Ренат Янбаев один из лучших крайних защитников золотого времени российского футбола – рубежа нулевых и десятых годов. Он ездил на Евро-2008, 10 лет отпахал за «Локомотив», поиграл в аренде за «Зенит», участвовал в Медиалиге, а профессиональную карьеру завершил вместе с другими звёздами в ногинском «Знамени».
С января Янбаев – спортивный директор этого клуба, который сменил курс развития: вместо звёзд прошлого за «Знамя» сейчас играют молодые футболисты.
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru призёр чемпионата России и двукратный обладатель Кубка страны рассказал:
- какие зарплаты в его клубе и как приходится выбивать для игроков премиальные;
- почему судья Кукуляк не поставил пенальти в ворота «Зенита» в матче с «Динамо»;
- как Ренат совмещал игру за «Знамя» и в Медиалиге;
- какой руководитель Ольга Смородская;
- почему Янбаеву не удалось остаться в «Зените»;
- будет ли он делать Fan ID.
«Наша максимальная зарплата – 40 тысяч рублей на оставшуюся часть сезона»
– Прошло два месяца, как вы стали спортивным директором «Знамени». Что входит в ваши обязанности?
– Все получилось внезапно и быстро. В этот момент ушли все звезды, включая меня (улыбается). Всего команду покинуло 11 человек. Нужно было заново собирать коллектив. Кроме этого, мы расстались с тренерским штабом и прежним спортивным директором.
– Раньше в команде играли Янбаев, Павлюченко, Шишкин, Ещенко, Бурлак, Шешуков. Почему нет никого их уровня при новом спортивном директоре?
– Лично я хочу видеть в команде молодых ребят, но в руководстве мне говорят, чтобы летом надо бы попробовать кого-то пригласить. Так что ждите возможных звездных трансферов. Хотя я остаюсь при своем мнении. Мы уже удивили весь Ногинск Павлюченко, настало время доверять своим ребятам. У нас есть хороший 2007 год рождения, тренер того года помогает нам, входит в тренерский штаб главной команды.
– Как вы ищите игроков? Раньше же не было такого опыта.
– Приходится учиться по ходу. Плюс мне помогает наш исполнительный директор Евгений Лукьянов. Хотя отбоя от агентов нет. Как только «Знамя» объявило о моем переходе, сразу стали звонить люди, предлагать новичков.
– Финансовая сторона тоже на вас?
– Да, по зарплатам с новыми игроками я веду разговоры. Наша максимальная зарплата – 40 тысяч рублей на оставшуюся часть сезона. И такая сумма есть только у нескольких футболистов. Это было сказано всем агентам и ребятам, которых мы рассматриваем.
– На что футболисты питаются?
– У нас есть питание после тренировок в команде, чего раньше не было. Ну и премиальные есть. По бюджету мы идём в нижней пятёрке из всех вторых лиг страны.
– Какая самая показательная история, когда вы окончательно поняли, что работа спортивным директором тяжелая?
– Да я постоянно в кабинете у нашего владельца, обо всём с ним общаемся. Буквально недавно решил вопрос с премиями футболистам, хотя был разговор, что если мы не выйдем в первую шестёрку, то никаких премиальных не будет. Это просто часть работы.
– Широков стал спортивным директором в «Сатурне». Это конкуренция?
– Серьезно? Я не знал. Есть ли конкуренция между бывшими игроками? Мы с ним в ЦСКА немного играли вместе. Но я не рассматриваю его как принципиального личного конкурента. Там собирается команда под задачу. Могу только пожелать ему удачи.
Получить бонус до 10000 для ставок на российский футбол«Кукуляк сам говорил, что ошибся. Пенальти в ворота «Зенита» был, просто судья допустил ошибку»
– Что было самым тяжёлым в игре во второй лиге?
– Я не понимал, почему здесь бегаю больше, чем где-либо. Мне потом тренер объяснил, что в низших лигах люди ошибаются чаще. Действительно, мне на позиции крайнего защитника всегда приходилось подчищать и сразу возвращаться обратно после атак, потому что уровень футболистов совсем другой.
– Недавно Sportradar – один из главных аналитических сервисов в мире спорта – подсчитал, что в России за последний год было выявлено 92 подозрительных матча. Больше только в Бразилии. Вы сталкивались с подобным когда-нибудь?
– Я никогда не участвовал в таких матчах. Мне никогда не говорили хотя бы играть чуть с меньшей отдачей, всегда выкладывался на 100%. Когда играл в «Знамени» во второй лиге, чувствовал, что судьи процентов на 70 судят хуже нас, чем соперника. Иногда казалось, что команды, которые решают задачи, получают намного более лояльное судейство. Частенько казалось, что в наши ворота не ставят явные пенальти. У нас же нет VAR.
– Даже с VAR возникают вопросы, как в недавнем матче «Зенита» с «Динамо». Там судья Кукуляк мог быть в чём-то замешан?
– Нет, я Женю Кукуляка знаю, в ЦСКА ещё вместе играли. Он сам говорил, что ошибся в том эпизоде. Там был пенальти в ворота «Зенита», но судья просто допустил ошибку.
– Может, и в вашем случае судья просто ошибался?
– Был случай в игре с «Родиной». Для них игра была очень принципиальной, они выходили в Первую лигу. Мы получаем штрафной и пытаемся быстро разыграть. В этот момент их игрок ставит ногу и мешает розыгрышу, потому что мяч попадает в него. Это жёлтая карточка, а судья не просто её не показал, но даже и не свистнул. В итоге прямо с этого эпизода мы пропустили гол. Мы начинаем ругаться, Павлюченко дают жёлтую за споры. Павлик завёлся, через 10 минут что-то сказал судье, тот ему дал вторую жёлтую.
Я искренне не понимаю, как здесь можно ошибиться, когда ты бьёшь штрафной, а перед тобой стоит вплотную человек, отбирает мяч и начинает голевую атаку. Как судья может просто это не заметить? Отсюда возникают разные вопросы, особенно в матчах с теми, кому обязательно нужно побеждать.
«Вторая лига посильнее МФЛ, но 2DROTS и «Амкал» – команды уровня Второй лиги»
– Вы играли за «Наших парней» в Медиалиге. Как вам?
– Мне очень понравилось, атмосфера классная. До выхода на поле вообще ничего не знал о Медиалиге. Но подбиралась отличная компания, и я согласился. Из знакомых собрались Шишкин, Билялетдинов, Филимонов, Титов. Остальные были сотрудники РФС. Сначала было непривычно. На каждый спорный эпизод выбегали люли с камерой, споры, челленджи, выбегания на поле. Первая мысль – куда я попал?
Ту игру мы проиграли 0:3. Потом мы сыграли ещё девять матчей, я вкатился. Это мой формат, потому что можно и обратную замену попросить, когда устал. Ещё было здорово увидеть старых знакомых. Со временем уже стал спорить с судьями, работать на камеру. Во второй лиге на тебя 10 человек смотрят, а тут был полный стадион «Луч». Для меня Медиалига – кайф. Готовились, что с «Нашими парнями» стартанём весной в новом сезоне, но не сложилось.
– Ещё же совмещали со «Знаменем»?
– И это было самое сложное. В Медиалиге мог сыграть в пятницу, а за «Знамя» в воскресенье днём. Тренеру «Наших парней» Сергею Овчинникову сразу говорил, что я максимум на час сегодня, потому что впереди ещё матч за «Знамя». В «Знамени» тренерам говорил, что еду играть в Медиалигу на тайм, но внутри понимал, что буду играть час.
Но мне это очень нравилось, не из-за денег. Платили нормально только за победу. В плане уровня футбола вторая лига посильнее Медиалиги, но 2DROTS и «Амкал» – это команды уровня второй лиги, довольно сильные соперники.
– Не слишком много профессиональных футболистов в Медиалиге?
– Да, даже «Амкал» и 2DROTS прибавили, потому что там уже тренируются и играют профессиональные футболисты, а не условный Азамат Мусагалиев и другие медийные звёзды. Наверное, я с вами согласен. Медиалига должна оставаться собой, а не превращаться во второй дивизион на минималках.
– Кокорину нужно переходить в Медиалигу?
– Пусть пока играет на Кипре, у него хорошо там получается.
«Смородская – хороший руководитель и отличный финансист, всегда полностью отдавалась работе»
– Есть ли амбиции после «Знамени»? Например, пойти в близкий к сердцу «Локомотив»?
– Я пока об этом не думаю. Конечно, прогрессировать хочется любому человеку, но сейчас я спортивный директор «Знамени». Это очень трудная работа, играть в футбол легче, чем быть спортивным директором. Когда ты футболист, за тебя всё подготовили, форму разложили, ты два часа потренировался, покушал, а потом свободен. Здесь же всё время надо ездить, общаться, приходится постоянно деньги выбивать.
– Как спортивный директор вы уже по-другому смотрите на футбол. Больно было смотреть на то, что происходило с «Локомотивом», когда там набрали немцев?
– Да, было тяжело за таким наблюдать, когда команда оказалась в зоне вылета. За 10 лет в команде у меня даже близко такого не было.
– Почему так произошло?
– Я не знаю, в чём причина такого положения. Общался с игроками в «Локо», мне говорили, что, мягко говоря, не очень хорошая атмосфера в команде. Конечно, грустно о таком слышать.
– Пиняев и Дзюба дадут результат?
– Они уже его дают. Три победы в трёх матчах РПЛ, а в Кубке достойно себя показали против «Спартака». «Локомотив» с нынешним составом должен бороться за призовые места.
– Что нужно укрепить «Локомотиву»?
– Центр обороны нужно укреплять. Там сейчас молодые игроки, требуются более опытные. У них очень хорошая академия, мы взяли у них в аренду нападающего Хлынова, он уже подпускался к основе команды, в «Казанке» назабивал голов.
– Молодой Галактионов как тренер устраивает?
– Мне нравится, потому что приносит результат. Неважно, молодой специалист или нет.
– Ольга Смородская недавно вновь ворвалась в инфополе. Как относитесь к женщине во главе клуба?
– Женщина-босс была одна в моей карьере, но она всегда переживала за команду. Она хороший руководитель и отличный финансист. Часто приезжала на базу, устраивала собрания, всегда была с командой.
Она всегда отдавалась полностью в своей работе. Мы с ней выиграли Кубок, взяли «бронзу» с Кучуком. Обидно, что не стали чемпионами, так как были близки. Я согласен с Чорлукой, который как-то сказал, что при нём было только два сильных «Локомотива»: при Сёмине и при Кучуке. Всё тогда было замечательно в клубе от руководства до тренера и игроков.
– Другая важная история со Смородской в последние дни – её слова про Ману Фернандеша. Она сказала, что у португальца были проблемы с алкоголем, а тот обвинил её в шпионаже. Что-то тогда было в команде?
– Ману об этом нам не рассказывал, но Ману точно со мной никогда не пил (смеется). На базу всегда приезжал трезвым.
– Геркус буквально сразу после увольнения из «Торпедо» дал интервью о внутренней кухне клуба. Может человек выносить сор из избы, если он только недавно работал в клубе?
– Возможно, его там обидели сильно. В «Локомотиве» я с ним работал недолго. Выиграл кубок и ушёл. Всё, что я помню, было нормально. Благодаря ему Фарфан пришёл в команду. Я даже пожалел, что тогда решил уйти из «Локомотива».
«За сборную должны играть только россияне. Исключения – Гильерме и Марио Фернандес»
– С Павлюченко вы хорошо общаетесь. Как отреагировали на новость, что он может перейти в «Уфу» ради того, чтобы забить 200-й гол в клубной карьере?
– Я ему сразу сказал: «Какая «Уфа»? Выйдешь за «Знамя» и забьёшь свой гол!» Летом, если всё нормально будет, снова сыграет за нас. Свой 200-й гол Павлюченко забьёт за «Знамя».
– Зимой все говорили, что Дзюба старый, но в итоге человек регулярно забивает за «Локомотив». Павлюченко мог бы так же сейчас?
– Думаю, нет. 41 год Павлику, а Дзюбе 34 – это большая разница. Я в 34 ещё был в РПЛ, но в 35-36 уже становится сложнее намного. Дзюба ещё может поиграть, я не считаю его старым.
– Но Дзюбе, как сказал Карпин, уже нет места в сборной, пока она живёт в своём нынешнем состоянии. Вы ставите себя на место игроков сегодняшней сборной?
– Ситуация сложная, хорошо, что наше поколение в ней не оказалось. Сейчас приходится просто жить с этим положением. Считаю, что мы должны играть такие матчи, как с Ираном и Ираком. В любой момент мы можем вернуться обратно, нужно быть готовым.
– Важный вопрос к вам как одному из лучших левых защитников прошлого поколения. Почему с уходом Жиркова в сборной до сих пор нет сильного игрока на эту позицию?
– Кудряшов играл очень хорошо. Левшей в целом мало, так что это всегда проблема. Соглашусь, что пока мы не нашли похожего по уровню на Жиркова игрока.
– Как относитесь к натурализации? Запустилась целая волна по получению российского гражданства.
– Это уже не первый год идёт. Моё мнение, что играть должны только россияне. Исключения – Гильерме и Марио Фернандес, который реально был лучшим на своей позиции. Гиля же вообще настоящий русский. Мне кажется, он здесь останется жить и будет работать. Ему очень нравится в России.
Поставить на голы «Зенита»«Если бы внимательнее подошёл к арендному контракту, наверное, поборолся бы за место в «Зените»
– Не напрягает положение «Зенита»? Команда даже в нынешнем виде делает ставку на легионеров и не даёт шансов молодым игрокам.
– Иностранцы есть во всех командах. Мы уже привыкли, что «Зенит» неизменно становится чемпионом. Этот сезон не станет исключением.
– Вы провели в «Зените» всего полгода и вернулись в «Локомотив»…
– Я хотел остаться. Симутенков (тренер «Зенита», – прим. Metaratings.ru) говорил готовиться к сборам, но потом Кирилл Котов сказал возвращаться. Я ему чётко отвечал, что не хочу возвращаться. Я играл в составе, очень хотел продолжать играть за «Зенит». У меня тогда получилась перезагрузка карьеры, Капелло вызвал в сборную. И тут – бац, звонок: «Ты возвращаешься в «Локомотив».
А у Билича я не играл в начале сезона, потому что ещё раньше не выходил у Коусейру. Поэтому мне было обидно уходить из того места, где я хорошо себя чувствовал. В «Зените» было круто. Самое главное, что Спаллетти меня хотел видеть и доверял мне. Сейчас уже можно сказать, что «Зенит» несколько раз хотел меня купить у «Локомотива», но не сложилось.
– Можно было бы что-то исправить?
– Когда «Зенит» вышел с предложением, я не играл и готов был уйти на любых условиях. Даже не обратил внимание, что был пункт, по которому у «Зенита» нет права выкупа, а «Локомотив» в любой момент мог бы вернуть меня. Если бы чуть внимательнее подошёл к арендному контракту, то удалось бы, наверное, побороться за место в «Зените».
– Малком близок по уровню к Халку?
– Оба левши и техничные парни. Малком выглядит очень мощным, но Халк кажется сильнее. Тогда и чемпионат был посерьёзнее, а Халк, бывало, один на себе тащил команду.
«Fan ID делать не собираюсь. Мне футбол и по телевизору очень хорошо смотрится»
– «Зенит» – вершина карьеры в РПЛ. Надо ли уезжать дальше?
– Я бы так категорично не говорил. Тот же «Локомотив» – топ. А уезжать надо только в сильную лигу. Даже в условный «Галатасарай» ехать не стоит. Как минимум во Францию или в Италию. Но таких топовых игроков, которые это могут потянуть, меньше 10 на всю лигу.
– Новость последних дней. «Боруссия» предлагала 40 млн евро за Головина. Вы на месте спортивного директора как бы поступили, если бы сейчас оказались в «Монако»?
– Для меня было бы ошибкой отпускать такого игрока. Приоритет спортивного директора – сохранить сильного футболиста. Но для Головина «Боруссия» – это шаг вперёд.
– Сейчас «Химки» постоянно дарят инфоповоды. Главный тренер команды Спартак Гогниев матерился на игроков, а ранее «Чемпионат» писал, что дело чуть не дошло до драки игроков с тренером. У вас были похожие случаи?
– Слава богу, что против меня ни игроки, ни тренер не распускали руки. Кричать могли, но унижений тоже не было. Юрий Палыч Сёмин был очень жёстким, но на личности никогда не переходил. До криков в раздевалках доходило, но к людям у него отношение было всегда корректное.
– С Гогниевым вы пересекались?
– Да, в «Кубани» и в ЦСКА. С ним вообще не было ни одной жёсткой истории. Даже если попытаться вспомнить какую-то грязь, не получится – тогда он был очень спокойный, не такой горячий, как пишут сейчас.
– Какие мысли о Fan ID?
– Моё мнение, что фанаты должны поддерживать свои команды. Плохо, что они сейчас не ходят. Спокойно отношусь к этому, но сам делать не собираюсь. Зачем мне это надо? Мне очень хорошо футбол по телевизору смотрится.
– Важная история последнего года – переход российских игроков в другие сборные. Наир Тикнизян недавно дебютировал за Армению и в интервью Metaratings.ru одной из причин назвал отстранение сборной России. Вы бы смогли сменить спортивное гражданство?
– Если бы я знал, что Россия лет 10 не будет играть на высоком уровне, я бы задумался. Мне повезло, что не пришлось встать перед таким выбором. В таких вещах нужно прислушиваться к своей интуиции.
Квиз: