Фрибет до 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

«В одно время у нас 32 человека уехали играть за рубеж. Сегодня – три». Интервью Бориса Игнатьева

Читать полностью

Бывший главный тренер сборной России Борис Игнатьев дал интервью корреспонденту Metaratings.ru, в котором поделился мнением о тренерской профессии в России и сравнил современные условия с более ранним периодом времени.

Проблемы современного тренерства: принижена роль, обучение было более совершенным

– Гаджи Гаджиев в интервью Metaratings.ru сказал: «Сейчас очень мало людей, которые знакомы с системой подготовки Лобановского. И то, что на Украине тренерские традиции более сильны и дают свои плоды, а у нас, к сожалению, нет». Согласны ли вы с этим утверждением?

– Могу согласиться с этим утверждением Гаджи Муслимовича. Я убежден, что большинство тренеров не знает методику Лобановского. И то, насколько она существенна и необходима во многих случаях.

– Почему так произошло, что тренеры старшего поколения не успели передать знания молодым тренерам? Или, может быть, молодые тренеры не прислушались?

– Ещё классики писали о взаимоотношениях отцов и детей. Сейчас как-то меньше стали прислушиваться. Раньше мы с удовольствием прислушивались к мнению футбольных гуру, они собирались и рассказывали, как готовятся к играм, как тренируются. Или на тренерских советах каждый защищал свою методику. Сегодня этого нет.

– К кому прислушивались лично вы?

– Я слушал многих, тогда был в тренерском совете, меня делегировали от юношеских сборных. Там были Виктор Александрович Маслов, Андрей Петрович Старостин, Никита Павлович Симонян. Я даже застал Всеволода Боброва. Потом я работал с Лобановским, Морозовым. Слушал, как дискутировали Нетто, Симонян, Исаев, Коршунов, Николаев. Говорили, как они готовятся непосредственно к игре, сегодня это услышать невозможно.

Они говорили о своих методиках: кто-то спит перед игрой, кто-то ест курицу, кто-то рис, а кто-то шоколад. Это великие люди, прошедшие всё, которые придавали такое значение даже нюансам. И было очень интересно слушать эти детали подготовки.

Интересно было слушать Лобановского и Маслова. Лобановский был за интервальный метод тренировки. Он был сторонником и, можно сказать, праотцом этого направления. А Маслов говорил: «В футболе такого нет, чтобы были четко очерченные паузы». У Лобановского подразумевались паузы, работа и отдых, так и выстраивались все упражнения. И вот они спорили.

Было понятно, что в футболе нет единой правды. Правда на той стороне, которая набирает определенное количество очков, что позволяет ей занять соответствующее место. И на кого ходит народ. Народ приходит, любит команду, значит, правда на этой стороне.

Раньше после каждого чемпионата мира или Европы собирались тренеры и обсуждали, что лучше. По какому пути нам идти. У России должен быть свой путь, потому что мы другие, не такие, как, например, Испания. Мы были далеко не последней футбольной державой.

Первый момент – потеряна вот эта связь. Некий скепсис есть ко всему тому, что говорят тренеры того поколения. А ведь эти люди хотят, чтобы было лучше в нашем футболе. Но никак не претендуют на место молодых, потому что время уже ушло безвозвратно. И сейчас надо молодежи как-то цепляться за все то, что может прозвучать из уст тренеров прошлого.

Второй момент – это обучение тренеров. Оно было гораздо совершеннее. Я учился пять лет в институте. Потом учился в школе тренеров с такими мастерами как Яшин, Иванов, Кесарев, Царёв и многие другие. А потом ещё два года учился. Каждый день нужно было ходить, и тебе государство ещё за это платило. Причем платили хорошие деньги.

Третий момент – это, конечно, роль тренера. Сегодня она принижена. Понятно же, что раньше был тренер и большой руководитель. Все остальные люди «обслуживали» главного тренера, а направление давали люди большого калибра. Например, губернатор. Сейчас же тренер – совсем маленький человек или около маленького.

Лучшие ставки на футбольные матчи

Все остальное – другие значимые фигуры, генеральный директор, спортивный директор. Отсюда и возник тезис «Тренер – это десять процентов успеха». Об этом даже подумать сложно, такого быть не может. Тренер – это человек, который стоит во главе этого эшелона по развитию клубной системы, командной игры и прочих вещей, связанных с подготовкой команды. Он царь и бог в этой футбольной иерархии и от него все зависит. А что сегодня? Поэтому и убирают тренеров так легко.

Тренер должен быть зачинщиком всех начинаний в клубной структуре. Он должен сказать, кто ему нужен. Это как режиссер в театре: он видит конечную картинку и кто будет исполнять те или иные роли. А сегодня тренеру говорят: «Мы тебя берём, вот тебе вот это войско». А он видит, что это войско не способно. Но приходится воевать, потому что он любит эту профессию и ему хочется работать. И он подчиняется алогичным моментам.

Для возвращения тренерского престижа нужно новое поколение людей

– Возможно ли вернуть престиж профессии?

– Сегодня очень сложно это сделать. Пока не придёт новая генерация людей, понимающих все это. Ведь приходят люди с деньгами, они дают деньги. И многие делают то, что мы видим сегодня в «Химках». В советское время нельзя даже было подумать, что такое может произойти. На основании чего вы увольняете человека? В советском футболе был такой случай, когда Михаила Иосифовича Якушина уволили из «Локомотива». Он пошёл в суд – и суд его восстановил. А сейчас можешь отправляться на все четыре стороны.

– Бывает ли такое, что кто-то из молодых тренеров обращается за советом?

– Наверное, где-то это есть. Крайне редко такое бывает и только кто-то свой, с кем мне приходилось работать в командах. Бывает, что могут спросить: «Как лучше? Как выстроить подготовительный этап? Что за чем должно идти?» Бывают такие моменты, но это все не есть конструктивный продукт. Конструктивный продукт – это когда собирается большая группа тренеров и каждый говорит, как он видит ситуацию, которая есть в футболе. Что нужно изменить, что сделать.

В каждом поколении есть свои Пушкины и Лермонтовы, они, может быть, сегодня не такого масштаба, как те тренеры. Я и про себя могу сказать, что я против них ребёнок. Такие люди как, например, Аркадьев, Семичастный, Якушин, Качалин, Симонян, Лобановский. Потом шло следующее поколение: Малофеев, Садырин, Сёмин. Это уже другие, но они, как и сегодняшний поэт, слабее, чем Пушкин. Тут даже оспаривать нет смысла. Но современные тренеры – ищущие, пытливые. Сейчас тренеры и находятся в других условиях, когда человек, который даёт деньги – бог, а раньше тренер был бог и царь.

Лобановский мог выйти на председателя ЦК партии Украины и сказать, как должно быть. А тот в свою очередь скажет остальным, как должно быть, потому что Лобановский сказал. Сегодня же такого не может быть. Человек даёт деньги, не соображает и звонит по телефону: ставь вот этого игрока. Потому что я хочу, я тебе деньги даю.

Бывшие спортсмены должны работать тренерами, но у них нет интереса

– Чего не хватает современному обучению тренеров?

– Нынешнее обучение не такое глубокое оно даёт возможность систематизировать твои познания. Но нет той глубины которая была у нас. Приходили Виктор Тихонов, Анатолий Тарасов, Анатолий Евтушенко, Александр Гомельский и рассказывали, как они готовят. Великие физиологи, биохимики. И все это внедрялось, была циркуляция науки с практикой.

– Многие игроки идут в тренеры. Всегда ли хороший игрок равно хороший тренер?

– Я не соглашусь, что многие идут. Очень мало к сожалению. Раньше, например, тренерами в «Спартаке» работали олимпийский чемпион Огоньков, Исаев, Тищенко. В «Динамо» заслуженные мастера спорта Царёв, Кесарев и так любую команду возьми, любую школу. Там все были большие мастера, которые в нюансах в деталях в тонкостях понимали игру. Они учили детей не по науке, не по книгам, а учили по тому, как они сами воспринимали игру на большом уровне. Они сразу находили ошибки.

Сегодня большая группа спортсменов, которые играли за сборную, играли за рубежом – вообще нигде не работают. Для них, во-первых, нет интереса работать в спортшколах, они ищут хорошие команды. А хороших команд у нас пять «Спартак» «Динамо» «Локомотив» ЦСКА и «Зенит». На мой взгляд, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы они работали – собрать и отправить в ФШМ (Футбольные Школы Москвы).

В ФШМ работали Константин Иванович Бесков, Анатолий Михайлович Акимов. Вот вы должны работать там. Они говорят: «Там мало денег» вы должны дать денег, но в то время давали деньги. Как и на обучение. От тренера многое зависит. Если тренер найдёт, вооружит, воспитает игрока это же большие деньги.

В одно прекрасное время 32 человека уехали играть за рубеж, причем уехали в Италию, Францию, Англию. Представляете, если сегодня вот такая группа уедет играть? А у нас сегодня за рубежом три человека играет. Это же большие деньги для футбола, а эти деньги вернутся в те клубы или в государство за счёт работы вот таких людей.

Представляете, если Аленичев приходит в спартаковскую спортшколу– ему там платят хорошие деньги. Родители все пойдут сразу, дети пойдут. Большинство тренеров начинали с юношеского футбола, потом вошли во второй дивизион. Я начинал работать во втором дивизионе в «Торпедо» Владимир и не считал это зазорным.

Мостовой, например, талантливый футболист нигде в футбольной сфере не работает. Сколько пользы он бы мог принести футболу? Хорошо, что эти люди ходят на телевидение развивают в людях любовь к спорту, подогревают интерес.

В футболе везде надо работать. И я потихоньку пошел двигаться – юношеская сборная, потом следующая юношеская, потом молодежная, потом олимпийская и первая сборная. Примерно так государство должно нацеливать этих ребят.

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Фортуна"; Erid: 2Vtzquk7x4h