40 лет назад наступил самый страшный день в истории отечественного футбола. Осенним вечером 1982-го десятки человек, которые осмелились поддержать «Спартак» в матче с «Харлемом» в лютый мороз, не вернулись домой. Metaratings.ru – о кошмаре в «Лужниках», про который нельзя забывать.
Когда и где произошла трагедия?
20 октября 1982 года, в Москве, на стадионе имени В. И. Ленина, который позже переименовали в «Лужники». В 1/16 финала Кубка УЕФА «Спартак» принимал дома шведский «Харлем», а по столице ударил очень сильный для октября мороз – «минус 10» градусов. Однако больше 10 тысяч зрителей, среди которых большинство было подростками, всё равно пришли на трибуны.
«Спартак» вёл в счете с 16-й минуты после гола Эдгара Гесса. Однако противостояние было двухматчевым, поэтому хозяева старались создать себе больший задел перед ответной встречей. На 90-й минуте Владимир Сочнов прошёл по флангу и отдал мяч Сергею Швецову, который забил второй гол. Многие болельщики не увидели этого гола, поскольку решили пораньше уйти с мороза в направлении метро.
Почему началась давка?
Согласно официальной версии, от снега на стадионе успели очистить лишь две трибуны, но и они должны были спокойно вместить всех, поскольку каждая была рассчитана на 23 тысячи мест. Однако 12 из 16 тысяч разместились на ближней к метро трибуне С, решив не обходить огромный стадион дважды. На трибунах было по две лестницы, а ближней к метро была лестница 1, к которой в концовке матча и направилось большинство болельщиков.
Следствие со ссылкой на слова очевидцев приняло причиной начала давки не гол «Спартака», а падение девушки на лестнице: находившиеся рядом с ней люди остановились, чтобы попытаться ей помочь, но были затоптаны напиравшим сверху потоком людей.
Трагедию замолчали, о ней только в двух предложениях упомянула «Вечерняя Москва»: «Вчера в Лужниках после окончания футбольного матча произошел несчастный случай. Среди болельщиков имеются пострадавшие».
Место происшествия быстро оцепили, тайну покрыли мраком. Лишь спустя 7 лет, в марте 1989 года, журналисты «Советского Спорта» (в 1982-м газета опубликовала только отчёт о самой игре) Сергей Микулик и Сергей Топоров выпустили статью «Черная тайна Лужников. 20 октября 1982 года».
В ней много расхождений с выводами следствия. Журналисты, первыми рассказавшие на весь СССР о массовой гибели людей, утверждали, что:
- была открыта только одна трибуна – С;
- с неё был открыт только один-единственный выход;
- был организован милицейский коридор, по которому должны были следовать болельщики;
- милиция подталкивала болельщиков к выходу до окончания матча, продолжала делать это и после гола;
- с другой стороны, после гола часть болельщиков развернулась и попыталась двинуться в направлении трибуны;
- два потока, двигающихся на встречу друг другу, один из которых подталкивала на выход милиция, столкнулись и образовали давку.
Сколько человек погибло?
По официальным данным, 66 человек. Хотя многие этому не верят. Родители погибших говорили Сергею Микулику о 340 погибших, но это число не проверено. Тот же Микулик озвучивал, что 66 человек – это только те тела, которые сложили у памятника Ленину.
Экс-теннисист Андрей Чесноков тоже был тогда на стадионе и выбрался из давки только благодаря спортивной подготовке. В интервью Sports.ru он тоже сомневался в официальных данных: «Я не понимаю, как там могло быть 66 погибших. Для меня было однозначно гораздо больше. Когда на 25-летии мне сказали про 66 человек… Можно говорить что угодно, но я считаю, что было точно больше. Я помню перила, а вокруг этих перил все трупы».
Даже футболисты не сразу узнали, что произошло
В матче с «Харлемом» играли многие спартаковские легенды: Ринат Дасаев, Олег Романцев, Сергей Шавло, Фёдор Черенков, Сергей Родионов, Юрий Гаврилов. Вот что спустя 40 лет после трагедии в интервью Metaratings.ru вспомнил о том страшном дне Юрий Васильевич:
«Мы сначала ничего не ощутили, матч закончился, нас сначала вообще закрыли в раздевалке, чтобы мы никуда не выходили. Докладывали, что приехала скорая, полиция. Нас вывезли со стадиона на автобусе и только потом мы узнали о последствиях. Доскональной версии до сих пор мы не знаем, только в общих чертах. Нам тогда сказали, что одни болельщики уже ушли со стадиона, другие оставались, после забитого мяча начали возвращаться и началась давка. Я был в шоке. А когда все началось раскрываться, стало известно, что на трибуне все было переполнено. Руководство стадиона могло задействовать еще одну трибуну, но не стало этого делать».
Юрий Гаврилов, экс-футболист «Спартака»
О том, что погибли десятки людей, Николай Петрович Старостин объявил футболистам лишь через неделю. Как отметил в интервью Metaratings.ru другой участник того матча Сергей Шавло, победу 3:1 в ответной встрече с «Харлемом» игроки посвятили погибшим болельщикам.
Как наказали виновных?
В целом властями был взят курс на обвинение самих погибших, которых называли хулиганами и нарушителями общественного порядка. Ответственные руководители остались в целом безнаказанными.
Единственным, кто реально сел в тюрьму, стал Юрий Панчихин, за 2,5 месяца до того назначенный комендантом стадиона. Он был осуждён на 3 года, но в итоге провёл на принудительных работах полтора. Директор Большой спортивной арены Виктор Кокрышев также был осуждён на максимальные возможные три года по той же статье «за халатное исполнение служебных обязанностей», но попал под амнистию как лицо с правительственными наградами. Таким же образом амнистировали зама Кокрышева – Константина Лыжина, и командира работавшего на матче подразделения милиции майора Корягина, который лично бросился в толпу и был ранен в давке.
Как писали в своей статье Сергей Микулик и Сергей Топоров, для них и для родителей погибших важно было не утолить жажду крови и мести, а важно было преподать урок, чтобы такое не повторилось. Ведь в 1976 году во дворце спорта «Сокольники» на хоккейном матче советских и канадских юниоров уже случилась давка с жертвами, но историю также замолчали и затёрли, а через 6 лет случился ещё больший кошмар.
«Страшная трагедия. Наше поколение, команда, которая играет сегодня, обо всем помнят. Мы поддерживаем родителей, некоторых уже, к сожалению, нет в живых. Стараемся напоминать и сегодняшним болельщикам, что такое произошло. Не дай бог, чтобы такое повторилось. К счастью, у нашего стадиона все предусмотрено для безопасности. Болельщики должны помнить, что, идя на стадион, они должны заботиться не только о себе, но и о других»
Сергей Шавло, экс-футболист «Спартака»
А ещё все, особенно ответственные за организацию проведения матчей люди, должны помнить, в честь кого и из-за чего в «Лужниках» установили памятник погибшим на стадионах мира. Ведь трагедии на футболе случаются и спустя 40 лет после московской: только 2 октября 2022 года поход на футбол унёс жизни 174 человек в Индонезии.