с региональной команды и где-то он мыслит как региональный тренер.
– Но его же спортсменки объективно сильные? Бегают быстрее других?
– Две из четырёх точно.
– Быть в сборной – не значит оставаться там после 50-х мест на Кубке мира. Я видел странное решение по поводу Ульяны Кайшевой, которая хорошо выступала в конце прошлого сезона. Я не совсем понял, почему её хотели вывести за черту и отправить на Кубок IBU. Меня удивил этот момент, а все остальные комментарии вокруг команды смешны.
Я посмотрел, как пробежали чемпионат России, проанализировал чистый ход. Когда есть амбиции – это хорошо, но они должны чем-то подкрепляться. Я не вижу, чтобы кого-то с отличным ходом зажимали и никуда не брали. В своё время было большое количество спортсменок из Тюмени, но они были сильнейшие и доказывали это результатом, а не закулисной болтовнёй. Можно говорить всё, что угодно, но результат всё покажет. Я видел некоторые вещи в резервной команде в прошлом сезоне, которые меня поражали, как и решения тренеров, но по итогу сезона были сделаны оргвыводы, и сейчас другие люди работают в команде. Сейчас я проблем в женской сборной не вижу. Пускай тренируются, а Кубок мира всё покажет.
Бонус для ставок на спорт