Сборная Таджикистана ярко дебютировала на прошедшем Кубке Азии, дойдя до 1/4 финала. Одним из главных открытий всего турнира в составе таджикистанской команды стал вратарь Рустам Ятимов – уроженец Нижнего Новгорода и воспитанник местной «Волги».
В большом интервью Metaratings.ru вратарь «Истиклола» и сборной Таджикистана рассказал:
- о связи с Таджикистаном и приглашении в сборную этой страны;
- чем для него запомнился Кубок Азии, и почему не получилось выйти в полуфинал;
- как далеко могла бы пройти Россия на Кубке Азии;
- каким был конец нижегородской «Волги»;
- почему дважды не удалось перейти в «Ростов»
- за что перед ним извинялся Криштиану Роналду.
– Рустам, ещё раз хочется поздравить тебя с успешным выступлением на Кубке Азии. Как вашу сборную встречали в Таджикистане?
– Очень тепло. Все поздравляли и благодарили за выступление. Для первого раза у нас неплохо получилось. Было особенно приятно ощущать, что болельщики сплотились вокруг нас и очень активно поддерживали.
– Ты родился в Нижнем Новгороде, вырос в России. Расскажи о своей связи с Таджикистаном.
– Я родился в России, но у меня отец из Таджикистана. В советское время он служил в армии, и его отправили в Нижний Новгород, где он и остался. В Таджикистане у меня раньше жили дедушка с бабушкой, остались родственники, двоюродные братья.
– Как тебя пригласили выступать за местную сборную?
– В 17 лет я смог попасть в Первую лигу в составе нижегородской «Волги». В команде я познакомился с Искандером Джалиловым. Он после «Волги» начал выступать за сборную Таджикистана и однажды позвонил мне и сказал, что мной интересуется команда «Истиклол».
– Ты сразу согласился?
– Я приехал на просмотр, потренировался, сыграл в двух матчах. Мне всё понравилось, руководство предложило контракт. Уже из этого клуба меня стали регулярно вызывать в сборную.
– У Кузяева отец из Таджикистана, но Далер – игрок сборной России. Когда ты был ребёнком, мечтал выступать за сборную России?
– Конечно, мечтал. Хотелось, но по истечении времени я понимал, что о моём существовании в сборной России даже и не знают. Когда поступило предложение выступать за сборную Таджикистана, то я с удовольствием принял его, потому что это моя кровная родина.
– Ранее на сайте Metaratings.ru выходило интервью с полузащитником сборной Таджикистана Русланом Хайлоевым. Он рассказывал, что у него тоже мама – русская, а отец из Таджикистана. Насколько в обиходе русский язык среди футболистов сборной Таджикистана?
– Можно сказать, что мы всегда на русском и общаемся в сборной. Общаемся и на таджикском, конечно же, но в стране все понимают русский язык и очень тепло относятся к нему. Например, ко мне недавно приезжал друг на матч «Истиклола» против «Аль-Насра» и оказался потрясён гостеприимством таджикского народа и красотами Душанбе.
«В какой-то момент подумал, что лучше играть чистое время, как в хоккее, чтобы никого не мучать»
– Насколько комфортными были условия для тренировок и проживания в Катаре?
– В Катаре всё было на высочайшем уровне, от шикарных гостиниц до совершенно новых автобусов. Поля – фантастика, настоящие ковры. Под конец турнира поля чуть износились, но это, если придираться. Что касается тренировок, то всё было на уровне. У каждой команды был свой мини-лагерь, два поля в распоряжении, восстановительные процедуры в тренировочном лагере с джакузи, с бочками и всеми нужными условиями. Не зря там проводился ЧМ-2022.
– В группе вы сыграли вничью с Китаем, уступили Катару и победили Ливан. Кто из атакующих игроков тебя особенно удивил?
– Отмечу в составе сборной Катара Акрама Афифа. Его же признали лучшим игроком всего Кубка Азии. Очень качественный футболист, лидер своей сборной.
– В 1/8 финала против ОАЭ всё закончилось серией пенальти. У тебя не было раздражения, что должны были побеждать в основное время, но дотянули до «лотереи»?
– Если честно, впервые столкнулся с тем, как много арбитры добавляли к основному времени на Кубке Азии. Играл и в отборе к ЧМ, и в Азиатской Лиге чемпионов, но впервые увидел, чтобы добавляли по семь, по девять или по двенадцать минут.
– Это, видимо, чисто катарское ноу-хау, потому что тоже самое было на ЧМ-2022.
– Кошмар, я даже в какой-то момент подумал, что лучше играть чистое время, как в хоккее, чтобы никого не мучать. Конечно, когда пропустили на 95-й, то был осадок, но понимали, что опускать руки нельзя. Мы не собирались сдаваться, у нас были подходы и в дополнительное время, но слава богу, что в серии пенальти ребята хорошо пробили.
– Что ты испытывал перед серией пенальти?
– Не знаю, я спокойно сел на скамейку, подышал, попил водички и полноценно выдохнул. Оставался один шаг, и нужно было чуть успокоиться перед серией пенальти.
– Что не получилось в матче против Иордании?
– Игра была равная, грандиозных моментов не было ни у нас, ни у них. Гол вышел не вытекающим из игры с рикошетом. Если брать весь Кубок Азии, то где-то нам везло, но не в матче против Иордании. У нас закончился внутренний ресурс. Было тяжело удержать это состояние, потому что потратили много эмоций и сил. Грубо говоря, 140 минут мы сыграли с Эмиратами, с тем же Ливаном сыграли 90, и ещё около 20 минут было добавлено суммарно.
«Не скажу, что у России против Таджикистана был боевой состав»
– Вместе с Таджикистаном по турниру поднимался Узбекистан. Насколько в сборной Таджикистана следили за успехами соседей? Было ли какое-то заочное соперничество, кто пройдет дальше на турнире?
– Не было никакого соперничества. Мы концентрировались на своей игре. За Узбекистан мы переживали, это наши соседи и братский народ. Хотелось с ними встретиться в финале Кубка Азии. Нам было приятно, что нас люди из Кыргызстана, Казахстана и даже Ирана поддерживали на стадионах в Катаре.
– Когда сборная России в 2022 году с Таджикистаном и Узбекистаном сыграла вничью, все считали, что это провал. На твой взгляд, теперь мнение об уровне этих сборных будет другим?
– Не скажу, что тогда у сборной России был боевитый состав. Хочется снова сыграть против России, но уже против сильнейших ребят. В 2022-м всё-таки очень много дебютантов вышло против нас, но всё равно эти люди играют в Премьер-лиге, обладают неплохим уровнем. Если вспоминать тот матч, то сборная России ничего опасного не создала, как и мы. Что касается нашего прогресса, то у нас впереди отборочные игры к ЧМ-2026, будем стремиться повышать планку.
– Если представить, что Россия была сейчас участником Кубка Азии, то на что мы могли бы рассчитывать?
– Японцы числились фаворитами турнира, но уже на групповой стадии им попался боевитый Ирак. Ирак, который, к слову, сборная России обыгрывала в товарищеском матче. В матче против японцев они выдали сумасшедший уровень и без шансов закрыли соперника. Сложно прикидывать, но из группы Россия вышла бы, а дальше всё зависело бы от везения и уровня соперников. Когда играешь по 140 минут, то одного класса недостаточно.
– Если Россию долгое время не будут возвращать в турниры от УЕФА, имеет смысл рассматривать переход в Азию?
– Это решение за чиновниками. Им решать, но если тебя не ждут в Европе, то смысл ждать? Другой вопрос, ждут ли Россию в Азии? Здесь нужно изучать вопрос федерации. В Азии уровень повышается, всё больше конкурентоспособных сборных, поэтому для России – это не худшая альтернатива.
«На Евро-2008 Колодин лупил по воротам Ван Дер Сара, а спустя несколько лет уже по моим»
– Предлагаю вернуться во времена, когда ты ещё был футболистом нижегородской «Волги». Правильно я понимаю, что ты попал в команду, когда она выступала уже в ФНЛ?
– Всё верно. Были большие финансовые проблемы у команды, не могли дозаявлять футболистов и так вышло, что к основному составу подтянули меня. К сожалению, дебютировать в ФНЛ так и не вышло, потому что хоть у меня и был долгосрочный контракт, но уже через полгода команда обанкротилась.
– Как ты узнал о том, что твой родной клуб прекратит существование?
– Начался тренировочный сбор летом 2016-го, пришли руководители и сказали, что команда закрывается.
– Ты подростком наблюдал за выступлением «Волги» в РПЛ несколькими годами ранее. Кто был твой любимый футболист?
– Когда мне было лет 15-16, то мне довелось тренироваться с некоторыми футболистами, которые работали в отдельной группе. Это Сергей Парейко, Александр Шуленин, Роман Концедалов, Денис Колодин, Марцин Ковальчик и Ариэль Борысюк. Все они оказались качественными футболистами и хорошими людьми, очень простыми в общении.
– Кто-то по-футбольному удивил? Все же знают, что Колодин – пушка страшная.
– Да, Колодин мощно лупил. У него к тому моменту «кресты» уже были. Говорили, что удар послабее стал. Приятное ощущение, что я смотрел Евро-2008, где Денис лупил по воротам Ван Дер Сара, а спустя несколько лет уже стрелял по моим.
– Твой дядя болеет за московский «Спартак». Был ли у тебя любимый клуб из России?
– Дядя до сих пор большой фанат «Спартака», постоянно берёт абонемент. У меня и покойный дедушка очень переживал за «Спартак». Что касается меня, то я топил за родную «Волгу».
– Кто был твоим любимым вратарем, которому ты в детстве подражал?
– По манере игры мне всегда нравился Гильерме, потому что он играл очень активно, снимал 80-90 процентов верховых передач. Мне очень импонировало это качество у него. Это можно тренировать, но ему это было дано, потому что он и сам очень высокий.
«Однозначно поехал бы играть в РПЛ, но для меня важно, чтобы «Истиклолу» заплатили за меня»
– Правда, что ты мог ранее перейти в «Ростов»? Насколько трансфер был близок и почему сорвался?
– Первый раз переход сорвался из-за моих проблем со здоровьем, я сломал палец. Это было примерно лет пять назад, ещё до коронавируса. Ещё раз «Ростов» хотел подписать меня совсем недавно, но в «Истиклоле» отказались продавать меня, потому что у нас была Лига чемпионов и на меня рассчитывали.
– У меня нет никаких сомнений, что ты потянул бы уровень РПЛ. Рассмотрел бы ты предложение от российских клубов в будущем?
– Конечно. Однозначно бы рассмотрел и поехал, но для меня есть один важный и принципиальный момент.
– Какой?
– Мне важно, чтобы за меня заплатили деньги «Истиклолу», потому что я благодарен этому клубу и хочу, чтобы он на мне тоже что-то заработал. Ещё у меня есть мнение, что когда за тебя платят деньги, то к тебе чуть другое отношение, нежели к свободному агенту.
– Расскажи о совместной работе с Игорем Черевченко.
– Мне было очень комфортно работать с Игорем Геннадьевичем. Будь моя воля, я бы хотел, чтобы он остался подольше в команде.
– В текущем сезоне Азиатской Лиги чемпионов «Истиклол» попал в одну группу с «Аль-Насром», в составе которого сейчас выступает Криштиану Роналду и другие яркие футболисты. Что это за команда?
– Не могу не сказать про нашу группу. Нам попался чемпион Катара «Аль-Духаиль», чемпион Ирана «Персеполис» и одна из лучших команд Азии «Аль-Наср». Сначала мы сыграли против «Аль-Духаиля» и затем с «Аль-Насром» и была заметная разница в скоростях. Команда Роналду не давала нам выдохнуть, шло постоянное давление. Мы играли до 65 минуты неплохо, но затем пропустили. Надо понимать, что с катарскими футболистами играют мировые звёзды и тоже заметно прибавляют на их фоне.
– У тебя с Роналду был классный эпизод. Криштиану поторапливал тебя при исполнении удара от ворот. Португалец заметно нервничал, а ты на полном спокойствии не спешил вводить мяч. Затем Криштиану неожиданно подошёл к тебе и извинился. Как это выглядело от твоего лица?
– Когда «Аль-Наср» начал нас давить, то я стал сбивать темп, чтобы и ребята выдохнули, и соперника вывести из себя. Очень часто такое видел в исполнении миланского «Интера», который до финала Лиги чемпионов дошёл и постоянно «сушил» игры. Так получилось, что Криштиану начал мне высказывать на эмоциях, мы сцепились словесно, но затем случился удар в его исполнении, который я отбил. Криштиану подошёл, пожал руку и сказал: «good job» (пер. хорошая работа).