Фрибет 15000 ₽
Рунет выбирает
84
83
82
75
81

13 лет назад разбился хоккейный «Локомотив». Вспоминаем каждого

07.09.2024
11:00
Читать полностью

7 сентября 2011 года – худший день в истории хоккея. Страшная авиакатастрофа унесла жизни 37 игроков, тренеров и сотрудников клуба, а также семи членов экипажа – выжить удалось только одному. Metaratings.ru скорбит по людям, у которых вся жизнь была впереди, и вспоминает, какими они были.

Локомотив

Стефан Лив, вратарь, 30 лет

Вряд ли бы он попал в «Локомотив», да и вообще в хоккей, если бы родная мать не отказалась от него сразу после рождения, поскольку родился Стефан в Польше. Но в полтора года его усыновила семья из Швеции. В 10 лет – новое испытание, от рака за 2 месяца ушел приемный отец. Парень не пошел по наклонной благодаря хоккею. С родной матерью он иногда общался по e-mail.

Стефан Лив

Александр Вьюхин, вратарь, 38 лет

Голкипер уже готовился к завершению карьеры и открыл в Омске ресторан, но, по словам его вдовы в фильме Sport24, решил поиграть еще из-за коллектива, который собрался в Ярославле перед сезоном: «Если бы такой команды не было, я уверена, он бы закончил. Но он говорил, что такая команда больше никогда не соберется, что это та команда, в которой хочется поиграть. Такой шанс зацепить медаль, что я не могу от него отказаться. Бесполезно было отговаривать – это его мечта, и вот она сейчас сбудется».

Виталий Аникеенко, защитник, 24 года

Киевлянин был бесконечно предан хоккею – вставал в 5 утра, не пропускал ни одной тренировки, играл через боль, упрашивал доктора разрешить сыграть с ангиной, чем шокировал мать. Успокаивал ее на отдыхе, когда у нее украли сумку со всеми документами, словами «Никто же не умер, документы можно восстановить». В отличие от многих детей из неполных семей, не хотел, чтобы мама была одна – по словам Ларисы Васильевны из интервью «Чемпионату», сейчас она вышла замуж и старается жить так, как хотел бы ее сын.

Михаил Баландин, защитник, 31 год

Всю жизнь провел в разъездах, но всякий раз возвращался в Ярославль. Хоккеист вырос в ярославском спортинтернате, но попал в «Локомотив» только после Пензы и московских «Крыльев». Затем уезжал в Уфу, в «Ладу», играл в ЦСКА и Мытищах, но при первой возможности гнал в Ярославль к жене и дочке. Наконец, летом 2011 года наконец вернулся в «Локо».

Роберт Дитрих, защитник, 25 лет

Будущий защитник сборной Германии родился в Казахстане, но семья быстро переехала на историческую родину, где парень сделал небанальный для Германии выбор между футболом и хоккеем, хотя по футболу входил в юношескую сборную Баварии. С Россией судьба его изначально связывала – в НХЛ его подписали после российского ЧМ, перед переходом в «Локомотив» его сборная Германии обыграла Россию на ЧМ. Роберт согласился перейти в «Локомотив» летом 2011-го, только если «Мангейм» разрешит ему вернуться до декабря – не был уверен, что в России пойдет. Но с первого дня понял, что это команда его мечты.

Роберт Дитрих

Марат Калимулин, защитник, 23 года

По натуре он был скорее молчуном. С детства понял, что его место – в защите. Играл дисциплинированно, брал умом, а не габаритами. Однако никакой унылости – лучшие шутки часто выдавал именно он, представлялся мумией-3, когда перебинтованный подходил к гендиректору «Лады». И непонятно, шутил ли, когда говорил, что хоккеем увлекся из-за заливочной машины. Но все сходились в одном – Марата ждала блестящая карьера и сочинская Олимпиада.

Карел Рахунек, защитник, 32 года

Чеха уже и не считали в Ярославле легионером – в 2010 году он пришел в «Локомотив» в третий раз и сразу же стал капитаном. Был самым веселым из иностранцев и связывал их с русскими, смешивал пепси с фантой, впечатывал богатыря Артюхина в борт так, что заградительное стекло разлеталось вдребезги. Перед последним возвращением в «Локо» сказал, что едет как к себе домой.

Карлис Скрастиньш, защитиник, 37 лет

Скрастиньш получил прозвище «Железный человек» задолго до того, как этот герой комиксов стал мэйнстримом. Причем это прозвище ему дали за игру без травм, болячек и усталости не где-нибудь, а в НХЛ. Он приехал в «Локомотив» натаскивать молодых спустя 13 лет за океаном – был железным, но именно что человеком, который уважал партнеров, журналистов, болельщиков – всех. Спустя 5 месяцев после трагедии у Карлиса родилась третья дочка.

Павел Траханов, защитник, 33 года

Талант игрока в свое время открыл Сергей Наильевич Гимаев, который позвал его в ЦСКА. «Армейцам» Траханов отдал большую часть жизни, но чемпионство не взял ни с ним, ни с ХК МВД, ни с «Атлантом». После двух проигранных финалов подряд Павел подписал контракт с «Локомотивом» и надеялся наконец взять трофей в своей новой ярославской команде. Партнеры называли его самым семейным парнем. Жена не может и не хочет никем его заменить, а младший из двух сыновей продолжает дело отца, взял его номер и говорит, что будет как папа.

Юрий Урычев, защитник, 20 лет

В начале 2011-го Урычев вместе с молодежной сборной сотворил чудо – на молодежном ЧМ в Баффало Россия проигрывала 0:3 канадцам, но парни вырвали финал. Юра, которого с младенчества тянула одна мама, играл тогда с травмой, был тихим и скромным за пределами льда, но жестким и решительным на площадке. Потому неудивительно, что на старте сезона у него была 5-матчевая дисквалификация и травма – на выезде, куда отправлялся «Локомотив», он бы в любом случае не сыграл, но был частью команды и полетел с партнерами.

Даниил Собченко и Юрий Урычев после победы на МЧМ

Максим Шувалов, защитник, 18 лет

Самый молодой игрок той команды встал на коньки только в 8 лет – и родители с трудом представляли его в хоккее из-за скромности и доброты. Зато парень вышел ростом, чем и привлек тренера в Рыбинске. В 11 пришлось переехать в ярославский интернат, куда мама поначалу приезжала каждый день. Накануне вылета он был уставшим и сказал ей по телефону «Может, меня и не возьмут в Минск. Хотя нет, надо лететь». Макс вырос невероятным романтиком и покорил свою девушку Ольгу, с которой встречался два года. В день перед трагедией они необычно долго прощались, а в 15:58 он написал последнее СМС – «Люблю! Вылетаем».

Руслан Салей, защитник, 36 лет

Родители и старшая сестра Руслана поражались, что он будто родился взрослым – всегда был рассудительным, спокойным, без истерик и неудобств для окружающих. В хоккее и оказался потому, что возить его на картинг было некому, а секция хоккея располагалась намного ближе к дому. Отчасти делом случая стал и отъезд за океан из-за запрещенного вещества в микстуре от ангины. Дальше были финал Кубка Стэнли и почти тысяча матчей в НХЛ. В год, когда «Анахайм» уже без него взял трофей, у Салея родился сын: «Я свой Кубок в этом году уже выиграл». Жена и дети были для него центром вселенной – ради их благополучия он отказался от мечты сыграть тысячу матчей в НХЛ и поехал в Россию за Кубком Гагарина. Поначалу были надежды и сообщения, что он уже ждал команду в родном Минске, куда вылетал «Локомотив», но Руслан был вместе с парнями…

Руслан Салей

Александр Васюнов, нападающий, 23 года

Родился в Ярославле и прошел все ступени хоккейной школы, где очень выделялся уже с 10 лет. К 23 годам уже успел съездить в НХЛ и немного поиграть с Ильей Ковальчуком за «Нью-Джерси», но не хотел оставаться в фарм-клубе и решил еще год поиграть в родном «Локомотиве», чтобы вернуться за океан более готовым. Александр был активным парнем – в детстве любил похулиганить, затем – мог хорошо погулять и спеть, быстро гонял за городом и сколько же всего не успел сделать.

Йозеф Вашичек, нападающий, 30 лет

Каким же звездным был тот «Локомотив»! Чех приехал в Ярославль уже с Кубком Стэнли и золотом чемпионата мира, но по-настоящему своим стал именно в «Локо» – набирал почти по очку за игру, а болельщики прозвали его «Нашичек» и «Забивашечек» и не позволяли ему спокойно сходить в ресторан – приходилось давать фото- и автограф-сессии. Впрочем, Йозеф и сам любил больше сидеть дома со своей Микаэллой, с которой познакомился еще в 15 лет.

Павол Демитра, нападающий, 36 лет

Настоящий джентльмен (получал даже соответствующий приз в НХЛ), «пан Профессор» стал символом словацкого хоккея, хотя свой единственный ЧМ в 2002 году команда выиграла как раз без него. Павол пробился в НХЛ уже через год после драфта в девятом раунде – поднялся с самых низов в рекордные сроки. В 2005-м жизнь нанесла главный удар – умер один из новорожденных близнецов Демитры, Тобиас. На фоне этого, конечно, четвертое место на Олимпиаде в Ванкувере, где он стал лучшим бомбардиром турнира и отправил Россию под канадский каток – просто житейская ерунда. Даже в 36 Павол сходу стал лучшим бомбардиром «Локомотива».

Йожеф Вашичек и Павол Демитра

Александр Калянин, нападающий, 23 года

Сашу поставили на коньки уже в три года – и он заскользил в этих коньках по стопам отца-хоккеиста. Калянин получил хорошую школу в Челябинске, но не играл за молодежные и юношеские сборные. Александр терпел, работал и отлично использовал шанс в «Локомотиве» – его вызвали уже в основную сборную. Отлично все шло и на личном фронте: со своей девушкой Ириной летом 2011-го он, верующий человек, посетил святые места Израиля, но тяжело пережил катастрофу теплохода «Булгария», случившуюся за два месяца до крушения Як-42. Незадолго до вылета они с Ириной посмотрели фильм «Пункт назначения-5», который завершается крушением самолета, и хоккеист отшутился: «Да ладно, это всего лишь кино…»

Андрей Кирюхин, нападающий, 24 года

А вот отец Кирюхина был футболистом и играл за «Шинник», но сын пошел в главный ярославский вид спорта. Анатолий Кирюхин так и не увидел дебюта сына за «Локомотив». Мама же, учитель русского и литературы, приучала сына к книгам, музеем и вырастила начитанного, юморного, веселого парня, который собирался жениться и уже сделал своей девушке предложение…

Никита Клюкин, нападающий, 21 год

Делал первые шаги в хоккее в родном Рыбинске, но школа начала разваливаться – оставалось либо завязывать, либо пробиться в «Локомотив». Тренеры не видели в Никите таланта, он выглядел хуже сверстников, но за два месяца своим трудом сумел доказать, что достоин зачисления – во время просмотра они с отцом снимали квартиру и ждали решения. Клюкин еще и хорошо учился, сидел на первой парте, тянул руку, был назначен капитаном молодежной команды и стал единственным из своего возраста, кто пробился в основу.

Ян Марек, нападающий, 31 год

Чех был одним из новичков, которого брали под победу в Кубке Гагарина – ранее он забивал «золотой гол» за «Металлург», а весной 2011-го высадил из плей-офф свой будущий клуб. У Марека была репутация очень непростого парня, но результатом он перекрывал всё. Не успел Ян дебютировать в КХЛ за «Локомотив», как уже начал просить расторгнуть контракт – его жена, с которой он жил в соседних квартирах, но познакомился только в 18 лет, родила первенца, и Марек хотел перебраться поближе к семье, в Швейцарию. Но руководство уговорило остаться.

Ян Марек

Сергей Остапчук, нападающий, 21 год

Белорус переехал в Россию еще 11-летним пацаном – в московских «Динамо» и «Спартаке» у него было больше шансов вырасти в мастера, чем на родине. В 17 Сергей перебрался в «Локомотив», и сезон-2011/12 должен был стать для него прорывным – тренер Маккриммон наигрывал его в первом звене со звездами Демитрой и Вашичеком. После прилета в Минск Сергей хотел поздравить с 60-летием отца, который в свое время и привез его в Россию.

Павел Снурницын, нападающий, 19 лет

Рыжий и вечно жизнерадостный парень поначалу не выделялся среди других хоккеистов, но Петр Воробьев говорил, что он запрограммирован играть на высоком уровне. Павел дарил окружающим радость, обожал гулять с племянником, собирался отдать свой первый миллион сестре, ходил в кино с глазированными сырками и «снежком» вместо поп-корна, планировал роскошную свадьбу за границей и ждал, что получит шанс и выйдет на лед в первом матче сезона в Минске.

Даниил Собченко, нападающий, 20 лет

Вместе с Урычевым помогал сборной сделать суперкамбэк в финале молодежного ЧМ против канадцев. Он не был главной звездой той команды, но выделялся характером, говорил, что думал, и не переживал о последствиях. Пресс-атташе той сборной Михаил Зислис в «СЭ» привел несколько примеров. Тренер берет в юниорскую сборную за деньги? Расскажет об этом в интервью да еще и таксу в 50 тысяч долларов назовет. Не нравится тренер? Ему тоже достанется. Не впечатлил в Суперсерии Кутюрье? Пишем: «Кутюрье ни о чем». И возвращаемся домой с золотом ЧМ.

Иван Ткаченко, нападающий, 31 год

Иван Ткаченко

Светлый символ той команды, которого невозможно было не любить. Ивана называют душой команды, человеком, который жил для всех – всегда был готов пообщаться, помочь любому и поиграть с детьми во дворе. Что может охарактеризовать Ткаченко лучше, чем перевод полумиллиона на лечение тяжелобольной девочки, сделанный за 15 минут до рокового вылета? Причем о том, что он спасал жизни, узнали только после смерти хоккеиста. Отец двух дочерей так и не дождался рождения первого сына, который появился на свет в январе.

Геннадий Чурилов, нападающий, 24 года

Родился в не менее хоккейном городе, Магнитогорске, но уже в 16 лет уехал в Канаду. Однако становление хоккеиста произошло, впрочем, в «Локомотиве», за который Геннадий выступал с 2005 года. Любимая Марина была за ним как за каменной стеной, у них уже была назначена дата свадьбы – 2 июня 2012 года. Утром 7 сентября 2011-го Марина везла Геннадия на тренировку и чуть не попала в аварию. А перед вылетом Чурилов говорил с отцом так долго, как никогда – из-за политического форума было непонятно, когда вылет «Локомотива».

Артем Ярчук, нападающий, 21 год

Плавать он начал раньше, чем ходить, но однажды семья Ярчука встретилась в бане с хоккейным тренером, который предложил отдать мальчика в хоккей. 5-летний Артем начал тренироваться с группой на год старше, не умея стоять на коньках. Ярчук был веселым парнем, не терялся в трудных ситуациях и находил неожиданные выходы – например, в одном из матчей команда забыла на игру капы, судья пригрозил удалением, а он напихал себе в рот изоленты, отыграл период, но потом получил отравление. Парень был очень популярен у девчонок, но главной его фанаткой была бабушка, которая не пропускала его игр и ездила даже в Воркуту.

Александр Галимов, нападающий, 26 лет

Александр Галимов

Мама Роберта Дитриха, который пробыл в «Локомотиве» всего-ничего, говорила, что достаточно только посмотреть на Сашу – и весь день можно ходить улыбаться. Пережил друзей на 5 дней – катастрофа произошла 7 сентября, а за жизнь Галимова врачи боролись до 12-го. Спасатели рассказали, что уроженец Ярославля, всю жизнь отыгравший за родную команду, самостоятельно выбрался из самолета и даже представился им, но затем шок прошел – с ожогами 90% тела выжить вряд ли возможно. На проводы пришли 7 тысяч человек.

Брэд Маккримон, главный тренер, 52 года

Один из лучших защитников НХЛ работал с игроками своего амплуа во многих клубах НХЛ, в том числе в «Детройте» Майка Бэбкока, а в Россию поехал реализовать амбиции главного. И шло все просто шикарно – на турнире в Риге «Локомотив» не пропустил даже одной шайбы, скоро в Россию должна была приехать супруга, а дети обещали прибыть на Рождество.

Брэд Маккримон

Игорь Королев, старший тренер, 41 год

Бывший игрок «Локомотива» и пяти клубов НХЛ был знаком Маккирмону и под его руководством собирался начать тренерскую карьеру спустя год после окончания игровой.

Александр Карповцев, тренер, 41 год

Карповцев и Королев вместе еще с «Динамо» конца 80-х. Затем оба уехали в НХЛ, оба играли за «Локомотив», обоих знал Маккирмон. С одной лишь разницей – Карповцев закончил пораньше и уже три года отработал в тренерском штабе ярославцев.

Николай Кривоносов, тренер по физподготовке, 41 год

Сын хоккеиста и тренера Ивана Кривоносова собирался продолжить дело отца, но попрощался с хоккеем из-за травмы колена, после чего всерьез занялся фитнесом и применил накопленные знания в любимом виде спорта.

Евгений Сидоров, тренер-методист, 43 года

Родился в семье военного, учился на физика – перевелся на университет в Ярославль из Чернигова в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Был учителем в школе, работал массажистом в хоккейном «Торпедо», затем в молодежной сборной, а аналитический склад ума в итоге оказался востребован и в тренерском штабе.

Юрий Бахвалов, массажист, 47 лет

В юношеском возрасте занимался греблей на байдарках и каноэ, а затем выучился на мануального терапевта и с 1996 года трудился в хоккейном клубе, тогда еще «Торпедо». Совмещал работу массажиста с должностью видеооператора.

Александр Беляев, сервисмен, 48 лет

Мастер спорта по спортивной гимнастике работал массажистом в ярославском хоккейном клубе с 1988 года, на собственные деньги обустроил во дворе своей многоэтажки спортивные площадки.

Андрей Зимин, врач, 49 лет

Как и Беляев, был мастером спорта по спортивной гимнастике, но после завершения карьеры пошел не на кафедру физвоспитания, а в медицинский. Также в клубе с 1988 года.

Евгений Куннов, массажист, 41 год

В детстве занимался кикбоксингом и футболом, окончил факультет физкультуры Ярославского педагогического университета, в «Локомотиве» работал с февраля 2011-го.

Вячеслав Кузнецов, массажист, 27 лет

Занимался легкой атлетикой и гиревым спортом, в Ярославском педагогическом получил дополнительную специальность массажиста и устроился в клуб в 2009 году.

Владимир Пискунов, администратор, 52 года

Играл за ярославское «Торпедо», которое покинул только по приглашению Виктора Тихонова – переехал в 1977 году в рижское «Динамо» и совмещал игру за него со службой в армии. Затем вернулся домой и из-за травм завершил карьеру. В 1982 году стал детским тренером, в 1985-м – бессменным администратором команды.

Команда

Андрей Соломенцев, командир судна, 44 года

Опытный пилот с налетом 6954 часа, 1525 на Як-42. Стал командиром Як-42 с февраля 2010 года, до этого был вторым пилотом.

Игорь Жевелов, второй пилот, 49 лет

Налетал 13 492 часа, 613 на Як-42. Был КВС-инструктором на Як-40, с 2006 по 2009 год являлся замом гендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис».

Официальной причиной авиакатастрофы названо нажатие педалей тормоза кем-то из пилотов во время разгона.

Сергей Журавлев, бортмеханик, 42 года

С января 2006 года выполнял полеты в должности борттехника Як-42, налетал 568 часов.

Елена Сарматова, бортпроводник, 29 лет

Вышла замуж за три месяца до катастрофы. Планировала оставить работу и стать матерью.

Надежда Максумова, бортпроводник, 37 лет

Встречалась с командиром судна Андреем Соломенцевым, в планах пары была свадьба.

Елена Шалина, бортпроводник, 27 лет

У нее осталась 3-летняя дочь Ира, отец которой погиб еще когда она не родилась. Опекунство оформили бабушка и дедушка.

Владимир Матюшкин, инженер, 49 лет

Летел, как и Александр Сизов, в пассажирском салоне на последнем ряду и отвечал за эксплуатацию самолета на земле.

Александр Сизов, инженер по эксплуатации – единственный выживший

Как и Александр Галимов, не был пристегнут. Его нашли стоящим в горящей реке с телом Матюшкина. Отделался ожогами 15% тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер. Сизов не дает интервью – а в одном обрывочном в 2013 году сообщил, что у него все нормально и он продолжает работать техником в ОКБ Яковлева в Жуковском.

В публикации использованы материалы «Ярославского региона», «Чемпионата», «РИА Новости», Sport24, «Московского комсомольца».

Подпишись на Metaratings.ru
Рейтинг: 5
Реклама 18+   ООО "Фортуна"; Erid: 2Vtzqv8UXfZ