Вице-президент Союза биатлонистов России (СБР) с полномочиями главного тренера Павел Ростовцев в эксклюзивном интервью Metaratings.ru подвёл итоги тренерского совета, рассказал об оценке работы тренеров сборных команд, работе по улучшению скорострельности, календаре и программе подготовки юниоров.
«Мы оценивали динамику спортсменов в спринтерских гонках»
– Какие впечатления у вас остались от тренерского совета? Насколько удовлетворили отчёты тренеров сборных команд?
– Мы удовлетворены на 50-60 процентов. Информации много, она вся интересная. Была непростая задача в 15 минут вложить всё, что сделали, и показать не только хорошую сторону, но и проблематику. Над формой доклада и формой доведения информации ещё предстоит работать, но в целом сегодня очень чётко в докладах тренеров прозвучало, какие спортсмены добавили в каком компоненте, в чём есть снижение уровня мастерства. Это очень хорошие аналитические данные, чтобы приступать к разработке планов на следующий сезон. Аналитика в целом признана очень хорошей.
– Когда есть международные старты, основной критерий – это выступление на чемпионате мира и Олимпийских играх. Как вы оценивали работу тренеров в этом сезоне?
– Безусловно, все тренеры знали, что главные старты сезона – это финал Кубка России в Чайковском и чемпионат России в Ижевске, потому что они проходили в сроки проведения чемпионата мира. Чемпионат России по олимпийским дисциплинам в Ханты-Мансийске также важен. По сути к этим трём стартам и велась подготовка.
Мы оценивали динамику. В частности, какие места тот или иной спортсмен показывал в спринтерских гонках. Они самые показательные, потому что в масс-старте и преследовании спортсмены могут не идти на полную мощность последний круг. Мы посмотрели, как меняется отставание от лидеров, какие места они по скорости занимают. В раздаточных материалах были даже коэффициенты скорости. Было чётко показано, в оптимальной ли форме подошёл спортсмен к этим стартам.
Лучшие линии для ставок от партнёра СБР«При взаимодействии с Еленой Вяльбе стоит продолжать поиск талантов в лыжных гонках»
– Но условия соревнований в разных местах различались.
– Конечно, есть фактор лыж. Конечно, есть фактор здоровья, но в целом картинка вырисовывалась. Показатели стрельбы также в свободном доступе на международном уровне и у нас. Это процент попаданий стоя и лёжа и время пребывания на огневом рубеже лёжа и стоя. Конечно, можно сравнить эти показатели с лидерами Кубка мира. У нас здесь громадное отставание как по точности, так и по скорострельности.
Продолжая работу над техникой стрельбы и развитием функциональных качеств, мы понимаем, что основной резерв у нас – это стрелковая подготовка, причём это касается не только одной группы, а всех четырёх групп основного состава и резерва. Везде есть проблемы в стрелковом плане. Когда при идеальной погоде наши лучшие юниоры получают по четыре-пять кругов штрафа в гонке преследования, это вызывает большие вопросы. Это просто недопустимо. Наши молодые и одарённые спортсмены не должны так стрелять при хороших погодных условиях.
– Это вы говорите о первенстве России в Красноярске?
– Здесь тоже есть такая проблема.
– Как вы оцените успехи Наталии Шевченко в её первый сезон в биатлоне? У вас есть планы приглашать и дальше перспективных спортсменок из лыжных гонок?
– Планы, конечно, есть, и оценка может быть только самая положительная. Я вчера поздравил Наталию на своей страничке «Вконтакте» и сказал, что она не только хороший результат показала, но и прошла шесть рубежей с одним штрафом при достаточно высоком уровне напряжения. Молодец, что ещё сказать. Дай Бог, будет и дальше так прогрессировать. Спортсменка 2000 года рождения – это хорошая находка для российского биатлона. При взаимодействии с Еленой Валерьевной Вяльбе стоит продолжать поиск таких талантов, обучаемых в стрельбе.
«Уровень устойчивости винтовки сейчас вдвое ниже, чем в наши времена»
– Вчера вы слышали заявления Томаса Баха по итогам исполкома МОК? Кто-то из российских спортсменов может выступить на таких условиях в биатлоне?
– Если честно, я не слышал. Вчера мы готовились к тренерскому совету. Я провёл много консультаций и встреч, а насчёт комментариев в прессе я не хочу высказываться.
– Вы презентовали план подготовки резерва сборной России на предстоящий сезон. В чём он заключается?
– Задача в том, чтобы в юниорскую и основную команду приходили спортсмены с определённым уровнем умений. Люди, которые становятся победителями всероссийских и международных стартов порой ни дня не катались классическим ходом и даже не умеют стоять на лыжероллерах в нём. Отсюда проблемы в технике и проблемы переноса веса тела и тактико-технических действий. У нас приходят в команду спортсмены, у которых длина траектории 0,30 секунды до выстрела при удержании на стрелковом тренажёре. В своё время у нас этот показатель был 0,10-0,12, а сейчас практически ни у кого нет показателя лучше 0,30.
– 0,10-0,12 было у вас лично или у всей команды?
– У нас это был средний уровень в команде, а сегодня свыше 0,2. В два раза ниже уровень устойчивости винтовки. Отсюда у нас и проблемы в стрельбе на 60 процентов, непонимание, как стрелять лёжа, как работать с ветром и так далее. Мы хотим, чтобы не только спортсмены показывали высокие результаты в молодом возрасте, но и понимали, за счёт каких нагрузок эти результаты достигаются.
Это главная идея. На основе современных научных подходов мы будем определять потенциальные возможности современных молодых спортсменов. Оснащение протокола тестирования сегодня нам позволяет это сделать, и мы определим несколько десятков человек, которых будем обучать, сопровождать и тренировать.
Квиз: