В ноябре женская футбольная команда «Зенита» одержала третью подряд победу в женской Суперлиге, обыграв в 26-м туре московский ЦСКА. Одна из героинь прошлого сезона в составе «сине-бело-голубых», 25-летняя Вероника Куропаткина, провела в чемпионате 21 матч, но незадолго до игры с «армейцами» получила травму и появилась на поле уже после финального победного свистка на костылях. Мы решили связаться с Вероникой и обсудить минувший сезон и не только.
Эксклюзивный бонус за регистрациюВ интервью Metaratings.ru она рассказала:
- в чем секрет трех побед «Зенита» в Суперлиге;
- как Вендел и Клаудиньо пришли на матч женского «Зенита»;
- следит ли Сергей Семак за женским футболом;
- почему у РФС получается находить женской сборной сильных спарринг-партнёров;
- как в России меняется отношение к женскому футболу.
«Женский футбол в России пролетел от Земли до Юпитера в плане посещаемости»
– Поздравляю с очередным чемпионством. Грустно, что не смогла принять участие в такой важной игре из-за травмы?
– Спасибо за поздравления! Не самое приятное завершение сезона для меня. Все-таки хотелось выйти на поле не на костылях, а в основном составе и сыграть в этом матче. Со стороны на игру смотреть намного сложнее. Было некомфортно от осознания того, что я никак не могла помочь команде. Не представляю, как живет тренер (смеется). Все-таки не хочу поседеть к 40 годам, поэтому вряд ли им буду.
– Как отметили чемпионство?
– Сразу после окончания игры не было ничего феерического. Мы обливались водой, а не шампанским. Прививаем здоровый образ жизни (смеется).
– Когда планируется твое возвращение на поле?
– Слава Богу, у меня не самая тяжёлая травма. Еще немного надо походить на костылях, а потом я буду отдыхать и восстанавливаться в тренажёрном зале, пока все остальные будут отдыхать. В январе должна присоединиться к общей группе и начать новый год с чистого листа.
– Получается, футболистки даже не могут сделать себе педикюр во время сезона из-за постоянных столкновений и возможных травм.
– Нам ведь часто наступают на ноги, мне постоянно прилетает от нападающих. Если у тебя сделан педикюр, то ноготь после столкновений начинает отползать, а в дальнейшем еще долго восстанавливается. После таких травм под ногтем скапливается кровь, а если на нем еще есть покрытие, то ей вообще некуда уходить. Так что лучше не красить ногти во время сезона. Во время чемпионата в этом нет смысла – ногтям от этого только хуже.
– Как в целом оцениваешь темпы развития женского футбола у нас в стране?
– Когда смотришь на топовые европейские чемпионаты, чувствуешь себя не до конца реализовавшейся. Например, когда включаешь матч «Арсенала» и «Манчестер Сити» в женской АПЛ и видишь там 40 тысяч на трибунах. В этот момент я думаю: «Блин, вот бы и у нас так было». Но у нас так не ходят. Для этого есть свои объективные причины, и в той же Англии женский футбол тоже не сразу стал таким популярным. Мы только начинаем развивать женский футбол, но в последние семь лет развитие идет семимильными шагами. За это время наш женский футбол взлетел от Земли до Юпитера в плане посещаемости.
– Какие объективные причины есть у не очень высокой популярности женского футбола у нас в стране?
– Первое – это наша история. В России женские команды в структуре мужских клубов начали образовываться буквально шесть лет назад. Первым был «Локомотив». ЦСКА, насколько я понимаю, из-за юридических причин не входит в структуру мужского клуба. А за границей эта тенденция зародилась намного раньше. 20-30 лет никуда не выкинешь.
Второе – это само отношение к футболу. Все-таки в Англии, Испании и других футбольных странах больше людей им интересуются. Там ты либо сам занимаешься футболом с юных лет, либо твой отец болеет за какую-то команду и водит тебя на матчи. В той же Испании женские команды есть во многих университетах. В России – не везде. В 2007 году, когда я начинала заниматься футболом, женских секций практически не было, тогда почти все начинающие футболистки тренировались вместе с мальчиками.
– Может, после введения Fan ID посещаемость женских матчей выросла? Возможно, у людей осталась потребность посещения футбола, поэтому они переключились с мужского футбола на женский?
– Думаю, посещаемость выросла, но не из-за этого. Я связываю рост посещаемости с тем, что многие клубы продолжают вкладываться в женские команды и развивают их фан-движение. Федерация, лига и клубы активно работают на популяризацию, с другой стороны в обществе есть запрос на это, в том же Петербурге с каждым годом приходят все больше девчонок, а в первый сезон пришло не меньше тысячи. То же самое с посещаемостью, и многое зависит от региона.
«Клаудиньо – максимально простой в общении человек»
– С чем ты связываешь такие высокие результаты и мужского, и женского «Зенита»?
– В «Зените» женский футбол – это не просто проект, а естественное развитие футбола. Внимание к нам особое, начиная с заинтересованности и времени руководства и заканчивая вниманием болельщиков. Все руководство клуба во главе с Еленой Анатольевной [Илюхиной] и Александром Ивановичем [Медведевым] регулярно посещают наши матчи. Детально следят за развитием каждой команды, тренерского штаба и футболисток. Все вышеперечисленные аспекты влияют на наши результаты. Наша основа и молодежные команды женского «Зенита» стали активно развиваться, когда мужской уже набрал обороты. Поэтому мы тянемся к результатам мужской команды, понимаем эту ответственность. И хотим сделать как минимум не хуже.
– Медведев или Илюхина правда могут заметить какую-то мелочь и отреагировать на нее?
– В прошлом году в интервью я рассказала об одном моменте, Елена Анатольевна запомнила это и как-то на это отреагировала, хотя у нее точно миллион дел каждый день. Сергей Семак тоже очень за нами следит. Иногда мы тренируемся с мужской командой на соседних полях, поэтому пересекаемся с ним и общаемся. Семак знает, кто в каком матче играл, а кто нет, кто травмирован, а кто здоров. И мы к нему подходим на разных мероприятиях, задаем разные вопросы, а он на них отвечает. Семак – максимально отзывчивый и заинтересованный человек.
– Вы часто ходите на матчи мужского «Зенита»?
– Я в целом люблю футбол, часто слежу за ним. Я болею за «Зенит» года с 2013, когда в нем играли еще Халк, Данни и Витсель. Уже тогда я заказывала себе с сайта именную форму. На мужской «Зенит» мне тоже очень интересно смотреть, хотя вообще я не смотрю все матчи РПЛ с участием остальных команд. Как-то Сафонов сказал, что он лучше посмотрит матч Медиалиги, а не женский футбол. А я лучше посмотрю матч женских команд в Лиге чемпионов, чем игру «ПСЖ» с «Нантом».
– Кто из мужского «Зенита» тебе нравится больше всех с точки зрения футбольных качеств?
– Мостовой. Мне реально нравится, как он выкладывается на поле. Я ни разу не видела, чтоб он сыграл вполсилы. Как и Глушенков – у него лучшая игровая химия с легионерами. Так что, отмечу его.
– А кто в «Зените» самый симпатичный?
– Сложный вопрос (смеётся). Назову Сашу Ерохина. Он классный! Я знаю, что он сам на съемки какого-либо контента с детьми покупает подарки, радует детишек. Максимально простой в общении человек. Наш парень!
– Футболисты мужского «Зенита» ходят на ваши матчи?
– Часто у нас проходят совместные «Фан-променады», там мы пересекаемся с ребятами. На недавней чемпионской игре были Тимощук и Радимов. В прошлом или позапрошлом году к нам на игру пришли Вендел и Клаудиньо. Клаудиньо – максимально простой в общении человек, всегда подойдет, приобнимет и пообщается.
– Вы выбирались женским коллективом на хоккей?
– На хоккей нет, но я несколько раз была на баскетболе. Там происходит крутое шоу, я хожу туда как на дискотеку, они постоянно забивают. Вот они счастливые, конечно. Мы за 90 минут, дай Бог, один или два раза забьем, а у них это постоянно случается.
Лучшие коэффициенты для ставок на женский футбол«У Дюморне из сборной Гаити мышцы, как у Шварценеггера»
– Про сборную. С какими ощущениями ты ездишь в команду, которая не участвует в официальных матчах?
– Только с приятными ощущениями. Круто играть за национальную команду. Я мечтала играть за сборную, теперь эта мечта сбывается. Даже с учетом того, что мы не играем в официальных матчах, мы играем с очень классными соперниками. В той же сборной Гаити есть футболиста Дюморне. По ней сразу видно, что она из «Лиона». Она объективно сильнее всех наших девушек и сильнее всех своих партнерш по сборной на две головы. У нее мышцы, как у Шварценеггера, без шуток.
Еще мы играли со сборной КНДР, девятым номером в рейтинге ФИФА, а их сборные U-17 и U-20 – чемпионки мира. Так что, у женской сборной России очень сильные соперники. У всех соперников свои козыри. У азиатских сборных это дисциплина, у южноамериканских – атлетичность. Сейчас надо обязательно играть в таких матчах. Когда нас вернут на международную арену, нам надо будет выглядеть как минимум не хуже.
– Получается, РФС очень хорошо справляется с поиском соперников для женской сборной?
– Да. У нас очень сильные спарринг-партнёры. В последнее время азиатские и латиноамериканские женские сборные более развиты, чем мужские сборные в их странах.
– Как проходит организация сборов?
– Ничего не поменялось. Все как всегда хорошо, никаких ноу-хау.
– После матча с КНДР были какие-то шутки, учитывая имидж этого государства?
– Шуток не было, так как результат не самый приятный. Я видела, как кореянки готовились к матчу. В сборной КНДР невероятная дисциплина. Они кланяются друг другу, кланяются тренеру после замен. Пообщаться с ними толком не удалось, но после игры мы сфотографировались с ними. И они приятные соперники: не играют грязно, не влетают в соперников с двух ног.
«Мы кокеточки, а не пацанки»
– На каком месте сегодня находится женский футбол в России в условном мировом рейтинге?
– На первом месте для меня АПЛ, на втором – Германия и Испания. Думаю, наш чемпионат входит в шестерку лучших во всем мире.
Но еще семь лет назад все было иначе. Спасибо большое РФС, Суперлиге и всем людям, которые ее развивают. Если развитие не ослабнет, то через 10 лет мы увидим на матче женской команды в России 30 тысяч зрителей. Я недавно общалась с тренерами юношеских женских команд, и они мне рассказывали, что перестали брать некоторых футболисток в свои академии. Еще 15 лет назад брали всех, просто потому что в такие секции приходил всего один человек. А сейчас у нас создаются частные коммерческие проекты, ориентированные на женский футбол. Для меня это до сих пор вау.
И ведь эти структуры развиваются, открывают филиалы, потому что футболисткам может не хватать мест. Конкуренция в этой сфере растёт, теперь тренеры берут далеко не всех. Уже лет через пять у нас в стране будет много хороших 18-летних футболисток, они будут проходить в состав отечественных женских топ-клубов. Мне очень нравится, что отношение к женскому футболу меняется.
– Каким образом?
– Еще совсем недавно все думали, что в женский футбол идут только пацанки. Я со своей стороны в своем телеграм-канале стараюсь транслировать свой образ жизни и показывать людям, что футболистки – это в первую очередь девушки. Мы любим платья, ходим в театры, читаем книги и развиваемся. Многие – кокеточки, а не пацанки. Родители на это смотрят, потом подходят к нам и благодарят нас за наши живые примеры.
Мне уже говорили, что теперь не боятся отдавать дочерей в женский футбол, потому что благодаря огласке у людей пропадают предубеждения к женскому футболу, разбиваются стереотипы. И родители с энтузиазмом рассказывают нам, что мы рассеиваем какие-то клише о женском футболе.
– Часто родители в этом убеждаются?
– Сейчас можно открыть телеграм, зайти в канал человека и понять, что он не просто тупой спортсмен, а обычный человек. Так что, пусть все футболистки заводят свои телеграм-каналы и аккаунты в других соцсетях. Потому что на них подписываются другие девочки, видят перед собой ориентир и понимают, к чему они хотят стремиться. И видят, что помимо занятий спортом можно развиваться, заводить интересные знакомства и просто прекрасно жить!