В предстоящем сезоне Российской Премьер-лиги (РПЛ) впервые за пять лет сыграет клуб из Дагестана. Вместо привычного для многих «Анжи» честь южной республики будет защищать воссозданное в 2021 году махачкалинское «Динамо». Сербский защитник Владимир Ковачевич присоединился к дагестанскому клубу зимой 2023-го и всего за полтора года успел стать любимцем местных болельщиков и страшным сном нападающих МЕЛБЕТ – Первой лиги. Для Владимира игра в России – не первый заграничный опыт. До этого он уже выступал за бельгийский «Кортрейк» и молдавский «Шериф».
Эксклюзивный бонус в 6 000 за регистрациюMetaratings.ru поговорил с лидером обороны «Динамо» о югославской войне, выступлениях за сербские клубы и переезде в Дагестан. Из нашего разговора вы узнаете:
- почему Бердыев – маэстро обороны;
- что хочет сделать Владимир, когда познакомится с Хабибом;
- как Ковачевич работал с нынешним главным тренером ЦСКА Николичем;
- что помнит о бомбардировках Югославии в 90-е годы;
- когда научится танцевать лезгинку.
«Мы играли «на ноль», а Бердыев находил 20 ошибок в моих действиях»
– Команда вышла в РПЛ. Мои поздравления! Вы успели осознать крутость того, что сделали?
– Спасибо большое! Да, мы сделали большое дело. Хочу поблагодарить всех: тренера Горана Алексича, который привел меня сюда, Гаджи Гаджиева, Шамиля Газизова, Курбана Бердыева, Хасанби Биджиева и Будуна Будунова. Мы все вместе сделали большое дело. Для клуба и Дагестана это огромное событие!
– Как-то ярко отпраздновали повышение в классе?
– Мы вообще часто собираемся все вместе в ресторане, ужинаем там. И после плохих игр, и после хороших. Выход в РПЛ отпраздновали так же. Провели время вместе, выплеснули эмоции, хотя и устали после трудного сезона.
– Руководство клуба уже сказало, какого результата ждет от команды в РПЛ?
– Мы знаем, что в РПЛ очень много сильных и укомплектованных команд, но у нас тоже есть сильные футболисты. Мы все вместе как коллектив хотим просто обыгрывать каждого соперника в РПЛ. Могу сказать, что соперникам придется сложно в матчах против нас.
– Как прошел отпуск? Не набрал пару лишних килограммов в межсезонье?
– Я в хорошей форме. В прошлом сезоне сыграл почти во всех играх. В конце я не участвовал в матчах, потому что получил небольшую травму и не хотел рисковать. В отпуске был в Сербии, держал себя в тонусе. К следующему сезону буду готов психологически и физически.
– Летом команду пополнили Ангбан, Пальцев и Кирш. Что можешь сказать про них?
– Они хорошие футболисты. Надеюсь, ребята адаптируются и вольются в коллектив, а потом начнут приносить пользу на поле. Я верю, что у них все получится. Я уже играл против Ангбана в Бельгии. Отличный футболист. Надеюсь, он нам поможет.
– Команде еще нужны игроки для усиления?
– Это вопрос не ко мне. За трансферы у нас отвечают руководство и тренер. Я надеюсь, что к нам еще приедет несколько футболистов, которые усилят команду. В РПЛ много игр, а в Кубке у нас сложная группа. Мы хотим побеждать в каждом матче, нам, по сути, нужно два состава, чтобы достойно себя показать.
– Сейчас в клубе есть ребята, которые смогут уехать в чемпионат Сербии или Бельгии и не затеряться там?
– Конечно, да! В Сербии много кто точно смог бы заиграть, а в Бельгии чемпионат чуть посложнее. В следующем сезоне в РПЛ вы увидите, что у нас классная команда.
– Этим летом тобой интересовались другие клубы РПЛ?
– Я не знаю. Может, в клуб поступали какие-то запросы, но до меня лично ничего не доходило.
– Гаджи Гаджиев – живая легенда российского футбола. Как ты можешь объяснить его феномен?
– Гаджи Муслимович – большой профессионал. Я его очень ценю его и рад, что у меня есть возможность с ним работать. Он следит за дисциплиной не только на поле, но и за его пределами. Гаджиев полностью погружен в жизнь коллектива.
– Ты успел поработать с Курбаном Бердыевым. Опиши его.
– Бердыев – топовый человек и тренер. Я не знаю, что еще про него можно сказать. Настоящий профессионал своего дела, при нем каждый футболист добавил во всех элементах игры. Все при Бердыеве стали лучше.
– Говорили, что раньше Бердыев связывал веревками защитников, чтобы они учились держать дистанцию друг от друга. У вас было что-то похожее?
– Он никогда не был нами доволен (смеется). Мы побеждали, играли на ноль, а он находил 20 моих ошибок в игре! Я думал, что приеду на следующую тренировку, и он меня похвалит, а он критиковал! Но всё по делу. Он разбирал каждый эпизод, но это делало нашу игру лучше. Ты всегда должен быть готов на 101%. Наша оборона начиналась от нападающих Касинтуры и Сердерова. Все говорили: «В «Динамо» хорошие защитники». Это так, но мы обороняемся всей командой. В этом секрет нашего успеха.
– Клуб меньше всех пропустил за сезон в Первой лиге? Можно сказать, что ты пересмотрел свои взгляды на игру в обороне?
– Это мы еще в последних трех турах много пропустили. К 32 туру мы пропустили всего 14 голов. Гаджиев и Бердыев – это люди, которые лучше всех разбираются в обороне. Специалистов, которые понимают в защите лучше них, в моей карьере не было. Они мне рассказывали такие нюансы, о которых я даже не подозревал до общения с ними. Иногда я думал: «Как я мог дожить до 31 года и не знать этого?!». После работы с Бердыевым я иначе смотрю на свою игру.
– В Бельгии ты уже играл против «спартаковца» Тео Бонгонда. Каким он тебе запомнился?
– Тео – сильный футболист с хорошим дриблингом. Против него сложно играть. Но у нас хорошая командная оборона. И лично я сделаю все, чтобы его остановить.
– В РПЛ уже в шестой раз подряд чемпионом стал «Зенит». Есть особенное желание именно во встрече с Санкт-Петербургом показать максимум?
– Честно говоря, я не знаю очень много о «Зените». Я знаю, что это топовая команда. Каждый молодой российский футболист хочет попасть в этот клуб. Но в матчах с «Зенитом» мы будем отдавать на поле все силы, как и в играх с другими соперниками.
– Ты ведь поработал с Марко Николичем в Сербии, сейчас он тренирует ЦСКА. Какое впечатление произвел на тебя этот тренер?
– Да, я немного поработал с ним в «Войводине». Могу сказать, что он один из сильнейших специалистов, с которыми я работал. Это было давно, но уже тогда было видно, что Марко – очень сильный тренер. Если ЦСКА ему даст время, то он сто процентов покажет результат.
«До матча «Шерифа» и «Реала» в 2021 году я думал, что для молдаван случится катастрофа»
– Ты дебютировал во взрослом футболе в возрасте 17 лет 6 месяцев и 2 дней. Почему так рано?
– Да, я рано дебютировал в своей родной «Войводине». Тренер дал мне шанс, когда основной центральный защитник получил травму. Так и начался мой взрослый путь. Я провел пару неплохих матчей.
– Ты играл сразу в пяти сербских клубах. Почему тебя так часто отдавали в аренды?
– Были разные ситуации. Сначала меня отправили в «Хайдук» из Кулы. Это был хороший клуб, но в какой-то момент у него начались проблемы с финансами, поэтому я вернулся из аренды в «Войводину». Потом снова ушел в аренду в «Пролетер», а затем опять вернулся. Я был молодым, а у «Войводины» были большие амбиции и другие приоритеты. Поэтому я перешел в «Спартак» из Субботицы, где получал игровую практику. Через какое-то время моя родная «Войводина» купила меня у «Спартака». Я отыграл в родной команде четыре месяца, а потом перешел в бельгийский «Кортрейк». Там было много хороших и плохих моментов, но повторюсь: это нормально, в футболе бывает разное. В какой-то момент я ушел в аренду в «Шериф», за который провел один сезон.
В Бельгии мне очень нравилось, так что в какой-то степени жаль, что мне не удалось там раскрыться. Если молодой футболист показывает себя с лучшей стороны в бельгийской лиге, то потом попадает в европейский топ-клуб.
Из «Кортрейка» я снова вернулся в «Войводину», но это была ошибка. Тогда я, по сути, потерял целый сезон из-за нефутбольных причин. Поэтому я решил уйти в «Нови-Сад», тем более в тот момент мы с женой ждали ребенка, я хотел побыть с ней. Потом поступило предложение от «Динамо», и вот я здесь.
– За всю карьеру ты провел в еврокубках 14 матчей. Это самые тяжелые игры в твоей жизни?
– В чемпионате Бельгии тоже были очень тяжелые матчи. Там все зациклены на атаке, так что защитникам приходится нелегко.
Мне было легко адаптироваться к жизни в Бельгии, потому что в клубе играло несколько балканцев. Мне там нравилось. Самая дальняя поездка по стране заняла всего три часа. В России все по-другому. В Бельгии я тренировался, отдыхал, везде ходил пешком. Там все очень близко, так что можно не пользоваться личным транспортом.
А в еврокубках самый тяжелый матч я провел в майке «Шерифа», когда мы встретились на поле с «Карабахом» в Лиге Европы.
– С каким самым именитым футболистом ты встречался на поле?
– Когда я был молодым, играл за молодежную сборную Сербии. Как-то мне приходилось играть против Троссарда и Николя Пепе.
– О «Шерифе». Ты провел в Приднестровье некоторое время. Каким тебе запомнился этот регион?
– Было немного странно, но красиво. Там я встретил много людей, с которыми до сих пор дружу. База там была отличная. Как футболист я полностью доволен этим этапом своей карьеры. Ко мне прекрасно относились в этом городе.
– В 2021 году «Шериф» обыграл мадридский «Реал». Это самый непредсказуемый результат в футболе на твоей памяти?
– Перед матчем я думал, что для «Шерифа» случится катастрофа. До игры мы шутили с друзьями, что «Шериф» проиграет со счетом 0:3, а получилось почти наоборот! Конечно, я был в шоке.
«Я не понимаю поступок Даку на Евро-2024»
– Твоя родная Сербия вылетела с Евро-2024 ещё до плей-офф. В чем причина? Ведь в вашей сборной много сильных футболистов.
– Да, к сожалению наша сборная неудачно выступила на этом Евро. Все думали, что мы выйдем из группы. Я не знаю, что происходит внутри команды. В нашей сборной много сильных исполнителей, но почему-то они не смогли показать свой максимум.
Я читал новости. Многие пишут, что тренера уже уволили, обвиняют его в неудачах. Но Драган Стойкович – это легенда нашего футбола. Не просто так именно его назначали главным тренером, а мы впервые за четверть века вышли на чемпионат Европы. Думаю, футболисты целиком отдали себя на поле. Кто виноват в неудачном результате? Конечно, в неудачах всегда виноват тренер. Я говорю не как футболист, а как простой болельщик.
– Где ты смотрел чемпионат Европы?
– На сборах в Кисловодске. Смотрел в комнате.
– Как отреагировал на скандал с Мирландом Даку, который после матча Албании против Хорватии кричал неприличные вещи о сербах?
– Я не понимаю, почему он это сделал. Это все, что я могу сказать.
– Думаешь, Сербия действительно могла сняться с турнира?
– Это вопрос не ко мне. Я не знаю, как регламент регулирует такие ситуации.
– Из-за инцидента с Даку будешь играть против него более жестко?
– Нет. Буду играть против него, как против всех остальных.
«Жили в бомбоубежище три месяца»
– Ты родился в небольшом городе Оджаци. Что можешь вспомнить об этом месте?
– Жил в нем до 14 лет. Он примерно в 150 километрах от Белграда. Надеюсь, после завершения карьеры я приеду в Нови-Сад и буду жить там. Нови-Сад находится совсем недалеко от Оджаци.
– Ты рос в разгар югославской войны. Эта трагедия как-то затронула твою жизнь?
– В 90-е было очень сложно. Самый тяжелый момент для меня – это бомбардировка Белграда. Помню, что, когда мы всей семьей ужинали, по телевизору сказали, что НАТО сбрасывает бомбы на нашу столицу. По телевизору сказали, что надо спускаться в бомбоубежище. Мы всем городом спустились в бомбоубежище и жили в нем три месяца. Мне тогда было всего 7 лет, я мало что понимал. Это большая трагедия и несправедливость, через которые прошла моя страна.
– У тебя был детский страх из-за того, что ты можешь погибнуть?
– Нет, я тогда мало что понимал. Просто помню, что каждый день объявляли тревогу.
– Какой самый близкий к тебе город бомбили в то время?
– В какой-то момент бомбили Нови-Сад. Это примерно 60 километров от моего дома.
Лучшие линии для ставок на матчи РПЛ«Пока не умею танцевать лезгинку, но скоро научусь»
– Самый известный болельщик махачкалинского «Динамо» – Хабиб Нурмагомедов. Успел с ним познакомиться?
– Он пришел на нашу игру с «Химками», а я вышел в том матче в старте. Тогда Хабиб появился на поле, чтобы помочь ветерану Великой Отечественной войны Ибрагим-Паше Садыкову нанести символический удар, так что я не успел с ним пересечься. Надеюсь, что он еще приедет на наш матч, а я с ним познакомлюсь и сделаю фотографию. Он лучший в своем деле, поэтому его все любят.
– Джокович для Сербии – это как Хабиб для России?
– Новак Джокович – это самый большой сербский бренд. Не могу сказать, что я слежу за каждой его игрой. Начинаю смотреть его матчи где-то с четвертьфиналов, в которые он всегда выходит. Он просто топ.
– Один из спонсоров махачкалинского «Динамо» – компания «Магнит». Закупаешься в ее магазинах?
– Да, конечно, я захожу в «Магнит». Он находится близко к моему дому, так что я часто там покупаю продукты.
– Как тебе Дагестан? Полностью адаптировался к местной жизни?
– Да, мне очень нравится здесь жить! Меня сразу приняли очень гостеприимно, я не могу сказать ни одного плохого слова про Дагестан. В России вообще отлично относятся к сербам, мне здесь очень нравится!
– Уже был в горах?
– Да, я уже был в горах. Очень красиво!
– Страшно?
– Нет, ни капли!
Лучшие линии для ставок на матчи РПЛ– Дагестанцы – это самый гостеприимный народ, с которым ты общался?
– Здесь отличные люди, ко мне относятся как к своему. Мне близок местный менталитет.
– Дагестан известен пышными праздниками и сохранением своих традиций. Ты уже был на дагестанской свадьбе?
– Да, был! Все было очень красиво, многие танцевали лезгинку. Я пока сам не умею танцевать лезгинку, но скоро научусь!
– Иногда на кавказских свадьбах стреляют в честь большого праздника. Ты становился свидетелем чего-то похожего за время, проведенное у нас в стране?
– В Сербии, кстати, есть похожая традиция. Во время праздника жених должен из пистолета попасть в яблоко.
– В Дагестане самые пылкие болельщики, которых можно придумать?
– Да, для нас они как 12-й игрок! Очень помогают! На решающие матчи приходили по 20 тысяч людей и дарили нам свою энергию. Это заряжает!