Осенью 2014 года 19-летний Дмитрий Ефремов выходил за ЦСКА в матчах с «Ромой», «Баварией» и «Манчестер Сити», а весной дебютировал за сборную России у Фабио Капелло, но прошло ещё три года, прежде чем он вновь сыграл за ЦСКА против европейского гранда, мадридского «Реала».
Летом 2019-го Ефремов вышел в стартовом составе на дерби со «Спартаком», однако вместо новой роли в команде получил тяжелую травму в столкновении с Самюэлем Жиго. Зимой его контракт закончился, а после отрезков в «Урале» и «Крыльях» Дмитрий осенью 2021-го стал одним из лидеров тольяттинского «Акрона», который за 9 туров до финиша Олимп ФНЛ идёт в 5 очках от зоны стыковых матчей.
К 26 годам он поработал с топовыми российскими тренерами, поиграл против звезд мирового футбола, а в Википедии на его счету два чемпионства, Кубок и три Суперкубка России, которые Ефремов не считает по-настоящему своими. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru полузащитник «Акрона», который сейчас продолжает восстанавливаться от повреждения, рассказал:
- как реагировал на дедовщину от легенд ЦСКА;
- можно ли было улыбаться в сборной у Капелло;
- чем его поразили Тотти и Алаба;
- как над ним подшучивали Слуцкий и Гончаренко;
- что думает о Жиго, который выбил его из футбола на полгода;
- в какой футбол играл его «Слован» при знаменитом тренере Трпишовски;
- верит ли в то, что вернётся в топ-клуб, как экс-партнер Чернов.
«Ну, поорут Дзагоев с Игнашевичем и Вернблумом – на следующий день снова пойду обыграю. Не получится – через 5 минут сделаю то же самое»
– Твой друг из Ульяновска, с которым ты был в Академии Коноплёва, карьеру уже завершил, а у тебя был нефутбольный заработок?
– Друзья на районе лет в 11 попросили помочь им (смеется). Делали что-то типа утеплителей для труб. Я вмазался зачем-то, потом пожалел, потому что было холодно, можно было серьёзно заболеть. Но на этом всё.
– Когда понял, что будешь зарабатывать футболом и других вариантов искать не надо?
– Это сейчас дети знают, кто сколько зарабатывает, агентов, а я до того, как подписал первый контракт, вообще не задумывался о том, что надо работать – и тогда в футболе будут огромные деньги платить. Я просто получал удовольствие от игр и тренировок, жил футболом. 15-летнему брату, который сейчас в «Ростове», всё время говорю: «Вообще расслабься, играй, тренируйся, ни о чём не думай».
– Многие уходили из Академии Коноплёва, когда её финансирование прекратил Роман Абрамович. Ты тоже ушёл в тот момент?
– Да, но я ушёл не бесплатно, ЦСКА заплатил за меня деньги.
– В детстве примером для пацанов из Академии был Алан Дзагоев, из-за него ты начал болеть за ЦСКА. А что запомнилось из совместной игры с ним, сильно ли пихал?
– Играть вместе пришлось постольку-поскольку, играл в основном он (смеётся). Дзага в жизни добрый, но на тренировках и играх очень эмоциональный, полностью каждому моменту отдаётся и переживает его. Может психануть, но я не обижался. Ну, поорали они с Игнашевичем, Вернблумом, Березуцким, Акинфеевым. У меня с этим особых проблем не было.
Когда те же Березуцкие были молодыми, дедовщина была жёстче. Думаю, везде какая-то присутствует. Или присутствовала. Сейчас всё по-другому. Раньше младшие ребята более уважительно относились к старшим независимо от их заслуг. А сейчас им напихаешь – им либо всё равно, либо наоборот загонятся, обидятся.
– В общем, у тебя не было боязни обрезать, потерять?
– Конечно, ты не хочешь выслушивать всё это, но что сделать? Поорут и поорут. Я во время тренировок не обращал внимания, после тренировок мог прийти чуть загрузиться. Но на следующий день снова пойду обыграю, а не получится – через 5 минут сделаю то же самое.
– Сейчас вы с Базелюком играете в «Акроне», хотя в молодом возрасте выходили за ЦСКА, в 19 лет ты дебютировал за сборную. Не было звёздной болезни?
– Наверное, нет, но лучше об этом спросить кого-то другого. Я считаю, что я не зазвездился, потому что не было к тому предпосылок: было дураку понятно, что вызов на товарищеский матч с Казахстаном – это просто аванс. Конечно, было приятно, что я тоже попал в список, вышел, но это был стимул ещё больше работать.
– Капелло дал тебе дебютировать за сборную, потом включал тебя в расширенный список. Дон Фабио – правда такой тиран, при котором даже улыбнуться нельзя?
– Не знаю, Дзюба там ходил улыбался (смеется). Капелло именно менеджер: тренировку проводили помощники Семак, Симутенков, а он смотрел, подсказывал, контролировал весь процесс. Очень большое внимание дисциплине, но я был в команде всего дней 5.
«Думал, Алаба к 80-й минуте подустал, я от него убегу. А он как втопил!»
– Ты играл в Лиге чемпионов с «Реалом», «Ман Сити», «Баварией», но больше всех тебя впечатлил Тотти?
– Тотти был действительно в порядке. Всё видит на поле – футболистище. Спиной, не глядя отдаёт на 50-60 метров игроку один в один. Космос! Прямо выделялся.
«Бавария» больше берёт командной игрой. Игроки очень много бегают, все 90 минут играют на предельной концентрации и максимальных скоростях, всегда готовы прессинговать, бежать. Минуте на 80-й я был с мячом, думал, что Алаба подустал, сейчас я от него убегу – а он как втопил!
«Реал» мы обыграли, наверное, благодаря доскональному изучению соперника. Там не было нескольких ключевых футболистов, но на разборе нам разжевали всё: каждый был готов физически к тому, чтобы много бегать, отбирать мячи.
А когда обыгрывали «Сити» в 2014 году, у нас самих играли именитые футболисты.
– Ты рассказывал, что у Вагнера невозможно было отобрать мяч. Он действительно был в таком порядке без особой работы на тренировках?
– Как говорится у нас, футболистов: «Пусть тренируется тот, кто играть не умеет» (смеется). На тренировках иногда он позволял себе работать в послабляющем режиме, а в играх выходил и решал эпизоды. На это любой тренер скажет, что, если игрок выходит и забивает по два в каждой игре, то на тренировке пусть хоть с сигаретой стоит. Думбия тоже не сказать, что тренировался лучше всех, но забивал по два за матч.
«Кого сейчас Слуцкому стесняться и бояться? Кто у нас ещё тренировал в Англии и Голландии?»
– Ты говорил, что Набабкин скручивал номера на машине Васина, в чай могли высыпать солонку соли, причём всем, в том числе Игнашевичу. А сам такое делал?
– Ну, Игнашевича я уже только Сергей Николаевич зову, он уже тренер (улыбается). Сам шутил над Набабкиным, Васиным, Цауней, Дзагоевым. Не трогаем тех, кто не в нашей компании и не может понять прикол. Фролов в «Крыльях» в такой ситуации немного обиделся.
– У тебя два чемпионства, серебро РПЛ, Кубок России, три Суперкубка, но ты не особо ими гордишься?
– Как говорит Слуцкий, у меня регалий в стране больше, чем у Халка. Конечно, я не считаю, что я что-то выиграл. В первом чемпионском сезоне сыграл условно три игры по 5-10 минут. Во втором – побольше, но по факту только Суперкубок с Виктором Гончаренко могу занести себе в актив.
– Слуцкий в последнее время очень много нервничает, сорвался на арбитра после матча с «Ростовом». В ЦСКА он таким не был, поводов не было?
– Тогда он себе такого не позволял. Может, не было поводов – в чемпионате у нас дела, в основном, шли хорошо. Но и чего ему сейчас стесняться и бояться? В России он всё выиграл, тренировал сборную, работал в Европе – кто у нас ещё тренировал в Англии, Голландии? Раньше он больше переживал за всё, а сейчас стал к этому проще относиться.
– Бывало ли такое, что Слуцкий давил на молодых игроков и сваливал на них ошибки лидеров?
– Не скажу, что давил. Наверное, всегда и везде лидерам смягчают какие-то вещи, а молодым все шишки достаются.
«Жиго может сыграть жестко, а потом его еле коснутся – и он валяется, как будто его убили»
– Было неожиданно в 2018 году вновь оказаться в ЦСКА после сезона в ФНЛ за «Оренбург»?
– Я был в Москве с дублем, ждал вариантов. Как бы это ни звучало, не было бы счастья, да несчастье помогло. Саша Макаров тренировался с командой на сборах, но получил очень неприятную травму колена. Меня вызвали потренироваться, честно говоря, как фишку. Я согласился поработать с классными футболистами. А дальше, видимо, переубедил Виктора Михайловича [Гончаренко], что я всё-таки нужен.
– Всех мучает вопрос: почему тот молодой ЦСКА, дважды обыгравший «Реал», с годами становился только хуже?
– Честно, не знаю. Очень сложно ответить. Возможно, где-то не хватило опыта – в сезоне 2018/19 у нас получалось за счёт молодости, характера, желания. Потом должен был прийти опыт, но он не пришёл. Много мячей мы пропускали в концовке или просто не могли дожать соперника. Например, у «Зенита» весь матч ничего не получается, а в концовке они забивают с углового – и всё. ЦСКА так просто матчи не давались. Но в следующем сезоне я почти сразу получил травму, не был вовлечён полноценно в тренировочный процесс.
– Ещё один трудный вопрос: неужели Чалов реально так сломался из-за срыва перехода в «Кристал Пэлас»?
– Может быть. Не знаю, насколько реален был переход, но, может, психологический момент имел место. Не думаю, что это сильно влияло на него, он профессионал, но бывают чёрные и белые полосы. Да, он не забивал, не отдавал так много, но это стечение обстоятельств. Все нормальные специалисты отмечали, что он делал хороший объём работы.
– Рассчитывал ли ты продлить контракт, истекавший зимой, до рокового столкновения с Жиго, и помогал ли клуб с восстановлением?
– До травмы мне предлагали контракт, но я отказался. Мне сказали, что есть предложение из команды, где я буду постоянно играть. В то же время в ЦСКА мне говорили, что буду игроком ротации, а в 24 года я хотел, конечно, играть. Попал в состав на дерби со «Спартаком»: думал, сейчас хорошо сыграю, закреплюсь, и, может, клуб поменяет своё решение. Но случилось так, как случилось.
Тем не менее, ЦСКА взял на себя основные обязательства по восстановлению. Они хотели и могли взять меня на сборы, но мои бывшие агенты сказали, что поеду на сборы с другим клубом. В итоге никуда не поехал и месяц сидел в Москве, за свой счёт тренировался у Безуглова.
– То есть, обиды никакой на ЦСКА не осталось?
– Обиды, наверное, нет. Виктор Михайлович в шутку говорил: «Повезло, что вообще все ушли, поэтому некоторые оказались здесь». Имел в виду не только меня, высказался обобщенно. Но в каждой шутке есть доля шутки.
– Ты говорил, что от извинений Жиго тебе ни тепло ни холодно. Со временем пришло какое-то принятие или наоборот только острее стал воспринимать?
– Мне не очень нравится, как он играет. Он сильный футболист, но на поле ведёт себя некрасиво. Может сам сыграть против кого-то жестко, а потом его еле коснутся – и он валяется, как будто его убили. Когда я играл за «Урал», в одном моменте коснулся его. Он упал, как будто я ему ноги оторвал.
В том эпизоде, который привёл к моей травме, он сыграл так специально, как и хотел. Но я был и сам виноват – расслабил тело, выключился из эпизода, поэтому так всё и произошло.
«Большой плюс Павлу Морозову, что с нуля довёл «Акрон» до ФНЛ и ставит большие задачи»
– Ты выбрал «Акрон» после «Крыльев» из-за того, что не пришлось переезжать из Самары, и рядом родной Ульяновск? И были ли другие предложения?
– Были, но сейчас говорить об этом нет смысла. Где-то нужно было подождать, где-то ещё какие-то нюансы. Решил, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Продолжаю жить в Самаре, родители из Ульяновска приезжают и помогают с дочкой, за что им большое спасибо.
Так что не увидели смысла искать квартиру в Тольятти – не факт, что получилось бы найти подходящую. Очень проблематично было снимать квартиру и в Самаре – почему-то арендодателей не смущает ребёнок, который может испортить гораздо больше, а смущает собака, хотя у меня не алабай какой-то. По воздуху что ли в этой квартире ходить?
– Ты общался с владельцем «Акрона» Павлом Морозовым, какое впечатление он произвёл?
– Я с ним общался однажды, и это был беглый разговор. Но большой плюс, что он с нуля создал команду, довёл её до ФНЛ, ставит большие задачи. Все ресурсы, чтобы команда была в элите российского футбола, для этого есть. Но нужно, чтобы все структуры клуба работали хорошо.
– В чём была причина пробуксовки на старте сезона, из-за которой «Акрон» сейчас и находится только в середине таблицы?
– Я пришёл в команду, когда сезон уже стартовал. Насколько понимаю, несколько основных игроков болели коронавирусом, плюс по ходу сезона приходили футболисты. Невозможно было стабилизировать состав. Но когда нашли оптимальное сочетание, начали друг друга понимать, появился результат. Однако он во многом зависит от нашего вратаря Сергея Волкова, который тащит всё, что можно и нельзя.
– Удивила ли тебя отставка Пикущака после того, как команда выдала хороший отрезок перед перерывом?
– Удивила, но подробно говорить об этом будет неправильно.
«Виталий Панов первым делом наладил оборонительные действия»
– Что скажешь о пройденных с иностранными специалистами сборах?
– Мы пытались играть комбинационно, много владеть мячом, но надо понимать, можешь ты играть в такой футбол или нет. На каких-то этапах у нас появлялась небольшая уверенность, но, как и в первой части сезона, когда мы пытались разыгрывать, у нас получалось так: «Мы им пасик – они нам голик».
Сейчас новый тренер Виталий Панов первым делом наладил оборонительные действия. Николаевич пришел с листа – без сборов и за пару дней до матча с «Велесом». Первые две игры не проиграли неплохим командам (после записи интервью «Акрон» одержал победы над «Ротором» и КАМАЗом – прим. Metaratings).
– Панов пришёл в команду без сборов, фундамента, не может рассчитывать на многих лидеров. «Акрон» сможет хотя бы удержаться на своих позициях?
– Удержаться не проблема, но какая разница, 15-е ты место займёшь или 5-е? В начале сезона была задача – попасть, как минимум, в зону стыковых матчей. До зимней паузы мы заложили какой-то фундамент, с которым сейчас могли атаковать позиции лидеров, но, в итоге, немножко забуксовали. Тем не менее, считаю, что шансы побороться за четвёрку ещё есть.
– Сейчас говорят о расширении РПЛ. Оно на руку «Акрону», но пойдёт ли на пользу российскому футболу?
– Для нас сейчас главное по спортивному принципу быть как можно выше. Наверное, для футболистов расширение – это хорошо, увеличится количество матчей. Но насколько команды будут конкурентоспособны, будут ли другие клубы готовы платить зарплаты, организовывать чартеры?
«Был немного шокирован, когда увидел, как Иванов разносит тренера»
– Ты играл в «Оренбурге». На твой взгляд, требование иметь стадион вместимостью не менее 10 тысяч – лишнее?
– Во-первых, до этого же их как-то пускали. И я думаю, если бы не нашлось другой команды с условиями для Премьер-Лиги, как «Нижний Новгород», их бы опять пропустили и всё было бы нормально.
– В «Оренбурге» ты начал играть в основе, забил первый гол команды в РПЛ, но потом Евдокимов посадил тебя в запас. Почему?
– Думаю, это надо ему позвонить спросить. Может, я действительно не очень хорошо выступал, может, есть другие причины.
– Когда Владимир Федотов работал помощником, было заметно, что он может стать одним из лучших главных тренеров в РПЛ?
– Не скажу, что тогда видел в нём какого-то топ-специалиста.
– Владимир Рыков рассказывал, что Григорий Иванов устраивал разносы тренерам прямо в раздевалке «Урала» при игроках. Бывал ли ты свидетелем такого?
– Бывал, и не раз. Для меня это не очень понятная история – Гинер же не придёт в раздевалку и не начнёт всех мочить. Над этим подшучивали, когда я был в других командах, но я не обращал внимания. А когда сам очутился, был немного шокирован.
– У тренера после такого может остаться какой-то авторитет?
– Не думаю. Неправильно так делать. Президент может разнести тренера в личной беседе. Хотя «Урал» – его клуб, он находит и вкладывает деньги, может делать, что хочет. Хочет сидеть на скамейке – может сидеть.
– Тебя откровенно зачехлили в «Крыльях», где преобладают клиенты агента Павла Андреева. Что тебе говорили перед переходом?
– Скажем так: люди обещали, что всё будет по-другому, а осталось так, как есть. Все, кто более-менее разбирается в футболе, всё понимают по поводу этой ситуации.
«Спорт должен быть далёк от политики. «Спартак» долго шёл к плей-офф, но их отстранили»
– С какой целью ты уехал из ЦСКА в Чехию? Чтобы потом вернуться в Россию, как получилось у Караваева, или чтобы закрепиться в Европе?
– Ехал за игровой практикой. Хотелось попробовать себя в Европе, «Слован» и в Лиге Европы играл. Не скажу, что жалею, что не остался там. Мы разговаривали с тренером, он предлагал остаться, но конкретных предложений не было, в отличие от «Оренбурга» – вот такая зарплата, будешь играть, пять дней на раздумья.
Думал, но не буду же я ждать непонятно чего, как получилось на следующий год. «Оренбург» предлагал остаться, но я вернулся в ЦСКА, провёл сборы, а потом мне сказали идти в аренду, когда все команды были уже укомплектованы и тот же «Оренбург» предлагал уже другие условия.
– Как оценишь чешский период в игровом плане?
– Мне очень нравилось: и команда играющая, и тренер хороший, который сейчас «Славию» тренирует – Индржих Трпишовски, его называют чешским Клоппом. Мы завоевали бронзовые медали. Я тогда не так много внимания обращал, как кто работает, но мы играли в хороший футбол. Всё время на мяче, через пас, вратарь всё время был задействован в атаке. Когда я забил гол «Браге» после диагонали метров на 80, могло показаться, что мы играем в бей-беги, но всё так и было задумано.
– Держишь ли ты связь с кем-то из «Слована», изменилось ли в Чехии отношение к русским сейчас?
– Не интересовался. Но в «Аталанте» же вот играют Малиновский с Миранчуком, находят общий язык, вполне ладят. Считаю, что спорт должен быть далёк от политики. «Спартак» долго шёл к плей-офф, но их отстранили.
– Ты рассказывал, что в Либереце по-русски отказывались говорить даже те, кто его знает.
– А зачем им говорить на русском в своей стране, где основным языком является чешский? Здесь нет никаких предубеждений, это я приехал к ним в страну. Может, кто-то из них уже забыл русский из-за отсутствия практики. Например, в «Словане» был администратор, который неплохо для чеха разговаривал по-русски.
«Хочу заслуженно получить место в Премьер-Лиге и не надеяться на отъезд легионеров»
– Никита Чернов тоже вызывался в сборную при Капелло, тоже оказался не нужен ЦСКА, поиграл в ФНЛ, но теперь вернулся в клуб таких же амбиций, перешёл в «Спартак». Представляешь себя на его месте?
– Мы с женой постоянно разговариваем на эту тему. Если будет возможность, то, конечно, пойду в клуб, который борется за чемпионство, Лигу чемпионов, а не в команду ФНЛ. Мне тоже надо зарабатывать деньги, у меня немаленькая семья. Можно недолюбливать какие-то команды, но жизнь длинная, никогда не говори никогда.
– Чувствуешь, что можешь вернуться из ФНЛ на уровень топ-клуба?
– Да, чувствую, почему нет. Сейчас надо поиграть, получить уверенность в себе, показать статистику и игру – и всё будет.
– Ведутся ли переговоры о продлении контракта с «Акроном» и как считаешь, поможет ли отъезд легионеров тебе в будущем вернуться в Премьер-Лигу?
– Переговоры о продлении контракта сейчас не ведутся. По легионерам: может, в будущем это даст многим возможность выступать в РПЛ, но я бы не хотел добиться этого права таким путем. Я хочу заслуженно получить место в Премьер-Лиге. Для этого надо качественно восстановиться и провести остаток сезона на хорошем уровне, забить пару-тройку голов.
***
В следующем матче Олимп ФНЛ «Акрон» 2 апреля примет «Краснодар-2», который в прошедшие выходные разнес лидеров из Оренбурга 5:2. Тем не менее, фавориты именно тольяттинцы: на их победу «Олимп» предлагает коэффициент 1,99 , на ничью – 3,25 , на победу краснодарцев – 3,64 .
Получить бонус для ставок от титульного партнёра ФНЛ