В нынешнее биатлонное межсезонье крайне неоднозначные новости приходят из Югры. Были уволены авторитетные тренеры Владимир Брагин и Андрей Русских, а двумя годами ранее был отправлен на пенсию дуайен российского тренерского цеха Валерий Захаров. Покидают команду и спортсмены. Вслед за Кристиной Резцовой в другие регионы отправились Елизавета Каплина и Михаил Бурундуков. Metaratings.ru разбирается, что стоит за потрясениями в главном биатлонном регионе России.
Осень патриарха
Два года назад лишился поста старшего тренера женской сборной Валерий Захаров – фигура в Югре по-настоящему культовая. С именем этого специалиста связаны все успехи югорского биатлона: воспитание таких ярких спортсменов, как Ольга Анисимова, Светлана Слепцова, Алексей Волков, Екатерина Шумилова, и многолетнее лидерство Югры во всевозможных медальных и командных зачётах на всероссийском уровне. Захаров – настоящий энтузиаст своего дела, который мог дни и ночи проводить на базе, занимаясь подготовкой спортсменов.
В последние годы тренер испытывал определённые проблемы со здоровьем. Несмотря на это, последний сезон (2021-22) его подопечные завершили очень ярко. В эстафете югорская команда обошла «дримтим» Михаила Шашилова из Свердловской области и выиграла медальный зачёт чемпионата России.
На смену Захарову был приглашён более молодой специалист с опытом работы в национальной команде Сергей Коновалов, а самому мэтру была предложена роль консультанта, которая его, конечно, не устроила. Возможно, руководству стоило весомее оценить заслуги авторитетного наставника и дать ему должность почётного вице-президента или подобную ей, подчеркнув уважение и высокий статус.
Сам Захаров не стесняется критиковать нынешнее биатлонное руководство. Вот его монолог для Metaratings.ru.
«Редькин (главный тренер сборной Югры. – Metaratings.ru) явно оторвался от реальности. Всех своих поувольнял, а набрал непонятно кого. Мы не сошлись с ним и весь последний год он под меня копал. Кончилось это тем, что в мой последний сезон Кристина Резцова приехала с медалью Олимпийских игр и попросила пробежать обе смешанные эстафеты. Я возражать не стал, она заслужила. Вечером Редькин звонит мне кривой и еле шевелит языком: «Ты зачем Резцову заявил? Я тебе запрещаю». Утром я спрашиваю Кристину, какие у неё проблемы с Редькиным. Она ответила, что после Олимпиады он просил её записать его своим личным тренером и поделиться призовыми деньгами. Кристина послала его куда подальше, а сейчас вообще уходит в другой регион.
С этого всё и началось, а затем на моё место потихоньку поставили другого человека. Идти разговаривать в окружную администрацию я не видел смысла, поэтому плюнул на всё и ушёл. Не в моём возрасте нервы трепать. Потом меня вызвал директор спортивного департамента и начал сказки рассказывать, что со мной готовы работать и дальше. Я ему дал ясно понять, что с Редькиным работать не буду. В итоге этого товарища сейчас тоже выгнали. Я его спросил, какие у них аргументы. "Ты что, Валерий Палыч, он же олимпийский чемпион", – был ответ. Но нет такой профессии олимпийский чемпион. В какой он работе себя показал? По сути он подмял под себя их всех и руководил ими.
Сейчас я вижу, что всё у них рушится: Спартакиаду провалили, спортсмены недовольны и уходят один за другим. Не знаю, о чём он думает? Чувствуя, что под ним всё шатается, обещает подготовить молодёжь к 2030 году. Но у них своих уже нет никого, всех берут из других регионов», – рассказал Захаров.
Сложное совместительство
Владимир Брагин прошедший сезон провёл практически на трёх должностях. С одной стороны, он возглавлял юниорскую сборную, с другой – руководил тренерским советом, а с третьей работал личным тренером Петра Пащенко, единственного югорского биатлониста, сумевшего отобраться в сборную страны, благодаря серебряной медали на чемпионате России в Тюмени.
В целом результат мужской сборной можно назвать провальным, а её наставник Сергей Алтухов получил на тренерском совете «неудовлетворительную» оценку. Однако в итоге уволили Брагина и тренера резерва Андрея Русских, чью работу как раз оценили как удовлетворительную.
Одной из версий увольнения Брагина может быть оптимизация, при которой тренер-совместитель, работающий с одним спортсменом, оказался просто не нужен. По другой версии, причиной мог стать тот факт, что в должности руководителя тренерского совета он не отстоял югорских спортсменов, численность которых в сборной была сокращена до минимума. Из пяти человек в женской команде осталась одна Резцова, которая при этом ушла в Московскую область.
«Два года назад убрали Валерия Павловича Захарова, а сейчас дошла очередь до Андрея Алексеевича Русских и до меня. Помимо этого, уволили Дмитрия Тишинского, который возглавлял одну из лучших сервис-групп в России, а с ним ушли и ещё несколько специалистов. Я три года работаю в центре спортивной подготовки сборных команд России, а в Ханты-Мансийске работал на полставки тренером-консультантом Петра Пащенко. В том году меня пытались уволить. Встретились с директором ЦСП, но в итоге вопросов не оказалось, и мы продолжили работу. В этом году была такая же ситуация. Сначала сказали уволят, потом оставят, но в итоге всё же уволили.
Я поинтересовался у Евгения Леонидович Редькина, в чём проблема. Он ответил, что я не устраиваю тренеров мужской команды Югры. Странно, спортсменов я устраиваю, результат у моего подопечного есть, а тренеров не устраиваю. Зимой было два основных мероприятия – Спартакиада и чемпионат России в Тюмени. Как команда выступила? На Спартакиаде в десятку на четырёх дистанциях попали только Алексей Вагин и Пащенко. Это же неслучайно. На чемпионате в Тюмени – то же самое. В десятку попал только Пащенко, который и принёс медаль. Но эти тренеры его устраивают, а другие не устраивают. Результаты в спорте на табло. Общался на эту тему с президентом федерации Эдуардом Рябовым, спросил, какие ко мне претензии. Он отправил к Редькину.
Русских 30 лет проработал в команде, работал в сборной России, давал результаты, но чем-то не устроил и его уволили. Не знаю, что там дальше будет с таким подходом, но результаты падают с каждым годом, притом что эта команда имеет один из самых высоких бюджетов. Долгие годы Югра была сильнейшей биатлонной командой России, и мне печально, что всё рушится. Сейчас на централизованную подготовку попал один Пащенко», – рассказал Metaratings.ru Брагин.
Лучшие бонусы от партнёра Союза биатлонистов РоссииНедовольство спортсменов
Ещё одной проблемой региона стал уход спортсменов. Кристина Резцова уже в начале межсезонья объявила о возвращении в родную Московскую область, где Алексей Нуждов создаёт для спортсменов хорошие условия. Елизавета Каплина отказалась работать с региональными тренерами из-за недовольства недостатком внимания с их стороны и также решила сменить регион, уговорив последовать её примеру своего бойфренда Михаила Бурундукова. Пара планировала перейти в Тюмень, однако Югра отказалась отпускать одну из сильнейших своих биатлонисток к прямому конкуренту.
В итоге переход Бурундукова согласовали в обмен на юниора Тимофея Грехова, а Каплиной пришлось отправиться в Башкортостан, где как раз дефицит сильных биатлонисток и не набирается даже женской эстафетной команды. Зато теперь она сможет бегать сингл-микст с Эдуардом Латыповым или Антоном Бабиковым.
Главный тренер сборной Югры не стал давать развёрнутых объяснений и коротко прокомментировал для Metaratings.ru сложившуюся ситуацию.
В мою компетенцию не входит увольнение персонала. Все решения согласованы на уровне руководства федерации и заместителя губернатора. Что касается спортсменов, то я не жалею об уходе Кристины Резцовой, а Каплина и Бурундуков вправе принимать решения, какие они хотят.
Евгений Редькин
По нашей информации, к Русских и Тишинскому у спортивного руководства округа действительно имелись серьёзные и обоснованные претензии, однако предметно объяснять их главный тренер не стал.
Как это часто бывает в любой конфликтной ситуации, у каждой из сторон своя правда, однако печально, что на фоне смены руководства региона главный вид спорта округа биатлон оказывается в тяжёлом положении, притом что и лыжные гонки в Югре в последние годы идут по нисходящей.
Конечно, крушение многолетнего гегемона обрадует многих конкурентов, но для российского биатлона потеря позиций столь мощной базы может вызывать только сожаление.